
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке из послания к христианам города Салоники, мы слышим, как апостол Павел обращается к Богу с рядом прошений.
Апостол просит о том, чтобы Господь устроил его встречу с верующими, которым он пишет это послание; чтобы Он восполнил их веру; дал им любовь; и, наконец, чтобы сделал их сердца непорочными, то есть избавил от всяких дурных и нечистых помыслов. Это весьма примечательный момент. По сути, молитва Павла — яркое свидетельство того, что возможности человека весьма ограничены. Он не способен в полноте самостоятельно контролировать жизнь своей души. Такие важные качества, как вера, любовь, чистота — это дары божественной благодати. Человек не может своими силами организовать и безупречно продумать и свою внешнюю деятельность. Поэтому апостол и просит Бога о том, чтобы он Сам устроил их встречу, ведь лишь в этом случае она произойдёт в самый благоприятный и подходящий момент. Но что же тогда зависит от человека?
Первое и основное — желание жить по воле Бога. Без этого фундамента всякая деятельность в конечном счёте обречена на провал. Ведь лишь воля Творца направлена на благо, именно она одна утверждает жизнь в её полноте. В чём именно заключается Его воля, мы можем узнать из Евангелия: Бог хочет, чтобы всякое наше действие было направлено на исполнение Его заповеди о жертвенной любви. Желание жить по воле Бога — это желание воплощать Его Евангелие во всяком своём действии на ежедневной основе. Второе, что может сделать человек, и что зависит исключительно от него, — это действие. Если оно согласно воле Бога, Господь восполнит недостаток наших сил и Сам завершает то, что мы начали, но по своей ограниченности и слабости не в состоянии закончить. Замечательно об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь». То же самое касается и всего другого. Для того, чтобы Бог дал мне веру, я должен делать свои дела как будто у меня есть вера. Для того, чтобы Бог очистил моё сердце, я должен сам стремиться поддерживать его в чистоте, действовать как будто оно чистое. А Бог, видя мои старания, восполнит то, чего мне не хватает. Наконец, третье, что зависит от нас — это молитва. Всякое моё действие должно происходить в присутствии Творца. Как говорит Писание, перед Его лицом.
Итак, от меня зависит выбор, хочу я жить по воле Бога или нет, я могу совершать конкретные действия и, наконец, я могу сопровождать эти действия молитвой Творцу. Это моя зона ответственности. Результат — всегда остаётся за Творцом. Если моё желание искренне, моё дело праведно, моя молитва усердна, и самое главное, если это будет угодно Ему, не будем сомневаться — всякое наше начинание ожидает успех. В самый благоприятный момент Господь завершит начатое, восполнит наши усилия, причём самым наилучшим и полезным образом как для нас самих, так и для тех, кто нас окружает.
Псалом 74. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 "Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее".
5 Говорю безумствующим: "не безумствуйте", и нечестивым: "не поднимайте ро'га,
6 не поднимайте высоко ро'га вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно",
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
9 декабря. О наставлениях Иннокентия Иркутского

Сегодня 9 декабря. В День памяти Святителя Иннокентия Иркутского, жившего в восемнадцатом веке.
О его наставлениях о терпении — священник Захарий Савельев.
Святитель Иннокентий Иркутский говорил: «Ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрёт слезы наших очей».
В этих словах святителя Иннокентия, наверное, видится весь смысл христианской жизни. Когда человек прибегает к Богу и спрашивает у Него помощи, и Господь, по слову святителя Иннокентия Иркутского и мысли святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, не оставляет ни одну нашу печаль без Своего внимания.
И более того, когда с нами случается несправедливость и горе, хоть они и попускаются Господом, но виновниками являемся мы сами. И Господь, на самом деле, в этой ситуации стремится человека утешить и спасти.
Но Его промысел, он бывает не замечаем на кратком промежутке времени, но когда перед человеком открывается весь потенциал его жизни, весь смысл и значение его существования, то и действия промысла Божия особенно заметны в этом долгом жизненном пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О народе и первосвященниках

В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».
Об отношении ко Христу книжников и фарисеев — протоиерей Михаил Самохин.
Отношение к простым людям таких же людей, но чуть более образованных, знающих, всегда было хорошим маркером не состояния ума таких людей, а состояния их души. «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят Он», — так вопрошают о Христе и одновременно отзываются о простых людях члены иудейского синедриона.
Такой образ мыслей, такое настроение сердца делает людей порождениями ехидны, детьми дьявола и дьяволами. Неспособны они к покаянию, не способны усвоиться Богу, не способны наследовать спасение и блаженство, которое всемилосердный Бог даёт даром людям, сознающим свою греховность и врачующим её истинным покаянием. «Удел несчастных гордецов, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть», — такой жёсткий приговор произносит святитель Игнатий Брянчанинов безумным гордецам. Народ мешает этим людям. И главное, глядя на образ подобных слепых учителей, вовремя в себе самих заметить ростки гордости и самомнения, презрения к другим людям. Если нам начал мешать народ, если все люди вокруг не такие, значит, в нашу душу прокралась фарисейская закваска, от которой так предостерегал учеников сам Спаситель. «Не приведи нас, Господи, к такой духовной слепоте».
Все выпуски программы Актуальная тема











