
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что Спаситель говорил о детях очень высоко. «Не мешайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие небесное». Но все ли в детском поведении правильно? Все ли спасительно? Или есть то, от чего вырастая мы должны избавляться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Любой человек, который имел счастье общаться с детьми, знает об их удивительной способности прощать обиды. Даже будучи невиновны и пострадав от несправедливости, дети скоро забывают зло, которое им причинили и бывают готовы, простив обидчика, снова быть с ним в хороших отношениях, играть и веселиться. Потом дети вырастают, начинают думать о себе высоко и обид уже просто так не прощают. Лучше их жизнь от этого не становится, но гордость уже не позволяет вернуться к прежней детской простоте и перестать манипулировать другими при помощи обиды.
Точно так же любой взрослый, общавшийся с детьми, знает об ограниченности детского опыта. О том, что во многих сферах жизни не разбираются и не отдают себе отчёта в том, почему и каким образом происходят те или иные события. Дети рады купленным вещам, рады появляющейся на столе и в холодильнике еде, но они не знают, что значит работа, не знают её трудностей, не умеют рассчитывать финансы, прогнозировать последствия своих действий, как полезных, так и вредных. И только со временем, когда дети взрослеют, жизнь приводит их к пониманию того, что нечто зависит от них самих, и если они этого не сделают, этого не сделает никто.
Всё это про детей понятно и большинству из нас известно, как известно в своё время было апостолу. При этом он, судя по всему, знал ещё кое-что, о чём мы порой забываем. Апостол Павел был уверен, что из детского поведения взять во взрослую жизнь, а что в детстве оставить. Именно поэтому, обращаясь к коринфянам, он говорит: не будьте детьми умом, на злое будьте младенцы, а по уму совершеннолетни. Павел стремится быть корректным и никого из коринфян не обидеть, поэтому выбирает такую мягкую и ироничную форму. При этом сама мысль, которую он стремится донести очень важная и серьёзная. Апостол призывает учеников помнить, что от них зависит дело миссии и проповеди и даже устроение местной общины. Они могут воспринимать всё происходящее, как дело рук апостольских, как промысл Божий и отчасти будут правы... Исполняя волю Божию и горя делом проповеди, Павел пришёл в их город и проповедовал. Однако с тех пор прошло много времени и теперь, как их частная христианская жизнь, так и жизнь всей их общины зависит от них самих. Они, конечно, могут и дальше ждать, что он будет как апостол обращать неверующих жителей их города ко Христу... Так же они могут считать, что неверующие, которые ничего не поняли, разочаровались и ушли, сами виноваты, так как поленились разобраться... Но во всём этом коринфяне будут при этом неправы, так как теперь дело обращения неверующих на их ответственности и они должны думать о том, что в их жизни привлекает людей, а что может оттолкнуть.
Вместе с коринфянами, апостол Павел обращается ко всем нам, верующим людям, составляющим христианские общины в разных городах и весях, в разных странах и на разных континентах... Он просит нас быть детьми в незлобии наших сердец, а в отношении поведи быть взрослыми и не снимать с себя ответственности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема