
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Французский антрополог Клод Леви-Стросс с большим интересом изучал, как разные народы понимают универсальные, казалось бы, понятия. Такие, например, как будущее и прошлое. Так вот — Леви-Стросс обнаружил, что американские индейцы фактически не различают два этих явления. Для них будущее и прошлое существуют в неразрывной связи. И если попытаться объяснить эту связь при помощи визуального образа, то получится примерно следующее.
Человек, по мнению индейцев, идет по жизненной линии спиной вперед. И будущее в их понимании — это те события, которые, попав в периферию зрения, тут же становятся частью отчетливо обозреваемого прошлого. Таким образом, для американских индейцев всё новое неминуемо накладывается и автоматически сравнивается с уже случившимся. И оказывается, что под луной действительно случается не так уж и много нового. Вот почему коренное население Америки столь скептично относится к научно-техническому прогрессу и иным утопическим стремлениям мира, который гонится за будущим, презирает прошлое, а потому постоянно наступает на грабли уже преодоленных, казалось бы, когда-то проблем. О пользе помнить прошлое — помнить честно, без романтического флёра, говорит нам сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к коринфянам.
В данном месте святой обращается к еврейской части Коринфской церкви. До апостола дошли сведения, что христиане из евреев начали превозноситься над христианами из язычников, утверждая, что являются верующими первого сорта. Для вразумления своих учеников и примирения враждующих сторон Павел применяет очень суровый метод. В послании, которое явно читалось вслух для всех членов Церкви, апостол перечисляет неблаговидные события из истории народа Израильского. Говорит он преимущественно о том, что происходило с предками современных ему евреев в пустыне — после исхода из Египта.
Казалось бы, спасенный чудесным образом благодаря пророку Моисею народ избранный должен был всецело посвятить себя служению Богу в благодарность за освобождение. Но Библия говорит нам об ином. Евреи во время путешествия по пустыне впадали в идолопоклонство, поддавались блудной страсти, роптали на Господа и поднимали бунт против Него. За всеми этими проступками следовало наказание. Но не потому, что Бог жесток, а потому что ветхозаветные люди иных педагогических мер не понимали.
Зачем апостол Павел вспоминает грехи и кары из прошлого? Во-первых, потому что святой был против героизации истории Израиля. Он призывал помнить всё — и святость, и падения. Чтобы первым вдохновляться, а вторым вразумляться. Вторая причина важности сохранять максимально объективное отношение к прошлому состояла в том, чтобы в настоящем не наступать на пресловутые грабли совершенных когда-то ошибок. Евреи в пустыне были уверены, что если Бог спас их от Египта, то они являются избранными, а потому могут позволить себе многое. Некоторые современники апостола Павла, христиане из иудеев и язычников, тоже полагали, что если приняли крещение и обрели веру, гарантированы от наказания свыше.
Святой напоминает своим современникам и нам о том, что Бог по-настоящему неравнодушен к людям. Тех, кто искренне следует Его промыслу, Он поддерживает и воодушевляет. Тех, кто стремится ко греху, вразумляет, приводит в чувство. Не потому что жесток, а потому, что применяет к человеку те средства, которые именно этому человеку понятны. Завершая сегодняшний разговор, возьмем на вооружение следующие слова апостола Павла: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Не будем поддаваться самонадеянности. Не будем мыслить о себе лишнего. Пусть память об ошибках прошлого по-хорошему отрезвляет ум, а также вселяет в сердце надежду и веру в Бога — единственную нерушимую опору и верного защитника для каждого человека.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер