
Апостол Павел
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В древней Церкви было два вида проповеди. Первый вид часто обозначается словом керигма. Буквально, это означает возвещение. Так, например, с керигмой от имени царя обращался к людям вестник, глашатай. Христианская керигма подразумевала проповедь о Христе и Евангелии внешним. Она сводилась к простому рассказу о жизни и миссии Спасителя, а также изложению принципов Евангельского учения. Вторая форма проповеди называлась дидахе. Она была адресована людям, которые уже вошли в Церковь через керигму, и представляла собой объяснение смысла уже изложенных фактов.
В только что услышанном отрывке этот более глубокий смысл апостол Павел и называет мудростью. Эта мудрость доступна совершенным, то есть, тем, кто уже является участниками христианской общины. Однако для внешних, она является тайной и сокровенной. Она такая не потому, что Церковь намеренно прячет от людей какой-то секрет, доступный лишь посвященным. А потому что, чтобы оказаться способным усвоить это учение, необходимо иметь соответствующее духовное состояние. Так, например, ученик первого класса вряд ли сможет усвоить университетский курс сопрамата. Он должен иметь для этого необходимую подготовку, получить необходимые фоновые знания. Так же и здесь. Человек должен пройти некий путь и приобрести критическую массу духовного опыта, чтобы суметь воспринять подлинную мудрость. И первым шагом на этом пути является отклик на керигму: готовность изменить свою жизнь, пойти за Христом и стремиться возрастать в познании смысла.
Печально, но многие из тех, кто пришли в храм, откликнулись на призыв Евангелия, так и остались внешними для подлинной мудрости. Зачастую человек довольствуется посещением богослужений и исполнением обрядовой стороны религиозной жизни, однако совсем не заботится о том, чтобы вникнуть в суть происходящего. Не размышляет над основами веры, не пытается постичь смысл богослужения, не расширяет и не преумножает свой духовный опыт, поскольку не прилагает никаких усилий, чтобы самостоятельно разобраться в фундаментальных принципах жизни своей души. Вместо этого он постоянно ищет какой-то внешний авторитет, который дал бы ему четкую инструкцию, как поступить в той или иной ситуации. Отсюда непрестанная беготня и поиск особо духовных старцев, намоленных храмов, а также иных чудесных артефактов. Печально, но такой человек, даже имея многолетний стаж церковной жизни, остается для Церкви словно внешний. Подлинная мудрость закрыта от него. По сути, он мало чем отличается от древних язычников, которые совершали массовые паломничества к разного рода оракулам, но так и не познали Истины.
Поэтому, даже придя в церковь, не будем забывать о том, чтобы прилагать усилия к постоянному и напряженному поиску Истины. И это нескончаемый процесс. Ведь Господь полнота мудрости и смысла и Его духовные богатства неисчерпаемы.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема