
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Тайны христианской веры» — выражение, которое нередко можно услышать от церковных проповедников или же встретить в религиозной литературе. Что это за тайны и как сделать их доступными для себя? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Издревле в христианской традиции различали две разновидности обучения истинам веры. Первая разновидность называлась керигма. Это та информация, которую человек получал, впервые встретившись с учениками Христовыми. Он узнавал от них ключевые факты жизни Спасителя. Когда и где Он жил. Что сделал, к чему призывал. Как можно стать Его последователем. Здесь же могли говорить о самых базовых истинах христианского вероучения. О том, что Бог Троичен, о том, что Христос — это Бог, о грехопадении, о желании Творца спасти человека, о жизни и смерти, о воскресении мёртвых.
Если человек отзывался на эту проповедь, он принимал Крещение и становился членом церковной общины. Однако на этом его образование не заканчивалось. Оно выходило на новый уровень, который в древних текстах называется дидахе. Это было более глубокое и развёрнутое объяснение тех истин христианского мироощущения и мировоззрения, с которыми он познакомился, услышав евангельскую проповедь. Но самое главное — здесь человек учился жить согласно этому новому знанию. Образование было, как бы мы сейчас сказали, практикоориентированным. Учители показывали на личном примере, как теорию духовной жизни связать с повседневностью.
Вот этих-то людей, которые уже вошли в церковную общину и начали учиться жить по новым правилам, Павел и называет «совершенными». Когда это слово используется в греческом языке для характеристики учеников или студентов, его можно ещё перевести как «зрелый». Совершенный — это тот, кто созрел для того, чтобы углубить и расширить свои знания о предмете, а также, что самое главное, чтобы применить их на практике. Поэтому и говорит Павел о результате этого обучения как о приобретении мудрости. Мудрости, а не только информации.
Почему же эту мудрость апостол называет тайной и сокровенной? Отнюдь не потому, что между христианами существовало какое-либо кастовое различие или же учители намеренно что-то скрывали от учеников. Но лишь по той простой причине, что овладеть мудростью мог лишь тот, кто всё услышанное от учителя стремился воплотить в своей жизни. Но проблема в том, что готовы к этому были не все. Многие загорались проповедью апостолов. Многие принимали крещение. Многие были готовы слушать новое, интересное, необычное. Однако далеко не многие решались перейти к делу. Ведь это требовало зачастую идти навстречу своим греховным привычкам. А потому и оставались многие в духовной жизни незрелыми юнцами. Хотя могли владеть большим количеством информации об истинах христианской веры.
Чтобы и нам в духовной школе не оставаться всю жизнь второгодниками, будем стараться переводить свои богословские познания из области ума в область сердца. То есть применять их на практике. Делать их частью своего повседневного опыта. Усилием воли понуждать себя исполнять евангельские заповеди: иными словами, стремиться всякое своё дело согласовать с волей Бога и стараться быть полезным тем людям, которые нас окружают. Чтобы и нам постепенно, по мере нашего усердия, открывались те невыразимые тайны христианской веры, о которых говорит сегодня апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







