Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие даже неверующие люди знают, что чтобы быть христианином, человек должен совершать определённые действия. На вопрос, какие и как часто — ответы могут разниться. А есть ли то, чего христианин совершать не должен? Что для него буквально смерти подобно? На этот вопрос подробно отвечает апостол Павел в отрывке из 5 и 6 глав первого послания к Римлянам. Сегодня он читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 5.

9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;

10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.

11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Глава 6.

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфской общине, в которой было довольно много бывших язычников. Им не были известны заповеди, которые были даны народу израильскому через Моисея, и, проповедуя, благовестники понимали, что их слушают самые разные люди. Но одно дело проповедовать язычникам и общаться с ними в контексте бытовых отношений, и другое дело общаться с теми, кто решил стать учениками, от которых ждешь правильной духовной жизни.

Судя по всему, некоторое бывшие язычники думали, что спасает сам факт крещения, вне зависимости от дальнейшего поведения. Так, один коринфянин стал сожительствовать со своей мачехой, что конечно было явным нарушением заповедей. Однако для некоторых христиан из язычников недопустимость подобных отношений не была до конца очевидной. Это происходило потому, что апостол, как иудей по воспитанию, мог просто не видеть необходимости в том, чтобы подробно объяснять ученикам настолько простые и понятные вещи. Впрочем, если греховный характер связи был ещё более-менее понятен, непонятно было, как с таким человеком поступать. Да и вообще, как поступать с грешниками? Человек пришёл, сказал, что он верит во Христа и хочет креститься. Его крестили, а он продолжил жить греховной жизнью. И что делать?

По поводу вопиющих случаев развращённости, взяточничества, воровства можно было обратиться к языческому суду и осудить таких людей по языческим законам. Однако апостол возмущён подобной практикой. Человеку, который нарушил заповедь, важно понимать две вещи. Во-первых, ему следует знать, что это не просто нарушение светского закона, но тяжкий грех, он должен видеть богословскую оценку своего поступка. Во-вторых, он должен ясно понимать, что такие вещи несовместимы не просто с общественной моралью, но с жизнью в Церкви, с жизнью во Христе. Именно поэтому апостол Павел был возмущен тем, что у коринфян не нашлось собственных аргументов, чтобы судить такого человека.

Но как же социальная справедливость, можно спросить его в ответ? Однако для апостола важны не внешние обстоятельства. Он знает, что человек, пытающийся добиться справедливости внешними способами, нередко приходит к ещё большей несправедливости. Почему бы вам не потерпеть обиды и лишения? Почему вы решили, что лучше обижать и отнимать у братьев? Нет. Лучше христианину терпеть обиды и лишения, но самому не становиться обидчиком и разбойником.

Идея оправдать свои грехи так пленительна, но апостол призывает не обманываться. Человек, который стал христианином и в то же время позволил себе развращённость, измену Богу, взяточничество, воровство и прочие явные грехи делом, своим поведением ставит себя вне Церкви и пути спасения. И чем лучше человек это понимает, тем больше у него шансов покаяться и вернуться ко Христу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем