
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основной богослужебный мотив Великого Четверга состоит в воспоминании установления Господом Иисусом Христом таинства евхаристии — таинства Пречистых Тела и Крови Христовых. Неудивительно, что в качестве апостольского чтения Великого Четверга Церковью был выбран именно этот отрывок Послания к Коринфянам, ведь он — самое раннее свидетельство о совершении таинства евхаристии в христианских общинах. В нем мы слышим схожий с евангельским рассказ об установлении этого таинства Господом Иисусом Христом, и здесь же находим то, чего нет в Евангелии — размышления о достойном участии в евхаристии. Эти размышления апостола в дальнейшем легли в основу церковного подхода к участию в таинстве Тела и Крови Христовых. Именно благодаря отрывку из Послания к Коринфянам мы знаем, что причащение может быть как достойным, так и недостойным. Те, кто вкушают Святые Дары недостойно, едят и пьют «осуждение себе», от чего становятся немощными, болеют, а некоторые и умирают.
К сожалению, апостол Павел в этом фрагменте не дает четкого и бесспорного определения того, что представляет из себя достойное участие в евхаристии, а что — недостойное. Он пишет лишь одну довольно загадочную фразу: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Существуют различные подходы к осмыслению заключительных слов этого предложения — «не рассуждая о Теле Господнем». Их можно понимать как указание на неправильное отношение к самому таинству Тела и Крови Христовых, к примеру, неверие в то, что в евхаристической чаше Истинное Тело и Истинная Кровь Спасителя. Можно ее понимать и иначе: как отсылку к мистическому Телу Церкви, которое есть также Тело Христово, об этом, размышляя о Христе, апостол Павел написал в Послании в Эфес — «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Если мы обратим внимание на 11-ю главу Первого послания к Коринфянам целиком, то увидим, что перед размышлениями о сути таинства евхаристии апостол Павел пишет о злоупотреблениях, которые случались при совершении этого таинства. Там речь идет как раз о непонимании того, что Церковь есть Тело Христово: «Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать Трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян» (1 Кор. 11:20–21). Здесь апостол указал на некоторые особенности совершения евхаристии в первохристианской общине, но любопытны и важны здесь не эти особенности, а то, что при совершении таинства сохранялось социальное расслоение. Были уважаемые богатые и презираемые бедные. Были первые и были последние. Все это говорило о том, что люди не осознавали себя единым Телом Христовым, против чего и выступает апостол. Нельзя причащаться тому, кто ощущает себя выше других членов общины. Нельзя причащаться тому, кто не готов поддержать другого и уступить ему первенство. Нельзя причащаться, если есть хоть какое-то превозношение. А превозношение, как мы знаем, есть мать весь всех пороков. Отсюда можно сделать тот вывод, который уже давно сделала Церковь: нельзя причащаться тому, кто не видит своего плачевного нравственного положения и не готов исправляться. Для такого человека участие в таинстве евхаристии попросту опасно, о чем и написал Христов апостол Павел.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема