1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается истинная вера и где её искать? Ответу на этот вопрос посвящён тот отрывок из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
В первые века своего существования христианство состояло преимущественно из рабов и людей низших сословий, то есть из тех, кто не играл никакой значимой роли в жизни древнего социума. Так один из языческих философов по имени Цельс писал: «Мы видим в их домах чесальщиков шерсти, сукновалов и сапожников, самых необразованных и грубых людей». Кроме того, в общинах было много нищих, убогих, отверженных, людей, которые по той или иной причине потеряли всё на своём жизненном пути. Это давало повод язычникам высмеивать христианскую веру как мрачную и невежественную. Тот же Цельс пишет: «Пусть не примет христианства ни один образованный, ни один мудрый или благоразумный человек, ибо их мы считаем злом; но если кто невежда, если кому недостаёт здравого смысла и культурного воспитания, если кто глуп — пусть он смело приходит к ним». Конечно, это не означает, что среди последователей Христа не было знатных и образованных людей. Уже в Евангелии мы слышим о Никодиме и Иосифе Аримафейском, которые были представителями элиты иудейского общества. Из дальнейшей истории мы узнаем о Сергие Павле, проконсуле острова Крит, об Эрасте, хранителе городской казны Коринфа, о мученике Флавии Клеменсе, двоюродном брате императора Домициана, который принял мученическую смерть за Христа и о других благородных и знатных людях, которые также были христианами. Но всё же большая часть верующих были людьми простыми и незнатными. Нередко поэтому христианство даже называли «религией рабов».
Почему же именно эти люди наполняли Церковь? Ответ очевиден: лишь тот от всего сердца отзовётся на призыв Бога, кому надеяться больше не на что. Кто осознал своё совершенное бессилие и беззащитность перед обстоятельствами и другими людьми. Такому человеку всегда легче оставить всё и пойти за Христом. Ведь ему нечего терять. Господь для него — это последняя надежда. Именно в таком состоянии духовной нищеты человек наиболее восприимчив к Евангельской вести. С большим усердием Спасителя ищут те, кого жизнь подломила, кто явственно ощутил, что сам уже не справляется. Поэтому нищие и убогие в таком количестве принимали христианство и стремились жить по Евангелию. Эта жизнь давала им живое ощущение того, что они не вещь, они не какая-то испорченная деталь, не ошибка природы, не случайное недоразумение. Христианство превращало их в детей Божиих, возвращало им чувство собственного достоинства. Благодать действовала на сердце так, что те, кто жил с постоянным ощущением того, что они ничего не значат для этого мира, начинали видеть свою ценность и значимость. Раньше они были на задворках жизни. Теперь она била из них фонтаном. Это был реальный духовный опыт, который преображал верующих, давал им цель существования и силы идти к ней, а именно: свидетельствовать об истинности христианской веры и даже до смерти.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что в этом избрании есть особый замысел Бога. Так Он показывает миру, что такое подлинная реальность, что такое настоящая жизнь во всей её глубине и ширине. Показывает, где и как искать эту полноту. Она становится доступна лишь тогда, когда мы, ощутив свою духовную нищету, всего себя без остатка препоручаем Творцу. Человек самодовольный, человек, который считает, что он сам контролирует свою судьбу, что он может сам совладать со всеми трудностями, что он крепок стоит на ногах и постоянно держит руку на пульсе, в конечном счёте, потерпит крушение. Истинная вера начинается лишь тогда, когда мы осознаём, что в конечном счёте мы сами не можем свершить ничего. Даже если наши усилия и потуги имеют какие-то положительные результаты, это всегда бег на короткие дистанции. Я совершенно не представляю, что ждёт меня за новым поворотом. Я не управляю своей жизнью на все сто процентов. А потому в любой момент она может стать непредсказуемой и неконтролируемой. Явное доказательство этому — смерть, которая ждёт всякого, и с которой не договориться. Не видеть этого, не ощущать — признак духовной слепоты. И напротив, чем больше я начинаю видеть свою беспомощность, тем больше нуждаюсь в Спасителе, тем больше препоручаю свою жизнь в её самых будничных проявлениях Творцу. Чем больше препоручения, тем больше света Его благодати я впускаю в себя. Тем интенсивнее Господь совершает в моей жизни то, что сам я не в силах был сделать по своей естественной ограниченности и незначительности. Одним словом, тем больше Его сила совершается в моей немощи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.