1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Укоры, тем более напрасные, вызывают душевную горечь, сердечную боль. В особенности, когда автором укоров является близкий для тебя человек. Нечто подобное пришлось пережить апостолу Павлу, в адрес которого зазвучали претензии со стороны дорогой ему Коринфской церкви. Об этом сам Павел пишет в 9-й девятой главе первого послания к коринфянам. Отрывок из неё читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Коринфская церковь, которой апостол Павел адресовал одно из своих посланий, вошедших в состав Библии, занимала в жизни святого особое место. Павел оказался в Коринфе после неудачной проповеди в Афинах, оказался, намереваясь провести в этом городе всего лишь одну ночь. Коринф святому очень не нравился, что не удивительно, ведь данный античный полис славился распущенностью и грубостью нравов своих жителей. Но Господь во сне повелел Павлу остаться в городе и проповедовать именно тут слово Божие. В итоге, апостол провел в Коринфе полтора года, создав здесь одну из самых крупных в Средиземноморье христианских общин.
Коринфяне сначала Павла радовали, а потом стали сильно его печалить и своей вздорностью, и любовью к ссорам и спорам. Пытаясь отчасти свалить ответственность с собственных плеч, христиане Коринфа стали всячески укорять апостола за те или иные недостатки. Логика тут была довольно простой — каков учитель, таковы и ученики. И это не коринфяне такие плохие, а Павел, который сам далеко не совершенен. Среди претензий, звучавших в адрес апостола, имелась следующая — якобы Павел тунеядец, лодырь, приспособленец. Он только и умеет, что говорить, а заработать себе на жизнь реальным трудом не в состоянии.
Вот так выглядит исторический фон прозвучавших строк. Конечно же, апостолу было очень горько слышать от коринфских христиан подобные упреки. И Павел стремится продемонстрировать, что претензии лживы и надуманы. Делает он это не столько из-за желания обелить собственную репутацию, сколько, в принципе, защищая служение апостольское, проповедническое. Павел прямо отвергает все обвинения в тунеядстве. Находясь в Коринфе, он специально обучился ремеслу изготовителя так называемых палаток — шатров-тентов для хранения товаров на корабельных палубах. Это был действительно тяжёлый труд.
Павел напоминает, что ремесло позволило ему не брать от коринфян никаких пожертвований. Хотя он имел на то полное право, поскольку Христос не запрещал апостолам получать финансовую помощь за их служение. Но Павел как будто предчувствовал, что христиане Коринфа однажды обвинят его в чем-то, связанном с деньгами. А потому апостол, повторюсь, за все полтора года проповеди от коринфских верующих ничего не принимал. Но дело даже не в финансах. Павел в прозвучавшем отрывке рассуждает о смысле жизни. Биография святого могла ведь сложиться совершенно иначе. Он легко бы занял самое привилегированное положение в древнем Израиле — приобрёл бы престиж и достаток.
Но Павел избрал путь веры и проповеди. Ведь именно на нём (этом пути) находилась истинная правда жизни — Господь Иисус. После того, как апостол в видении встретил Христа на дороге в Дамаск, он понял, что земные ценности и награды — ничто в сравнении с радостью быть апостолом Спасителя. А потому претензии коринфян, хотя и доставляли Павлу горечь, тем не менее, рассматривались им просто как искушение, подтверждающее истинность избранного пути. В сегодняшнем чтении Павел задается вопросом — что случится, если он перестанет проповедовать? Он ощутит внутри себя боль от того, что пойдет против себя и собственной совести. Давайте же следовать примеру апостола — стремиться исполнять, прежде всего, правду Божию, не слишком обращая внимания на возникающие помехи. И пусть наше христианское призвание не проявляет себя исключительно в храме. Будем свидетельствовать о Христе своей жизнью и в храме, и дома, и на работе — в любом месте проповедуя Евангелие словом и делом, напоминая себе и другим о высоком призвании христианина.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Естественные науки и вера». Александр Молчанов
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был преподаватель биологического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова Александр Молчанов.
Разговор шел о том, как естественно-научные знания, в частности в области биологии, могут помочь в приходе к вере в Творца и понимании Его участия в создании мира, а также о том, как можно заинтересовать детей изучением биологии и чем это может быть полезно.
Все выпуски программы Пайдейя
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.