Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.

Глава 11.

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Основной богослужебный мотив Великого Четверга состоит в воспоминании установления Господом Иисусом Христом таинства евхаристии — таинства Пречистых Тела и Крови Христовых. Неудивительно, что в качестве апостольского чтения Великого Четверга Церковью был выбран именно этот отрывок Послания к Коринфянам, ведь он — самое раннее свидетельство о совершении таинства евхаристии в христианских общинах. В нем мы слышим схожий с евангельским рассказ об установлении этого таинства Господом Иисусом Христом, и здесь же находим то, чего нет в Евангелии — размышления о достойном участии в евхаристии. Эти размышления апостола в дальнейшем легли в основу церковного подхода к участию в таинстве Тела и Крови Христовых. Именно благодаря отрывку из Послания к Коринфянам мы знаем, что причащение может быть как достойным, так и недостойным. Те, кто вкушают Святые Дары недостойно, едят и пьют «осуждение себе», от чего становятся немощными, болеют, а некоторые и умирают.

К сожалению, апостол Павел в этом фрагменте не дает четкого и бесспорного определения того, что представляет из себя достойное участие в евхаристии, а что — недостойное. Он пишет лишь одну довольно загадочную фразу: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Существуют различные подходы к осмыслению заключительных слов этого предложения — «не рассуждая о Теле Господнем». Их можно понимать как указание на неправильное отношение к самому таинству Тела и Крови Христовых, к примеру, неверие в то, что в евхаристической чаше Истинное Тело и Истинная Кровь Спасителя. Можно ее понимать и иначе: как отсылку к мистическому Телу Церкви, которое есть также Тело Христово, об этом, размышляя о Христе, апостол Павел написал в Послании в Эфес — «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Если мы обратим внимание на 11-ю главу Первого послания к Коринфянам целиком, то увидим, что перед размышлениями о сути таинства евхаристии апостол Павел пишет о злоупотреблениях, которые случались при совершении этого таинства. Там речь идет как раз о непонимании того, что Церковь есть Тело Христово: «Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать Трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян» (1 Кор. 11:20–21). Здесь апостол указал на некоторые особенности совершения евхаристии в первохристианской общине, но любопытны и важны здесь не эти особенности, а то, что при совершении таинства сохранялось социальное расслоение. Были уважаемые богатые и презираемые бедные. Были первые и были последние. Все это говорило о том, что люди не осознавали себя единым Телом Христовым, против чего и выступает апостол. Нельзя причащаться тому, кто ощущает себя выше других членов общины. Нельзя причащаться тому, кто не готов поддержать другого и уступить ему первенство. Нельзя причащаться, если есть хоть какое-то превозношение. А превозношение, как мы знаем, есть мать весь всех пороков. Отсюда можно сделать тот вывод, который уже давно сделала Церковь: нельзя причащаться тому, кто не видит своего плачевного нравственного положения и не готов исправляться. Для такого человека участие в таинстве евхаристии попросту опасно, о чем и написал Христов апостол Павел.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Во что мы верим
Во что мы верим
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.
Моя Сибирь
Моя Сибирь
В середине XVIII века Ломоносов сказал: "Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Можно только добавить, что и в духовном могуществе России Сибирь занимает далеко не последнее место. О её православных святынях, о подвижниках веры и  благотворительности, о её истории и будущем вы сможете узнать из программы «Моя Сибирь».
Стихи
Стихи
Звучат избранные стихотворения поэтов 19 – начала 20 веков о любви и дружбе, о временах года и праздниках, о лирическом настроении и о духовной жизни, о молитве, о городской жизни и сельском уединении.

Также рекомендуем