Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.

Глава 11.

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Основной богослужебный мотив Великого Четверга состоит в воспоминании установления Господом Иисусом Христом таинства евхаристии — таинства Пречистых Тела и Крови Христовых. Неудивительно, что в качестве апостольского чтения Великого Четверга Церковью был выбран именно этот отрывок Послания к Коринфянам, ведь он — самое раннее свидетельство о совершении таинства евхаристии в христианских общинах. В нем мы слышим схожий с евангельским рассказ об установлении этого таинства Господом Иисусом Христом, и здесь же находим то, чего нет в Евангелии — размышления о достойном участии в евхаристии. Эти размышления апостола в дальнейшем легли в основу церковного подхода к участию в таинстве Тела и Крови Христовых. Именно благодаря отрывку из Послания к Коринфянам мы знаем, что причащение может быть как достойным, так и недостойным. Те, кто вкушают Святые Дары недостойно, едят и пьют «осуждение себе», от чего становятся немощными, болеют, а некоторые и умирают.

К сожалению, апостол Павел в этом фрагменте не дает четкого и бесспорного определения того, что представляет из себя достойное участие в евхаристии, а что — недостойное. Он пишет лишь одну довольно загадочную фразу: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Существуют различные подходы к осмыслению заключительных слов этого предложения — «не рассуждая о Теле Господнем». Их можно понимать как указание на неправильное отношение к самому таинству Тела и Крови Христовых, к примеру, неверие в то, что в евхаристической чаше Истинное Тело и Истинная Кровь Спасителя. Можно ее понимать и иначе: как отсылку к мистическому Телу Церкви, которое есть также Тело Христово, об этом, размышляя о Христе, апостол Павел написал в Послании в Эфес — «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Если мы обратим внимание на 11-ю главу Первого послания к Коринфянам целиком, то увидим, что перед размышлениями о сути таинства евхаристии апостол Павел пишет о злоупотреблениях, которые случались при совершении этого таинства. Там речь идет как раз о непонимании того, что Церковь есть Тело Христово: «Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать Трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян» (1 Кор. 11:20–21). Здесь апостол указал на некоторые особенности совершения евхаристии в первохристианской общине, но любопытны и важны здесь не эти особенности, а то, что при совершении таинства сохранялось социальное расслоение. Были уважаемые богатые и презираемые бедные. Были первые и были последние. Все это говорило о том, что люди не осознавали себя единым Телом Христовым, против чего и выступает апостол. Нельзя причащаться тому, кто ощущает себя выше других членов общины. Нельзя причащаться тому, кто не готов поддержать другого и уступить ему первенство. Нельзя причащаться, если есть хоть какое-то превозношение. А превозношение, как мы знаем, есть мать весь всех пороков. Отсюда можно сделать тот вывод, который уже давно сделала Церковь: нельзя причащаться тому, кто не видит своего плачевного нравственного положения и не готов исправляться. Для такого человека участие в таинстве евхаристии попросту опасно, о чем и написал Христов апостол Павел.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем