
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые века по Рождестве Христовом были очень сильны так называемые эсхатологические ожидания, христиане полагали, что Второе Пришествие Христово случится буквально со дня на день. Само по себе это ожидание давало мощнейший стимул для должной христианской жизни, в нем самом ясно видна воля Божия: ведь если бы первые ученики Христа не были уверены в скором Втором Пришествии, то вряд ли они смогли бы прожить свою жизнь в ее полном подчинении Благой вести. А если бы они жили как-то иначе, скажем, так, как живем мы, то и весть о Христе Воскресшем не смогла бы получить столь широкого распространения. Но несмотря на снижение интенсивности ожидания Второго Пришествия, оно будет, и будет именно так, как о том повествует Священное Писание Нового Завета, так, как написал в этом отрывке апостол Павел: оно произойдет внезапно, а потому к нему надо быть готовым ежесекундно. Апостол пишет, в чем должна состоять готовность к встрече со Христом: «Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы». Павел использует противопоставление дня и ночи, света и тьмы. День Господень — Второе Пришествие — это явление света, оно не может причинить вреда тому, кто уже пребывает во свете Христовом, то есть тем, кто уклоняется от какого бы то ни было греха. А для того, чтобы иметь силы и возможность находиться во свете, апостол призывает «трезвиться, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». Иными словами, нас должна поддерживать на этом пути надежда на Христово Царство, любовь к Богу, вера в Него и абсолютное Ему доверие.
Слова апостола кажутся вполне понятными и самоочевидными, но история нашей Церкви показывает, что понятны они далеко не всегда и не всем. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года состоялось прославление в лике святых множества новомучеников и исповедников Русской Церкви, пострадавших за веру в XX-м веке. Среди них был и епископ Лаврентий (Князев). Его расстреляли в 1918-м году, причиной вынесения ему смертельного приговора стало произнесение им в публичной речи слов апостола Павла о необходимости каждому христианину облечься во всеоружие Божие, эти слова являются продолжением тех апостольских слов, которые мы сегодня услышали, а в контексте речи священномученика Лаврентия они звучали так: «Все, все откликнетесь на зов Церкви. „Ночь убо прейде, а день приближися“. Посему „облечемся во вся оружия Божия“, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви». Для христиан очевидно, что речь здесь идет исключительно о духовной борьбе, но слова епископа Лаврентия были расценены как призыв к вооруженному восстанию, что и повлекло за собой расстрел.
История священномученика Лаврентия — лишь один из множества примеров непонимания и спекуляции на словах апостола Павла, это пример замечателен своей крайностью и ужасен своим трагизмом. История Церкви показывает, что размышления о Втором Христовом Пришествии очень часто бывают понимаемы неправильно, то есть как призыв к каким-то внешним действиям, тогда как они подразумевают не внешнее, а внутреннее делание по устроению своей души с тем, чтобы уже здесь и сейчас начать жить в свете лица Божия.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема