
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов мы неоднократно встречаем таинственное и пугающее словосочетание — день Господень. Особенно же ярко о дне Господнем писал пророк Иоиль, именно он первым из библейских авторов применил к дню Господню эпитеты «великий и страшный» (Иоиль 2:31), ну а пророк Амос утверждал, что день Господень — тьма, а не свет (Ам. 5:18). Из Второго соборного послания апостола Петра мы узнаем, что день Господень придёт внезапно, и «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Апостол Павел тоже не остался в стороне от размышлений относительно дня Господня, и в Первом послании к Фессалоникийцам он повторил мысль апостола Петра, указав, что день Господень «придёт, как тать ночью» (1Фес 5:2). Можно в Священном Писании найти и другие определения этого дня: некоторые пророки называют его «днём Господа Саваофа» (Ис. 2:12), «днём гнева Господа» (Соф. 1:18), «днём ярости Господа» (Иез. 7:19) или же «днём жертвы Господней» (Соф. 1:8). Все это в совокупности побуждает присмотреться к этому понятию Священного Писания внимательнее. Давайте это сделаем, взяв за основу наших размышлений мысли апостола Павла, изложенные им в 5-й главе Первого послания к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
В самом начале этого отрывка апостол Павел высказал крайне важную мысль: нет никакого прока размышлять о временах и сроках наступления дня Господня, ведь этот день придёт, «как тать ночью». Следовательно, свои силы и время нужно посвятить не бессмысленным вычислениям и определениям примет времени, а тому, чтобы не превратиться в «сынов ночи», то есть в тех, кто пытается жить так, как будто бы не существует евангельского благовестия.
Но несмотря на апостольское предостережение, пытливый взор читателя Послания к Фессалоникийцам обязательно обратит внимание на фразу «когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3), ведь в этой фразе содержится подсказка: беда придёт тогда, когда кругом настанут мир и безопасность! Если крепко вцепиться в эту мысль, то можно сделать далеко идущие выводы, к примеру, можно сказать, что мир и безопасность — порочны сами по себе, что они — предвестники наступления великого и страшного дня Господня, ну а конфликты, напротив, — естественное и правильное течение жизни.
Однако, нам стоит быть аккуратнее и внимательнее со словами апостола Павла, ведь апостол был воспитан в традиции Ветхого Завета, а потому он использовал ветхозаветные понятия, подразумевая традиционный смысл этих понятий. На языке Ветхого Завета «день Господень» — это день суда, причём суда всеобщего, а не над каким-то одним человеком или же отдельным народом. Более того, к началу новозаветной эпохи этот термин стал пониматься как суд над всеми когда-либо жившими людьми, что предполагает и всеобщее воскресение. То есть получается, что день Господень выступает в речи апостола Павла как синоним Второго Христова Пришествия, после которого наступит чаемое христианами воскресение мёртвых.
Апостол Павел был христианином, и он тоже чаял Христова Пришествия, но при этом он написал о дне Господнем как о пагубе. Если мы знакомы с посланиями Павла, то мы понимаем, что сам он вовсе не считал встречу со Христом пагубой, напротив, апостол всеми силами души стремился к этой встрече, и хотел как можно быстрее «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).
Тогда в каком же смысле день Господень может быть пагубой? Ответ, как кажется, лежит на поверхности: пагубой этот день станет для тех, кто положил данные ему Богом силы тела и души для устроения своей жизни таким образом, чтобы она стала «миром и безопасностью», а сделать это вовсе не сложно, если, конечно, не задумываться о евангельских заповедях.
Пример такого человека мы можем найти в евангельской причте о неразумном богаче: этот человек собрал богатый урожай, благодаря которому у него наступил локальный мир с локальной же безопасностью, он сделался полностью счастлив, ведь он мог начать жить в своё удовольствие и ни о чём не печалиться. Но оказалось, что материальные блага не способны уберечь человека от смерти, и смерть стала для героя притчи той самой пагубой, о которой и написал апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер