
1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостол Павел как настоящий учитель и миссионер, испытывал сердечную привязанность к своим ученикам, к людям которых он родил во Христе. Он радовался их духовному росту и поэтому чтение, которые мы сегодня услышали начинается с радостных и ободряющих слов: Братия, вы наша слава и наша радость. При этом посетить лично Фесалоники апостол не может, хотя и очень стремится. Какой же выход он находит? Из синодального перевода это остается не вполне ясно, но если вдуматься — он поступает единственным доступным для себя образом. Решает остаться в Афинах без помощника и посылает к ним брата во Христе и служителя Божьего Тимофея. Он говорит, что желает остаться один, хотя для него это явная жертва, к которой он, впрочем, готов, чтобы утвердить и утешить братьев по вере.
Интересно, что скучая по ученикам, апостол посылает к ним своего друга и соработника, но посылает совсем не для того, чтобы он просто их проведал и обменялся с ними новостями. Он идет, чтобы утвердить и утешить их в вере. Это тем более интересно и удивительно, что сами мы практически разучились встречаться с людьми, поддерживать дружеский разговор. Вместо этого мы обмениваемся новостями, забавными или трагичными историями... Сколько людей, даже при близком общении, параллельно смотрят в экран телефона.
А ведь как было бы прекрасно, если бы наши встречи могли быть по-настоящему христианскими. Не в смысле нарочитых разговоров о предметах веры, не в смысле внешней елейности, в которой нет ничего настоящего... Нет, это могут быть самые простые разговоры, обмены мнениями, но с одним условием: их результатом должны быть не отчаяние и уныние, не сомнения в Боге, но утверждение и утешение, и внутренняя радость, о том, что не смотря ни на что, Бог есть и Он все устраивает. Это должны быть такие разговоры, которые духовно обогащают.
Павел переживает, чтобы труд его миссии не был тщетным, чтобы не искусил их лукавый и они не отпали. И снова он преподает нам урок, ведь когда мы переживаем друг за друга, мы думаем он здоровье, о работе, зарплате, карьере, в то время как апостол думает о вере и любви. Это не исключает всего того, о чем думаем мы, но выстраивает иерархию наших мыслей. Ведь человек может быть сколько угодно здоров и удачлив, он может стремительно расти по карьерной лестнице... но только если в сердце его будет вера и в делах его будет любовь, все это обретет настоящий смысл, не уничтожимый никакими невзгодами.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов