
Апостол Павел
1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как правило, нашу профессиональную деятельность можно оценить с помощью ключевых показателей эффективности. Привыкая пользоваться этими показателями, мы склонны полагать, что и духовная жизнь тоже поддаётся такой оценке, и что есть возможность увидеть динамику собственных отношений с Богом, а также определить своё местоположение на пути в Царство Христово. Конечно же, сама мысль о том, что существует принципиальная возможность достоверной оценки эффективности духовной жизни, глубоко ошибочна, и об этом апостол Павел написал в 4-й главе своего Первого послания к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
В только что прозвучавших словах апостола Павла невозможно не заметить горькую иронию, с её помощью апостол надеялся образумить своих адресатов, которые, обладая некоторыми духовными дарованиями, решили, что смысл следования за Христом состоит в удачном обустройстве земной жизни с использованием полученных от Бога даров. Судя по всему, эти слова Павел обращал именно к тем христианам Коринфа, которые расценивали собственное высокое социальное положение как следствие духовных достижений.
Можно было бы, конечно, списать такое отношение к духовной жизни на невежество древних коринфян, но вряд ли мы имеем право так поступить, ведь мало кто из современных христиан радуется тогда, когда его постигают горести, и печалится от земных успехов. Более того, и в Церковь мы, как правило, приходим не для того, чтобы послужить Христу, мы хотим прямо противоположного: чтобы Христос послужил нам, причём послужил в прямом житейском смысле, мы хотим, чтобы Он устроил нашу земную жизнь наиболее приятным образом, хотим, чтобы наградой за благочестие было благополучие наше и наших близких. Ну а если церковная жизнь не приводит к благополучию, то зачем она вообще нужна? Какой прок во всех этих многочасовых богослужениях, в строгих постах, в ограничении земных удовольствий? Ради чего всё это? Как ни странно, но мало кто из нас может дать вразумительные ответы на эти простые вопросы.
Не могли на них дать ответы и некоторые христиане древнего Коринфа. Они были подобны нам, они тоже полагали, что успех в духовной жизни должен иметь обязательное внешнее выражение, доступное для понимания обывательским сознанием. Апостол Павел уверяет, что это не так, и в качестве примера он приводит себя самого, а также своих ближайших помощников: через апостола Павла община Коринфа получила дары Святого Духа, но сам Павел отнюдь не благоденствует, напротив, он голодает, терпит зной и холод, его избивают, над ним насмехаются, его гонят, он подвергается бесчисленным бедствиям, следовательно, благодать Духа Святого не имеет ничего общего с земным успехом, и нельзя пытаться определять меру духовного восхождения житейскими достижениями.
Эту меру вообще крайне сложно вычислить каким-либо из доступных нам инструментов. Пожалуй, единственным таким инструментом может быть отвращение от греха с возрастающим стремлением исполнять евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа. Такое устроение и будет тем самым подражанием апостолу Павлу, к которому он призвал адресатов своего послания, а вместе с ними и всех нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий верующий человек старается соблюдать заповеди. Однако обычно он и не задумывается, почему именно это делает. А ведь подходы к нравственной жизни могут быть очень разными. Христианский ответ на вопрос, почему именно человеку важно соблюдать заповеди, прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Ни для кого не секрет, что многие люди выстраивают отношения с окружающими и в том числе со своими детьми по модели, которую можно было бы назвать рыночной. Они так и говорят «если исполнишь моё поручение, тебе можно будет пойти гулять», «если не послушаешь меня, не получишь вкусного». Эти фразы кажутся для многих нормальными и невинными, но в итоге, если они не являются редкими педагогическими приёмами, а становятся законом жизни, мировоззрение ребёнка и подростка оказывается искажённым, и во взрослой жизни его ждут большие трудности. Конечно, взрослые работают и получают зарплату, но жизнь так не строится, и если искать в ней только рыночную логику, счастливым не станешь. Недавно один молодой человек спросил меня: «Почему Бог сотворил людей, если точно знал, что они его не послушаются?» И я ответил, что Он хотел поделиться с ними бытием и любовью. Реакция моего собеседника меня удивила, ведь он спросил: «Но за что же их было любить?». Пришлось рассказывать ему о том, что настоящая любовь не бывает за что-то. Он не стал спорить, но для него это было очень необычно. Подобный подход настолько чужд современному миру, в котором всё как будто бы покупается и продаётся, что и сам Бог воспринимается как Тот, Кто покупает у человека доброе поведение обещаниями награды.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел размышляет о том, каким образом и на каком основании Бог оправдывает людей. Современные люди слово «оправдание» обычно понимают либо как объяснение человеком своего поступка, либо как решение суда, в котором обвиняемый признаётся невиновным. Очевидно, что первый вариант не подходит, потому что, по апостолу, оправдывает человека Бог, а второй, потому что внешнее декларативное заявление никак не меняет человеческого состояния. Если он виновен, то виновен, если праведен, то праведен. Из Писания мы знаем, что все люди несут в себе последствия первородного повреждения, смертность, тленность и страстность как зависимость и подчинённость от мира. Однако в том же Писании мы читаем, что Бог обратился к Аврааму и призвал его к завету с Собой. Но чем заслужил это Авраам? Был ли он праведником? Очевидно, что как человек совершенно праведным не был. И всё же Бог позвал его, и Авраам доверился Ему. В его жизни случались минуты сомнений и кризисов, и всё же из этих испытаний он выходил, сохранив доверие Творцу. Что же им двигало? Доверие к Богу. Почему же он стал исполнять волю Божию? Чтобы нечто заслужить? Нет. Но потому что уже верил, что Бог Его любит и хотел этой любви хоть сколько-нибудь соответствовать. Позже его потомков Бог вывел из Египта. За что? Не за что, а для чего. Чтобы освободить их из рабства. Он вывел их и предложил им договор, и они доверились. Однако получив закон, со временем решили, что он спасает и сам по себе. Подобную позицию апостол называет ошибочной. Евреи ничем не заслужили спасения, Бог вывел их по Своей любви, и отвечая на эту любовь, они были призваны соблюдать закон. Именно поэтому оправдание с христианской точки зрения — это не декларация о праведности, не просто присвоение её виновному, но восстановление нашей способности к праведной жизни, которое мы получаем, доверившись Христу. Именно поэтому наше доверие и ответная любовь к Тому, Кто возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками, — лучшие основания для нравственной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











