1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Многие жители Средиземноморья в наши дни зарабатывают себе на жизнь торговлей. Во времена Римской империи эта практика была еще более распространенной. Особое значение в этом смысле имелось у города Коринфа — крупнейшего торгового полиса Южной Греции. Здесь, несмотря на многочисленные трудности, стараниями апостола Павла однажды появилась крупная христианская община. Местным христианам с большим трудом удалось перестроить обыденную жизнь в соответствии с заповедями Евангелия. О том, как происходил этот непростой процесс, рассказывает нам отрывок из 4-ой главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Античный Коринф находился на узком перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Предприимчивые коринфяне соорудили специальный каменный волок, который позволял перетаскивать корабли и тем самым значительно сокращать время доставки грузов. Впоследствии в дополнение к волоку был прорыт канал. За пользование и каналом, и волоком коринфяне, естественно, взимали плату. Притом не малую. Коринф выгодно использовал свое географическое положение, а потому от года к году богател.
В античном мире даже появилась поговорка — «Не всякому ехать в Коринф», которая означала следующее — позволить себе жить в Коринфе мог не каждый. Уровень жизни и цен здесь был крайне высок. Об этом свидетельствовало еще одно знаковое выражение — «коринфизировать», которое обозначало желание жить в наслаждении и роскоши. Тем не менее, именно Коринф образовал внутри себя большую христианскую общину. Ее основателем стал апостол Павел, прибывший в Коринф в 52 году по Рождестве Христовом.
Павлу было прекрасно известно о репутации города, и он не слишком надеялся на то, что его проповедь здесь будет услышана. Тем более, что до того апостола постигла неудача в Афинах — городе значительно более нравственно благополучном, чем Коринф. Но по особому промыслу Божию коринфяне с большим воодушевлением приняли апостола Павла — многие из них с радостью крестились. Впоследствии Павел усердно поддерживал христианскую общину Коринфа и направлял ей послания.
Христиане Коринфа по преимуществу занимались торговлей. Как и многие работники этой сферы они привыкли конкурировать, работать в обстановке соперничества с иными людьми. Кроме того, существенное влияние на коринфян начиная с четвертого века до Рождества Христова оказывали киники — древнегреческие философы, ведшие себя подчас вызывающе и не желавшие мириться с недостатками окружающих. Во время пребывания апостола Павла в городе местные христиане сдерживали присущие им черты характера. Однако после отбытия апостола они пришли в состояние расслабленности и позволили негативным эмоциям проявить себя.
Коринфяне стали снова спорить, ссориться, конкурировать. Апостол Павел не имел возможности вернуться в город, поэтому направил коринфским христианам послание. В нем он, в частности, призывает своих читателей оставить привычку судить людей. Павел прямо говорит о том, что судить другого — дело неблагодарное и бесполезное. Человек не способен объективно оценивать даже себя. Это и имеет в виду Павел, когда пишет, что ему не важно, как думают о нем коринфяне, как думают о нем иные люди. Главным для апостола является то, что о нем считает Бог. Только Господь способен объективно оценить человека, стать судьей его жизни. Для апостола Павла, Бог — благостный судья. Говоря о Втором пришествии Христа и Страшном суде, который за ним последует, Павел подчеркивает, что, с одной стороны, Господь даст оценку всякой жизни, но все добрые поступки людей, непременно, получат похвалу от Бога. Поэтому и коринфян Павел призывает подражать Богу и ценить в других доброе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер