Помните старый грустный анекдот про встречу двух друзей:
- Как жизнь?
- Да как зебра: то белая полоса, то черная. Сейчас черная.
Через пару лет:
- Ну как твоя зебра? Какая полоса?
- Черная…
- В прошлый раз же была черная!
- Нет, оказывается, та полоса была белая…
Как-то летом я каталась на велосипеде и разговаривала по телефону. Я чувствовала себя крутой велосипедисткой. Но вот, уступая дорогу машине, я колесом соскользнула в канаву, мой мобильник полетел на землю, а я неудачно приземлилась рядом и сломала руку. Даже не руку – только маленькую косточку в правом запястье, ее с трудом рассмотрел на снимке прекрасный врач-травматолог. Он сказал: нужен гипс, иначе рука будет много лет болеть и отекать. Ах, какой я себя почувствовала несчастной! Гипс летом на правую руку – какое горе! Я не смогу подготовиться к пляжному сезону и ходить в фитнес. Мне сложно заниматься домом. Дети разъехались. Мне – о ужас – очень, очень неудобно чистить зубы левой рукой!
Или вот еще случай:
Как-то летом мы отдыхали с подругой в южной стране, гуляли с маленькими детьми, пили соки и ели свежую рыбку. И горевали. Какие ужасные у нас мужья, каждое дето отправляют нас с детьми одних на отдых. Навещают редко. А сами – ох, какие, вредные! – все время работают, работают!.. а так хочется самореализации! Писать книги, петь, рисовать ! Кому чего – но очень хочется. Румяные, загоревшие дети бегали вокруг нас и совсем не разделяли наших печалей.
Потом дети выросли, стали подростками. У них появились настоящие переживания, радости, проблемы. Нас тоже не всех миновали настоящие, реальные горести, увы. Мы научились поддерживать друг друга. У кого-то серьезно заболел ребенок. У кого-то погиб муж. У кого-то обнаружили рак. Пули засвистели рядышком, задевая то одну любимую дружескую семью, то другую. Не миновали и мою. Как мне странно вспоминать и мою сломанную косточку в запястье, и наши посиделки, и горевания о слишком длинном летнем отпуске. Но ведь тогда все это казалось реальными проблемами. Как же, Господи, заранее узнать и почувствовать, что место, где ты находишься сейчас, несмотря ни на что – это точка твоего счастья? Чтобы не обижаться, не сетовать? Наверное, это невозможно. Страдания открывают глаза, благополучие ведет не к счастью, а часто просто к само-жалению и слепоте.
Странно, но теперь, очень сильно повзрослев в своих и чужих реальных бедах, мы почти никогда не жалуемся на жизнь. Недавно сломала ногу, тоже – самую маленькую косточку. И с удивлением слушаю сочувствия друзей: бедненькая… улыбаюсь в ответ и говорю: ах, какой-то смешной перелом!
Так что, в общем, от лица многих людей, что рядом со мной и что далеко, но со мной на одной волне, могу сказать: спасибо, Господи, за переломы жизни, подъемы и спады – но главное – за новое зрение!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема