
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые века по Рождестве Христовом были очень сильны так называемые эсхатологические ожидания, христиане полагали, что Второе Пришествие Христово случится буквально со дня на день. Само по себе это ожидание давало мощнейший стимул для должной христианской жизни, в нем самом ясно видна воля Божия: ведь если бы первые ученики Христа не были уверены в скором Втором Пришествии, то вряд ли они смогли бы прожить свою жизнь в ее полном подчинении Благой вести. А если бы они жили как-то иначе, скажем, так, как живем мы, то и весть о Христе Воскресшем не смогла бы получить столь широкого распространения. Но несмотря на снижение интенсивности ожидания Второго Пришествия, оно будет, и будет именно так, как о том повествует Священное Писание Нового Завета, так, как написал в этом отрывке апостол Павел: оно произойдет внезапно, а потому к нему надо быть готовым ежесекундно. Апостол пишет, в чем должна состоять готовность к встрече со Христом: «Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы». Павел использует противопоставление дня и ночи, света и тьмы. День Господень — Второе Пришествие — это явление света, оно не может причинить вреда тому, кто уже пребывает во свете Христовом, то есть тем, кто уклоняется от какого бы то ни было греха. А для того, чтобы иметь силы и возможность находиться во свете, апостол призывает «трезвиться, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». Иными словами, нас должна поддерживать на этом пути надежда на Христово Царство, любовь к Богу, вера в Него и абсолютное Ему доверие.
Слова апостола кажутся вполне понятными и самоочевидными, но история нашей Церкви показывает, что понятны они далеко не всегда и не всем. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года состоялось прославление в лике святых множества новомучеников и исповедников Русской Церкви, пострадавших за веру в XX-м веке. Среди них был и епископ Лаврентий (Князев). Его расстреляли в 1918-м году, причиной вынесения ему смертельного приговора стало произнесение им в публичной речи слов апостола Павла о необходимости каждому христианину облечься во всеоружие Божие, эти слова являются продолжением тех апостольских слов, которые мы сегодня услышали, а в контексте речи священномученика Лаврентия они звучали так: «Все, все откликнетесь на зов Церкви. „Ночь убо прейде, а день приближися“. Посему „облечемся во вся оружия Божия“, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви». Для христиан очевидно, что речь здесь идет исключительно о духовной борьбе, но слова епископа Лаврентия были расценены как призыв к вооруженному восстанию, что и повлекло за собой расстрел.
История священномученика Лаврентия — лишь один из множества примеров непонимания и спекуляции на словах апостола Павла, это пример замечателен своей крайностью и ужасен своим трагизмом. История Церкви показывает, что размышления о Втором Христовом Пришествии очень часто бывают понимаемы неправильно, то есть как призыв к каким-то внешним действиям, тогда как они подразумевают не внешнее, а внутреннее делание по устроению своей души с тем, чтобы уже здесь и сейчас начать жить в свете лица Божия.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какие условия необходимы для того, чтобы совершать по-настоящему добрые дела? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й и 9-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что христианская община Иерусалима переживала не лучшие времена. Поэтому христиане города Коринф собрали для неё пожертвования. В только что прозвучавшем отрывке идет обсуждение вопроса, кто, как и когда должен доставить эти пожертвования в Иерусалим.
Апостол Павел представляет коринфянам посыльных. Это делегация, во главе которой будет стоять апостол Тит и ещё два ученика Христовых. Каждому из трёх делегатов Павел даёт краткую характеристику. В первую очередь он описывает их моральные качества. Апостол рекомендует их как людей надёжных и верных. Каждый из них много потрудился ради дела распространения Евангелия и созидания Церкви, а потому достоин всяческого доверия и уважения. Одним словом, Павел делает всё от него зависящее, чтобы развеять всякие подозрения у тех, кто боялся, что деньги будут использованы не по назначению.
Но что примечательно, апостол понимает, что этих слов недостаточно. Даже после таких рекомендаций у кого-то останутся сомнения, а, возможно, и недовольства. Ведь речь идёт об отказе от своего имущества. А потому, похвалив своих посланников, он переходит к поощрению уже самих коринфян. Он подчёркивает их добродетельность и усердие в исполнении заповеди любви. Они молодцы, что понудили себя и сделали первый шаг, собрали средства. Теперь осталось напрячься совсем чуть-чуть и доброе дело сделано. Но и после этого апостол не останавливается. Он знает, как инертен бывает человек, когда речь идёт о добродетели. Тем более, когда приходится отдавать своё. А потому в конце он добавляет: пожертвование должно восприниматься самими жертвователями «как благословение, а не как побор». Павел сделал всё от себя зависящее, чтобы приготовить людей к действию, но решение остаётся за ними. Если они отдают милостыню, то должны сделать это свободно, чтобы потом втайне не скрежетать зубами, что лишились своего имущества.
Этот отрывок иллюстрирует важную духовную закономерность. Лучше заранее распрощаться с иллюзией, что заповедь Спасителя о служении ближним — это лёгкое дело. Это именно то дело, которое всегда встретит массу преград на своём пути. И в первую очередь во мне самом. Ведь я очень тяжёл на подъём. Мне постоянно нужны гарантии, что я не потеряю и не останусь в убытке. А потому я жду каких-то дополнительных стимулов. Мне необходимо, чтобы похвалили тех людей, ради которых я это делаю, и тех, при помощи которых я это делаю. Чтобы похвалили меня. Чтобы я это делал не один, но видел, что ещё кто-то делает это рядом. Но даже при всём этом у меня неизбежно останутся сомнения. Это сопротивление моего эго. Оно чувствует, что в конечном счёте мне неизбежно что-то придётся от себя оторвать, чего-то лишиться. Как минимум будет нарушен мой покой. А потому всё, что остаётся сделать в этом случае, — довериться Богу. И помолясь, понудить, то есть заставить себя сделать этот шаг. Через «не хочу». Вопреки сомнениям и страхам. Ведь чем они сильнее, тем больше та духовная польза, которую я в итоге принесу своим поступком самому себе и окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сестричеству милосердия в Белгороде вновь нужна наша помощь

«У нас в Марфо-Мариинском сестричестве милосердия жизнь кипит, как в муравейнике! Непрерывная цепочка: кто-то сортирует помощь, кто-то собирает продуктовые наборы, другие — готовят обеды для нуждающихся и раздают вещи...», — рассказывает Елена Химченко, старшая сестра милосердия из города Белгорода.
Елена вместе с командой других сестёр и волонтёров ежедневно помогает нуждающимся — в большинстве своём это те, кто пострадал от боевых действий, потерял дом. «Меня поразила история двух мужчин из Харьковской области. Этой весной они решили сами эвакуироваться в Россию. И по дороге обнаружив тяжелораненого российского солдата, не прошли мимо, оказали ему первую помощь и взяли с собой. Шли почти десять километров по полям, по льду рек. Им чудом удалось выжить», — вспоминает сестра милосердия.
«Сегодня эвакуация из Харьковской области продолжается. К нам обращается много пожилых людей, которые оставались в своих домах до последнего, но из-за дронов больше не могут. Им нужны продукты, средства гигиены, одежда, ведь они приезжают совсем без всего, берут только документы. Мы стараемся закрыть все их потребности, да и просто поддержать словом, утешить» — говорит Елена Химченко.
Фонд «Мои друзья» при поддержке Радио ВЕРА продолжает помогать Марфо-Мариинскому сестричеству милосердия и людям, пострадавшим от боевых действий. В настоящее время фонд ведёт сбор для закупки средств гигиены и бытовой химии. Планируется отправить в Белгород около 200 наборов со всем необходимым. Присоединяйтесь к помощи ближним, переходите на сайт фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов