
1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостол Павел как настоящий учитель и миссионер, испытывал сердечную привязанность к своим ученикам, к людям которых он родил во Христе. Он радовался их духовному росту и поэтому чтение, которые мы сегодня услышали начинается с радостных и ободряющих слов: Братия, вы наша слава и наша радость. При этом посетить лично Фесалоники апостол не может, хотя и очень стремится. Какой же выход он находит? Из синодального перевода это остается не вполне ясно, но если вдуматься — он поступает единственным доступным для себя образом. Решает остаться в Афинах без помощника и посылает к ним брата во Христе и служителя Божьего Тимофея. Он говорит, что желает остаться один, хотя для него это явная жертва, к которой он, впрочем, готов, чтобы утвердить и утешить братьев по вере.
Интересно, что скучая по ученикам, апостол посылает к ним своего друга и соработника, но посылает совсем не для того, чтобы он просто их проведал и обменялся с ними новостями. Он идет, чтобы утвердить и утешить их в вере. Это тем более интересно и удивительно, что сами мы практически разучились встречаться с людьми, поддерживать дружеский разговор. Вместо этого мы обмениваемся новостями, забавными или трагичными историями... Сколько людей, даже при близком общении, параллельно смотрят в экран телефона.
А ведь как было бы прекрасно, если бы наши встречи могли быть по-настоящему христианскими. Не в смысле нарочитых разговоров о предметах веры, не в смысле внешней елейности, в которой нет ничего настоящего... Нет, это могут быть самые простые разговоры, обмены мнениями, но с одним условием: их результатом должны быть не отчаяние и уныние, не сомнения в Боге, но утверждение и утешение, и внутренняя радость, о том, что не смотря ни на что, Бог есть и Он все устраивает. Это должны быть такие разговоры, которые духовно обогащают.
Павел переживает, чтобы труд его миссии не был тщетным, чтобы не искусил их лукавый и они не отпали. И снова он преподает нам урок, ведь когда мы переживаем друг за друга, мы думаем он здоровье, о работе, зарплате, карьере, в то время как апостол думает о вере и любви. Это не исключает всего того, о чем думаем мы, но выстраивает иерархию наших мыслей. Ведь человек может быть сколько угодно здоров и удачлив, он может стремительно расти по карьерной лестнице... но только если в сердце его будет вера и в делах его будет любовь, все это обретет настоящий смысл, не уничтожимый никакими невзгодами.
Псалом 98. Богослужебные чтения
Шуточное пожелание: «Пусть у нас всё будет, и за это нам ничего не будет!» — как и многие другие шутки, содержит в себе вполне конкретное, смысловое ядро. В данном случае — инфантильное. Желание владеть и не нести ответственности. О верном отношении к жизни и обязательствам повествует псалом 98-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения.
Псалом 98.
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясётся земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
Псалом 98-й обычно приписывается царю Давиду. Хотя существует мнение, что автор гимна жил значительно позже — в эпоху Вавилонского плена. То есть примерно в шестом веке до Рождества Христова. Это, на самом деле, не так уж и важно. Потому что содержание псалма само по себе (без какой-либо привязки к автору) имеет большую духовную ценность. Заключается она, прежде всего, в правильной расстановке акцентов — важной для понимания устройства мира, положения человека в окружающей его реальности.
Начинается псалом с констатации величия Божия. Автор гимна пишет: «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясётся земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!» Псалмопевец призывает своих сначала слушателей, затем читателей признать величие Божие, подчиниться Его заповедям и через это обрести мир и возможность верно принимать те или иные решения.
Именно в благочестивом следовании воле Божией псалмопевец и видит залог светлой и мирной жизни, а также источник настоящей мудрости, позволяющей нам верно распоряжаться способностями, которыми нас Бог наделил. Автор гимна, в частности, пишет: «И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове». Правитель сможет только тогда верно использовать власть, когда он подчиняет себя заповедям Божиим. Через терпеливое и преданное служение воле Господней человек оказывается способен найти радость бытия. Вот почему здесь вспоминается ветхозаветный патриарх Иаков. Он терпеливо трудился много лет, чтобы, наконец, жениться на своей возлюбленной — Рахили — и был за своё терпение Богом вознаграждён.
Приводит псалмопевец и другие примеры из Ветхого Завета. Он пишет, в частности: «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им». Моисей и Аарон, слушая Бога, смогли освободить народ еврейский от египетского рабства. При пророке Самуиле, последнем судье (то есть вожде) израильском, древние евреи успешно противостояли и внутренним, и внешним угрозам. И всё потому, что и Моисей, и Аарон, и Самуил не себе служили, а Господу Богу.
И автор псалма просит Творца и теперь не отворачиваться от верных Ему людей. И мы слышим такие проникновенные слова: «Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их. Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш». Псалмопевец призывает своих слушателей и читателей подражать добрым примерам из прошлого — служить Богу честно и трудолюбиво. И не поддаваться инфантильным мечтаниям о том, как бы всё иметь и за это, так сказать, «по шапке» не получить. Не к тому должен стремиться человек. Цель его жизни должна состоять не в безумном стяжании и не в (не менее безумном) властолюбии, а в любящем служении Богу и людям. Только такое служение и может принести нам настоящее счастье от Господа.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эпоху стремительно меняющегося мира у общества возникает запрос и на изменение Церкви. Мы всё чаще и чаще видим как основанные на церковном предании слова православных проповедников становятся вызовом для наших современников, эти слова не понимают и не принимают, а над самими проповедниками смеются, переходя иной раз в откровенное глумление. Но может ли Церковь устами духовенства начать говорить то, что от нас жаждет услышать современное общество? Или же у нас есть некоторые ограничения, не позволяющие пойти по этому пути? Ответ на эти вопросы даёт апостол Павел в отрывке из 2-й и 3-й глав своего Второго послания к Фессалоникийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания есть те слова, которые навсегда определили отношение Церкви к вызовам современности, и звучат эти слова так: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Да, эти слова были написаны по совершенно конкретному поводу и конкретным людям, но с самых первых лет существования Христовой Церкви было замечено, что находятся люди, которые тем или иным образом пытаются исказить апостольское учение. Если же так было в первые десятилетия исторического бытия Церкви, то нет ничего удивительного в том, что и дальше — вплоть до Второго Пришествия Христова — эти попытки будут продолжаться. А потому слова апостола Павла — это не частная рекомендация давно умершим людям, это заповедь для всей Церкви на все времена.
Впрочем, не стоит думать, что «держаться предания» состоит лишь в том, чтобы повторять давно и не нами произнесённые слова, вовсе нет, «держаться предания» — это значительно более широкое понятие, и оно означает осмысление актуальных проблем через призму апостольского учения, что, конечно же, предполагает хорошее знакомство с этим самым учением.
Сначала мы изучаем апостольские мысли, которые по своей сути мысли Христовы, а потом мы пытаемся адаптировать их к нашей реальности и её вызовам. Здесь стоит помнить, что вне зависимости от обстоятельств эпохи, в которую довелось жить христианам, Христовы заповеди будут неизменными. Да, может меняться их осмысление, но оно не может выходить за рамки начертанного апостолами и их преемниками. То, что апостолы считали злом, будем считать злом и мы, и нам совершенно неважно, каково мнение окружающего нас мира, ведь мир своё мнение меняет очень часто, и если бы не апостольское предание, то он бы уже давно перестал отличать добро от зла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь тем, кто перенёс инсульт
Фонд борьбы с инсультом ОРБИ уже 15 лет работает над тем, чтобы в России случаев инсульта становилось меньше, а люди, которые с ним столкнулись, получали всю необходимую помощь.
Юрий Сахненко из Краснодара — любящий муж и отец, мастер на все руки, тот, кто умеет создать уют и поддержать близких. Когда его жене поставили онкологический диагноз, Юрий стал для неё крепкой опорой: окружил заботой и не давал упасть духом. Но однажды и ему самому понадобилась поддержка. Чуть меньше года назад у мужчины случился инсульт, и он лишился возможности двигаться и говорить.

Благодаря помощи фонда ОРБИ семье удалось собрать средства и оплатить реабилитацию для Юрия. Сейчас он уже самостоятельно перемещается в кровати и присаживается. И что особенно радует мужчину — снова может общаться с родными! У него появилась надежда на восстановление.
Для тех, кто также, как и Юрий, нуждается в поддержке, у фонда ОРБИ действует программа «Адресная помощь». Если вашим близким необходима реабилитация после инсульта, вы можете оставить заявку на сайте orbifond.ru.
Там же есть возможность помочь тем, кто прямо сейчас борется с последствиями инсульта. Ваше участие подарит людям шанс вернуться к полноценной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











