
1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел даёт ряд практических советов о том, как должна быть организована жизнь в христианской общине.
Эпоха древней Церкви — это время чрезвычайных харизматических дарований. Одним из самых ярких был дар говорения на иностранных языках. Как мы знаем из книг Нового Завета, он использовался не только для проповеди христианства иноплеменникам, но также и для наставления самих верующих. Не вдаваясь в природу этого явления, можно сказать, что были те, кто говорил на незнакомых языках и были те, кто их истолковывал окружающим. То есть, люди, обладающие пророческим даром понимания этого сверхъестественного откровения. Порой на богослужениях воцарялся беспорядок из-за того, что сразу несколько человек в состоянии духовного восторга начинали говорить на незнакомом языке, словно, вступая в соревнование друг с другом. Сегодня апостол Павел советует не делать этого. На службе должен быть порядок. Говорить могут максимум три человека, один за другим и обязательно в присутствии толкователя. Обладающие даром говорения на языках должны контролировать себя, уметь вовремя остановиться. В противном случае всё, что они скажут, превратиться в тарабарщину, так как не будет служить к пользе и наставлению ближних. Люди должны понимать, что им открывает Господь через своих пророков. Сказанное должно доходить до их умов и сердец.
Второй совет касается статуса женщины в Церкви. Ей запрещается учить. Да и сама учиться она могла только дома, задавая вопросы мужу. Здесь Павел рассуждает вполне в духе своего времени. Положение женщины в том обществе было второстепенным. Она во всём должна была подчиняться мужу. Считалось, что величайшей добродетелью для неё является молчание. Жизнь в церковной общине неизбежно в той или иной степени отражала эти социальные тенденции. А потому такие рекомендации необходимо в первую очередь понимать в их историческом контексте. История Церкви явно свидетельствует, что вряд ли перед нами универсальные правила на все времена.
Как бы то ни было, в этом послании апостола содержится важный урок. Несмотря на то, что в основе церковной жизни лежит свобода, она не допускает хаоса и беспорядка. Всё должно быть здесь благопристойно и чинно. Потому что, выражаясь словами апостола, Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира и пребывает Он в мирной обстановке.
Псалом 108. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда люди спрашивают: что христианство принесло в мир? Разве он как-то, по существу, изменился за эти две тысячи лет? Ответить на этот вопрос помогает 108-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Как-то недавно на исповеди один молодой человек сказал мне, что ненавидит себя за то, что порой чувствует злобу и раздражается. По большому счёту и с остальными грехами было то же самое. Они вгоняли его в тоску, потому что он очень хотел быть идеальным, но у него не получалось. Со своей стороны, я попробовал обратить его внимание на то, что сами по себе возникающие чувства не так греховны, как последующие мысли и уж тем более дела. Вопрос не столько в том, что он злится, сколько в том, что он делает со своей злобой? В конце концов злоба — это ведь всегда реакция на что-то неприятное и недолжное, на внешние обстоятельства, на состояние или поведение своё или окружающих... И бывает достаточно изменить угол зрения, и злоба, например, превратится в молитву о вразумлении, если другой заблуждается, или исцелении, если он болен. Так или иначе, с христианской точки зрения, злоба и ненависть возможны только ко греху и никогда ко грешнику. Поэтому, молодой человек, с которым я говорил, был неправ в том, что ненавидел себя, но прав в том, что христианин призван бороться со злобой в себе, она попросту не может быть легальна в его сердце.
Псалом, который мы сейчас услышали, очень яркий и искренний. Давид стремился к правде Божией, он старался любить тех, кто враждовал против него и даже молился за них. Однако за добро ему воздавали злом и за любовь — ненавистью. И в итоге поведение грешников привело к тому, что он стал желать им зла и даже начал молиться об этом. Кто из нас не возгорался похожими мыслями в минуту горькой обиды, предательства или чего-то подобного. Вряд ли найдётся христианин, чьё сознание хотя бы на мгновенье никогда не посещали мысли об отмщении обидчикам. Однако мы просим за них прощения и не выстраиваем череду подобных мыслей в череду молитвенных прошений. И даже почувствовав в своём сердце подобные вещи, мы стремимся перенести их с грешника на грех, не давая места злобе. Более того, задумываясь о бедах, которые так или иначе происходят в жизни наших обидчиков, мы говорим, что Бог любит всех, но грешники своими поступками закрываются от Его милости. И даже попуская в их жизни страдания, Господь позволяет им произойти ради их вразумления и спасения. О том, что Бог любит праведников, люди в Ветхом Завете знали очень хорошо, но о том, что Он готов прийти и умереть ради спасения грешников, они узнали только в Новом.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 238 зач., I, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 90-е годы, читая аскетическую литературу, некоторые верующие решили, что помощь ближним и деятельная любовь к ним — слишком простой, если не сказать примитивный уровень, в отличие от сердечной молитвы и стремления к личному спасению. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Случается, что известные цитаты люди искажают в угоду своим интересам. Впрочем, нередко они делают это неосознанно, без злого умысла, не задумываясь над тем, насколько меняется первоначальный смысл сказанного. Причём, очевидно, есть разница в том, какие слова оказываются искажены. Ведь одно дело — использовать историческое описание или цитату из литературного произведения и другое — духовный совет, на который люди будут ориентироваться. Искажение последнего значительно хуже. Одним из самых ярких и печальных примеров искажений подобного рода, я думаю, можно считать фразу, которую приписывают преподобному Серафиму Саровскому: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Этой фразы преподобный никогда не говорил. Он сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Может показаться, что разница несущественна, но на самом деле она огромна. Ведь в первом случае человеку предлагается стремиться в первую очередь к своему спасению, а остальные пусть спасаются по остаточному принципу. В свою очередь стяжать мирный дух можно именно в общении с Богом и людьми, по-евангельски. Примечательно, что, когда сторонники индивидуального спасения и заботы в первую очередь о себе приводят цитаты древних отцов, в защиту уединения, сами они живут в городах, среди людей и ни в какие пещеры не уходят. Да и внимательное чтение собственно аскетической отшельнической литературы показывает, что и для анахоретов деятельная любовь была важнейшей частью пути спасения.
В отрывке из послания к Филиппийцам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о том, что для него лучше: умереть и отправиться ко Христу или ещё пожить и быть полезным братии. Жизнь для него — Христос, и смерть — приобретение. И эти слова тоже часто цитируют, будто бы подтверждая, что христиане должны стремиться переходить от этой жизни к грядущей. Однако для самого Павла это было вопросом, ведь уходя, он оставил бы людей, которым помогал на пути спасения, без поддержки. Конечно, апостолу хочется быть со своим Господом и для него, как он уверен, это лучший путь... Но Павел христианин и не мыслит себя отдельно от ближних, которым он нужен. И апостол внутренне чувствует, что будет жить, для него важен не только его собственный успех, но и успех учеников, их радость в вере. Он надеется на их духовный рост и достойную жизнь во Христе и на их единодушие в подвиге за веру.
Имел ли апостол Павел опыт сердечной молитвы и личного, внутреннего предстояния Богу? Несомненно. Мы знаем об этом из самых разных текстов, которые сохранились под его именем. Но он, со всей очевидностью, не считал, что христианин в духовной жизни может быть индивидуалистом, думающим только о себе. Думать о себе для нас и так естественно! Но раз мы, как христиане, призваны возвышаться над естеством, будем думать о ближних и стремиться к общему спасению, к единству во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать талантливых ребят из детских домов, участников программы ПАЗЛ

Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» в рамках программы «ПАЗЛ» помогает подросткам из детских домов освоить профессию в области информационных технологий. В течение 3-х лет ребята изучают основы программирования и дизайна, получают практический опыт, учатся работать в команде и создавать собственные проекты.
Тимур Бикбаев из города Тольятти тоже стал участником программы «ПАЗЛ». Благодаря этому он не только открыл для себя мир информационных технологий, но даже обрёл семью. В рамках обучения Тимур выбрал сразу два направления для развития. Серьёзная нагрузка его не смутила, настолько он был увлечён получением новых знаний и опыта. В мае этого года Тимура, как одного из лучших учеников, пригласили в Санкт-Петербург, где он посетил IТ-компании и принял участие в стажировке.

С самого начала обучения в программе «ПАЗЛ» Тимура поддерживала Юлия Бакулина, педагог-психолог детского дома. «Когда я впервые увидела, с каким энтузиазмом он взялся за программирование, поняла — перед ним открыты все двери. Он не просто учился — он буквально «горел» каждым проектом. Я очень горжусь его успехами. Можно сказать, что эта программа нас с ним объединила, — делится Юлия. Со временем она совместно с супругом приняла решение взять Тимура в свою семью. Сегодня молодой человек учится в колледже и продолжает развиваться по выбранным направлениям. И на этом пути ему очень помогает поддержка приёмных родителей.
Программа «ПАЗЛ» фонда «Будущие лидеры» меняет жизни подростков из детских домов. Даёт им возможность освоить программирование и дизайн, получить профессию и реализовать свои таланты. Поддержать программу и ребят из детских домов можно на странице проекта «ПАЗЛ».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов