1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несмотря на то, что воля Божия в Священном Писании выражена предельно ясно и передана как прямым текстом, так и через множество различных образов и притч, люди умудряются старательно уклоняться от того, чтобы следовать словам Бога. Для этого у нас есть свои основания: кто-то вовсе не верит ни в Бога, ни в то, что Он может как-то взаимодействовать с человеком, кто-то оказался в плену своих иллюзий относительно Бога, а кто-то настолько увлёкся второстепенными проявлениями силы Божией в мире, что перестал замечать главное. О последних довольно много написано в апостольских посланиях, одно из таких мест — 14-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
В Коринфской Церкви в I-м веке по Рождестве Христовом возникла довольно странная и неожиданная проблема: христиане в какой-то момент перестали понимать, как им правильным образом распоряжаться изобильными дарами Святого Духа, в частности, даром говорения на иностранных языках. Некоторым современным христианам такой дар кажется вожделенным, и есть те христианские течения, которые в наши дни пытаются искусственным образом воспроизвести этот дар, им не обладая, и не понимая, что он был исключительной особенностью ранней Церкви, в дальнейшей же церковной истории он никак не фигурирует. Но дело, конечно, не в даре языков как таковом, а вообще в дарах Божиих, которыми люди далеко не всегда способны распоряжаться должным образом.
Вся 14-я глава Первого послания апостола Павла в Коринф посвящена попытке остановить злоупотребления имеющимся у коринфян даром. Нынешний отрывок начинается с увещевания апостола относительно разума, который не стоит терять ни при каких обстоятельствах: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор. 14:20). Эти слова Павла непосредственным образом связаны с тем, что он написал в 14-й главе ранее, а там апостол размышлял о том, что во время богослужения всё должно приводить в назидание, следовательно, не должны звучать какие-то неведомые молящимся слова, которые, как это вытекает из контекста апостольского послания, произносили обладающие даром языков. Судя по всему, христианам Коринф казалось, что любое слово, неважно, понятное или нет, произнесённое в церковном собрании, обретает особый вес, глубину и способно привести к спасению во Христе, а потому люди попросту переставали думать о смысле слов, уподобляясь при этом детям. Апостол восстаёт против такого уподобления и напоминает, что наша вера должна быть разумна и наше богослужение должно существенным образом отличаться от языческих сборищ, во время которых люди впадали в экстатическое состояние, произносили нечленораздельные звуки, полагая, что таким образом они взаимодействуют с божеством.
Для подтверждения своей мысли апостол Павел привёл цитату из пророчеств Исайи: «Иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор. 14:22). Исайя произнёс эти слова по совершенно иному поводу, он обращался к израильтянам на их родном языке, возвещал им волю Божию, но они не хотели его слушать, поэтому он предвозвестил, что наступит время, когда Иерусалим по причине непослушания будет захвачен иноплеменниками, иудеи не будут понимать их языка, но и тогда они не изменят своего отношения к Богу и Его закону.
Мысль же апостола состоит в том, что таинственные иностранные языки, неважно, являются ли они даром Святого Духа или же приходят с их носителями, не способны кого-либо чему-либо научить в среде тех, кто ими не владеет, язык — лишь функция, ну а дар языков необходим для проповеди иноземцам, но никак не для того, чтобы гордиться этим даром, выставляя его напоказ перед теми, кто им не обладает. Конечно же, так можно сказать вообще о любом даре Святого Духа — все дары подаются для помощи другим людям для того, чтобы служить им и через это помогать обрести путь ко спасению во Христе Иисусе Господе нашем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час
«Естественные науки и вера». Александр Молчанов
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был преподаватель биологического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова Александр Молчанов.
Разговор шел о том, как естественно-научные знания, в частности в области биологии, могут помочь в приходе к вере в Творца и понимании Его участия в создании мира, а также о том, как можно заинтересовать детей изучением биологии и чем это может быть полезно.
Все выпуски программы Пайдейя
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова