
1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостол Павел как настоящий учитель и миссионер, испытывал сердечную привязанность к своим ученикам, к людям которых он родил во Христе. Он радовался их духовному росту и поэтому чтение, которые мы сегодня услышали начинается с радостных и ободряющих слов: Братия, вы наша слава и наша радость. При этом посетить лично Фесалоники апостол не может, хотя и очень стремится. Какой же выход он находит? Из синодального перевода это остается не вполне ясно, но если вдуматься — он поступает единственным доступным для себя образом. Решает остаться в Афинах без помощника и посылает к ним брата во Христе и служителя Божьего Тимофея. Он говорит, что желает остаться один, хотя для него это явная жертва, к которой он, впрочем, готов, чтобы утвердить и утешить братьев по вере.
Интересно, что скучая по ученикам, апостол посылает к ним своего друга и соработника, но посылает совсем не для того, чтобы он просто их проведал и обменялся с ними новостями. Он идет, чтобы утвердить и утешить их в вере. Это тем более интересно и удивительно, что сами мы практически разучились встречаться с людьми, поддерживать дружеский разговор. Вместо этого мы обмениваемся новостями, забавными или трагичными историями... Сколько людей, даже при близком общении, параллельно смотрят в экран телефона.
А ведь как было бы прекрасно, если бы наши встречи могли быть по-настоящему христианскими. Не в смысле нарочитых разговоров о предметах веры, не в смысле внешней елейности, в которой нет ничего настоящего... Нет, это могут быть самые простые разговоры, обмены мнениями, но с одним условием: их результатом должны быть не отчаяние и уныние, не сомнения в Боге, но утверждение и утешение, и внутренняя радость, о том, что не смотря ни на что, Бог есть и Он все устраивает. Это должны быть такие разговоры, которые духовно обогащают.
Павел переживает, чтобы труд его миссии не был тщетным, чтобы не искусил их лукавый и они не отпали. И снова он преподает нам урок, ведь когда мы переживаем друг за друга, мы думаем он здоровье, о работе, зарплате, карьере, в то время как апостол думает о вере и любви. Это не исключает всего того, о чем думаем мы, но выстраивает иерархию наших мыслей. Ведь человек может быть сколько угодно здоров и удачлив, он может стремительно расти по карьерной лестнице... но только если в сердце его будет вера и в делах его будет любовь, все это обретет настоящий смысл, не уничтожимый никакими невзгодами.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема