1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке из послания к христианам города Салоники, мы слышим, как апостол Павел обращается к Богу с рядом прошений.
Апостол просит о том, чтобы Господь устроил его встречу с верующими, которым он пишет это послание; чтобы Он восполнил их веру; дал им любовь; и, наконец, чтобы сделал их сердца непорочными, то есть избавил от всяких дурных и нечистых помыслов. Это весьма примечательный момент. По сути, молитва Павла — яркое свидетельство того, что возможности человека весьма ограничены. Он не способен в полноте самостоятельно контролировать жизнь своей души. Такие важные качества, как вера, любовь, чистота — это дары божественной благодати. Человек не может своими силами организовать и безупречно продумать и свою внешнюю деятельность. Поэтому апостол и просит Бога о том, чтобы он Сам устроил их встречу, ведь лишь в этом случае она произойдёт в самый благоприятный и подходящий момент. Но что же тогда зависит от человека?
Первое и основное — желание жить по воле Бога. Без этого фундамента всякая деятельность в конечном счёте обречена на провал. Ведь лишь воля Творца направлена на благо, именно она одна утверждает жизнь в её полноте. В чём именно заключается Его воля, мы можем узнать из Евангелия: Бог хочет, чтобы всякое наше действие было направлено на исполнение Его заповеди о жертвенной любви. Желание жить по воле Бога — это желание воплощать Его Евангелие во всяком своём действии на ежедневной основе. Второе, что может сделать человек, и что зависит исключительно от него, — это действие. Если оно согласно воле Бога, Господь восполнит недостаток наших сил и Сам завершает то, что мы начали, но по своей ограниченности и слабости не в состоянии закончить. Замечательно об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь». То же самое касается и всего другого. Для того, чтобы Бог дал мне веру, я должен делать свои дела как будто у меня есть вера. Для того, чтобы Бог очистил моё сердце, я должен сам стремиться поддерживать его в чистоте, действовать как будто оно чистое. А Бог, видя мои старания, восполнит то, чего мне не хватает. Наконец, третье, что зависит от нас — это молитва. Всякое моё действие должно происходить в присутствии Творца. Как говорит Писание, перед Его лицом.
Итак, от меня зависит выбор, хочу я жить по воле Бога или нет, я могу совершать конкретные действия и, наконец, я могу сопровождать эти действия молитвой Творцу. Это моя зона ответственности. Результат — всегда остаётся за Творцом. Если моё желание искренне, моё дело праведно, моя молитва усердна, и самое главное, если это будет угодно Ему, не будем сомневаться — всякое наше начинание ожидает успех. В самый благоприятный момент Господь завершит начатое, восполнит наши усилия, причём самым наилучшим и полезным образом как для нас самих, так и для тех, кто нас окружает.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер