
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов мы неоднократно встречаем таинственное и пугающее словосочетание — день Господень. Особенно же ярко о дне Господнем писал пророк Иоиль, именно он первым из библейских авторов применил к дню Господню эпитеты «великий и страшный» (Иоиль 2:31), ну а пророк Амос утверждал, что день Господень — тьма, а не свет (Ам. 5:18). Из Второго соборного послания апостола Петра мы узнаем, что день Господень придёт внезапно, и «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Апостол Павел тоже не остался в стороне от размышлений относительно дня Господня, и в Первом послании к Фессалоникийцам он повторил мысль апостола Петра, указав, что день Господень «придёт, как тать ночью» (1Фес 5:2). Можно в Священном Писании найти и другие определения этого дня: некоторые пророки называют его «днём Господа Саваофа» (Ис. 2:12), «днём гнева Господа» (Соф. 1:18), «днём ярости Господа» (Иез. 7:19) или же «днём жертвы Господней» (Соф. 1:8). Все это в совокупности побуждает присмотреться к этому понятию Священного Писания внимательнее. Давайте это сделаем, взяв за основу наших размышлений мысли апостола Павла, изложенные им в 5-й главе Первого послания к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
В самом начале этого отрывка апостол Павел высказал крайне важную мысль: нет никакого прока размышлять о временах и сроках наступления дня Господня, ведь этот день придёт, «как тать ночью». Следовательно, свои силы и время нужно посвятить не бессмысленным вычислениям и определениям примет времени, а тому, чтобы не превратиться в «сынов ночи», то есть в тех, кто пытается жить так, как будто бы не существует евангельского благовестия.
Но несмотря на апостольское предостережение, пытливый взор читателя Послания к Фессалоникийцам обязательно обратит внимание на фразу «когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3), ведь в этой фразе содержится подсказка: беда придёт тогда, когда кругом настанут мир и безопасность! Если крепко вцепиться в эту мысль, то можно сделать далеко идущие выводы, к примеру, можно сказать, что мир и безопасность — порочны сами по себе, что они — предвестники наступления великого и страшного дня Господня, ну а конфликты, напротив, — естественное и правильное течение жизни.
Однако, нам стоит быть аккуратнее и внимательнее со словами апостола Павла, ведь апостол был воспитан в традиции Ветхого Завета, а потому он использовал ветхозаветные понятия, подразумевая традиционный смысл этих понятий. На языке Ветхого Завета «день Господень» — это день суда, причём суда всеобщего, а не над каким-то одним человеком или же отдельным народом. Более того, к началу новозаветной эпохи этот термин стал пониматься как суд над всеми когда-либо жившими людьми, что предполагает и всеобщее воскресение. То есть получается, что день Господень выступает в речи апостола Павла как синоним Второго Христова Пришествия, после которого наступит чаемое христианами воскресение мёртвых.
Апостол Павел был христианином, и он тоже чаял Христова Пришествия, но при этом он написал о дне Господнем как о пагубе. Если мы знакомы с посланиями Павла, то мы понимаем, что сам он вовсе не считал встречу со Христом пагубой, напротив, апостол всеми силами души стремился к этой встрече, и хотел как можно быстрее «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).
Тогда в каком же смысле день Господень может быть пагубой? Ответ, как кажется, лежит на поверхности: пагубой этот день станет для тех, кто положил данные ему Богом силы тела и души для устроения своей жизни таким образом, чтобы она стала «миром и безопасностью», а сделать это вовсе не сложно, если, конечно, не задумываться о евангельских заповедях.
Пример такого человека мы можем найти в евангельской причте о неразумном богаче: этот человек собрал богатый урожай, благодаря которому у него наступил локальный мир с локальной же безопасностью, он сделался полностью счастлив, ведь он мог начать жить в своё удовольствие и ни о чём не печалиться. Но оказалось, что материальные блага не способны уберечь человека от смерти, и смерть стала для героя притчи той самой пагубой, о которой и написал апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.