Время от времени я сталкиваюсь с вопросами людей, которые находят правдоподобным учение о реинкарнации — переселении души из тела в тело. Часто в основе этой веры лежат вопросы. Почему некоторые люди рождаются больными — ничего не успели сделать плохого, а уже страдают? Может быть, они расплачиваются за грехи, совершенные в прошлых жизнях? Почему одни рождаются в достатке и получают хорошее образование, а другие — с самого начала оказываются в атмосфере нищеты, преступности и болезней?
Начнем с того, что учение о реинкарнации глубоко несовместимо с библейским Откровением — причем не только с конкретными библейскими стихами (например, говорящими о воскресении мертвых) но и с общей картиной мира, которую рисует Писание. С библейской точки зрения, Бог любит свое творение — причем каждого человека лично, Он ищет установить личные отношения именно с Вами, конкретным, уникальным человеком с уникальным лицом и именем, с единственной на все мироздание личной историей. Реинкарнация означала бы, что никакого «Вас» со своим лицом и именем нет, а есть нечто, что меняет имена и лица, тела и даже биологические виды. Если Вы были сначала мышкой, потом кошкой, потом тигром, потом Петром, Павлом, Зульфией, Еленой, Тадеушем, а потом коровой — то где же тут Вы-подлинный, и есть ли Вы тут вообще? При реинкарнации личная идентичность неизбежно теряется, и это делает также проблематичной и «расплату за прошлые жизни». Представьте себе, что Вас арестовывают и бросают в тюрьму. За что? - недоумеваете Вы. Вам объясняют, что в прошлой жизни Вы были известным китайским разбойником Ма-У, наводившим ужас на мирных купцов, и вот теперь Вас настигает расплата за Ваши преступления. Но какое отношение Вы имеете к этому Ма-У? Вы его не знаете и не знали никогда, у Вас нет ни общих воспоминаний, ни общего языка, ни общей культуры, Ваш характер сформировался в совершенно других условиях под влиянием совершенно других решений, которые Вы принимали в своей жизни. Вы даже не его потомок. Какой смысл взыскивать с Вас за преступления человека, к которому Вы не имеете никакого отношения? Что такого связывает Вас с Ма-У, чтобы мы могли говорить о том, что Вы — это реинкарнировавшийся он, и должны платить по его счетам?
Христианство говорит, что мы живем в глубоко падшем, поврежденном мире. Ребенок рождается больным не потому, что он лично согрешил — а потому, что согрешили все мы. Справедливо ли это по отношению к нему? Конечно, нет. В этом падшем мире происходит много самой ужасной несправедливости — бывает так, что добрые и благочестивые люди страдают, а негодяи процветают.
Справедливость будет восстановлена только Судом Божиим — когда страдания праведников обернутся вечной славой, а кратковременное торжество злодеев — вечным осуждением. Но пока мы не должны усматривать в страданиях людей что-то, что они заслуживают — по крайней мере, заслуживают больше, чем мы. Мы должны стремиться помочь таким людям и облегчить их страдания — как нам и заповедал Христос.
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди