
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Тайны христианской веры» — выражение, которое нередко можно услышать от церковных проповедников или же встретить в религиозной литературе. Что это за тайны и как сделать их доступными для себя? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Издревле в христианской традиции различали две разновидности обучения истинам веры. Первая разновидность называлась керигма. Это та информация, которую человек получал, впервые встретившись с учениками Христовыми. Он узнавал от них ключевые факты жизни Спасителя. Когда и где Он жил. Что сделал, к чему призывал. Как можно стать Его последователем. Здесь же могли говорить о самых базовых истинах христианского вероучения. О том, что Бог Троичен, о том, что Христос — это Бог, о грехопадении, о желании Творца спасти человека, о жизни и смерти, о воскресении мёртвых.
Если человек отзывался на эту проповедь, он принимал Крещение и становился членом церковной общины. Однако на этом его образование не заканчивалось. Оно выходило на новый уровень, который в древних текстах называется дидахе. Это было более глубокое и развёрнутое объяснение тех истин христианского мироощущения и мировоззрения, с которыми он познакомился, услышав евангельскую проповедь. Но самое главное — здесь человек учился жить согласно этому новому знанию. Образование было, как бы мы сейчас сказали, практикоориентированным. Учители показывали на личном примере, как теорию духовной жизни связать с повседневностью.
Вот этих-то людей, которые уже вошли в церковную общину и начали учиться жить по новым правилам, Павел и называет «совершенными». Когда это слово используется в греческом языке для характеристики учеников или студентов, его можно ещё перевести как «зрелый». Совершенный — это тот, кто созрел для того, чтобы углубить и расширить свои знания о предмете, а также, что самое главное, чтобы применить их на практике. Поэтому и говорит Павел о результате этого обучения как о приобретении мудрости. Мудрости, а не только информации.
Почему же эту мудрость апостол называет тайной и сокровенной? Отнюдь не потому, что между христианами существовало какое-либо кастовое различие или же учители намеренно что-то скрывали от учеников. Но лишь по той простой причине, что овладеть мудростью мог лишь тот, кто всё услышанное от учителя стремился воплотить в своей жизни. Но проблема в том, что готовы к этому были не все. Многие загорались проповедью апостолов. Многие принимали крещение. Многие были готовы слушать новое, интересное, необычное. Однако далеко не многие решались перейти к делу. Ведь это требовало зачастую идти навстречу своим греховным привычкам. А потому и оставались многие в духовной жизни незрелыми юнцами. Хотя могли владеть большим количеством информации об истинах христианской веры.
Чтобы и нам в духовной школе не оставаться всю жизнь второгодниками, будем стараться переводить свои богословские познания из области ума в область сердца. То есть применять их на практике. Делать их частью своего повседневного опыта. Усилием воли понуждать себя исполнять евангельские заповеди: иными словами, стремиться всякое своё дело согласовать с волей Бога и стараться быть полезным тем людям, которые нас окружают. Чтобы и нам постепенно, по мере нашего усердия, открывались те невыразимые тайны христианской веры, о которых говорит сегодня апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер