Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

1 Кор., 125 зач., I, 18-24.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Несмотря на то, что этот праздник отнесён нашим богослужебным уставом к разряду так называемых двунадесятых праздников, то есть тех праздников, которые находят своё основание в рассказе о жизни Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, само событие Воздвижения произошло значительно позже евангельских событий — оно датируется 326-м годом по Рождестве Христовом и связано с обретением Церковью того Креста, на котором был распят наш Спаситель. В память об этом событии Церковь ежегодно совершает прославление Креста Христова и вместе с прославлением размышляет о его роли Креста в деле нашего спасения. О том же самом размышлял и апостол Павел в 1-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.

Глава 1.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Свои размышления о Кресте Христовом апостол Павел начал с констатации того факта, что «слово о кресте для погибающих юродство есть». Так было, есть и, судя по всему, будет до Второго Пришествия Христова. Действительно, если какой-то христианин решит в светском собрании посвятить свою речь Кресту Христову, то его вряд ли станут слушать. Апостол Павел однажды попытался так сделать, о его попытке рассказывается в 17-й главе книги Деяний святых апостолов, тогда Павел попытался поведать собравшимся в афинском ареопаге о неразрывно связанном с Крестом Христовом Воскресении, финал его речи оказался вполне предсказуемым: «Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Нечто подобное услышим мы и сегодня, по этой причине, обращаясь к светской аудитории, мы старательно избираем другие темы и стараемся не касаться Креста Христова и Воскресения, потому что и первое, и второе выходит за рамки интересов и ожиданий большинства наших современников.

В этом смысле человечество остаётся неизменным: нам, как и древним грекам, интересно то, что Бог может дать нам в рамках земной жизни, то, чем Он может помочь здесь и сейчас, а потому говорить о Страдающем и Умирающем на Кресте Боге почти что неприлично, ведь такой разговор неизбежно приведёт к выводу, что жизнь христианина должна быть сораспятием Христу, а это противоположно нашим ожиданиям и устремлениям. Более того, это противоречит и здравой человеческой логике, апостол Павел указал на это далее в прозвучавшем сегодня отрывке Послания к Коринфянам: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Да, мы не древние иудеи и не древние эллины, но абсолютное большинство современных людей вне зависимости от их конфессиональной и национальной принадлежности видят в проповеди Креста Христова либо соблазн, либо безумие. Соблазн — потому что сама мысль о Распятом Боге унижает, как может показаться, достоинство Бога, безумие — потому что евангельская проповедь очень проста, она не идёт ни в какое сравнение с поражающей воображение мудростью философских трактатов. Из последнего обстоятельства вытекает часто возникающее стремление как-то «улучшить» христианство, сделать его более современным, более понятным и отвечающим на актуальные вызовы эпохи. Но это тупиковый путь, если начать следовать по нему, то христианство попросту будет уничтожено, потому что Христос пришёл не для того, чтобы сделать земную жизнь человека лёгкой, понятной, увлекательной, весёлой и приятной, а для того, чтобы каждый человек имел возможность обрести блаженную вечность, которая невозможна без Креста Христова и без сердечного стремления к уподоблению Спасителю в Его послушании Богу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем