Обычно я начинаю, друзья, нашу программу со стихотворения выбранного поэта, или краткого представления автора: штрихи биографии, литературные связи, какой-нибудь критический отзыв... А сейчас начну с фрагмента поэтического посвящения — герою нынешних «Рифм», стихотворцу и художнику крестьянской, деревенской темы — Павлу Радимову. В дореволюционные годы у Павла Александровича вышли две лирических книги — «Полевые псалмы» и «Земная риза», — роднящие его с ранней лирикой Сергея Есенина (поэты, кстати, были хорошо знакомы). Стихотворное же посвящение Радимову (оно так и начинается — «Я для тебя, Радимов Павел...») в начале 1927 года написал, точнее, вписал в свою единственную книгу «Прохлада» — стихотворец Николай Минаев:
...Скажу тебе: Гекзаметр древний
С твоими темами в ладу
И пахнет русскою деревней
Твой гимн крестьянскому труду.
И мне всегда приятна встреча
С тобой, в котором столько лет
Живут, друг другу не переча,
И живописец, и поэт.
Из посвящения Николая Минаева «Я для тебя, Радимов Павел...», 1927 год
Поэт Павел Радимов, действительно, любил древний стихотворный размер гекзаметр, охотно пользовался им в своей лирике, и, в каком-то смысле одухотворил его — очень, очень по-русски — своей главной, глубоко сердечной темой...
Благословение зорьке — алому поясу неба
Птицам — их песням, ликующим, звонким, крылатым,
Бабе, идущей тропинкой средь ржа́ного хлеба,
Благословение всем буеракам и скатам!
Благословение ветхой часовне с крестом при дороге,
Чьей-то телеге, проехавшей громко и тряско!..
Этою зорькой мне слышится песня о Боге,
В сердце рождается светлая, светлая сказка.
Павел Радимов, «Благословение зорьке...», из книги «Полевые псалмы», 1912 год
Замечательный литературный критик Серебряного века Юрий Айхенвальд, которого философ Семён Франк (оба, кстати, были высланы Лениным из России на печально известном пароходе в 1922-м) называл «рыцарем духа», проницательно расслышал и разглядел в радимовской поэзии — процитирую — «дух священничества, богослужения, просветлённой церковности».
И то сказать: Павел Александрович Радимов, как и Сергей Александрович Есенин, был из патриархальной семьи (сын сельского дьячка, он даже чуть не стал священником), закончил духовное училище, поучился и в семинарии...
Открою его второй дореволюционный сборник «Земная риза», и это уже не гекзаметр, но — классический сонет:
День на Егория. К молебну Клим
Звонит торжественным весенним ладом.
Пред церковью сгоняют спешно стадо.
Ирмос плывёт с куреньем голубым.
Словам нехитрым, ласковым, простым
Толпа внимает с верой и отрадой.
А там сопенье слышится у сада:
Ленивый, шалый бык, жарой томим,
Ушёл в кусты. Размеренно жичиной
Стегает баба. Тихо. За низиной
Блестят забытые на пашне вилы.
Толпа молчит. Главами скот кивает.
Священник просьбы к Богу возсылает,
И звякает потухшее кадило.
Павел Радимов, «День на Егория...», из книги «Земная риза», 1914 год
Упокоился светлый поэт и художник незадолго до 80-летнего юбилея, в феврале 1967 года — в своем сельском доме, в деревне Хотьково, и был погребён на местном кладбище. Позднее прах Радимова был перезахоронен в Москве.
Своё старинное стихотворение «Смиренной повести моей прочти немногие страницы...» Павел Александрович завершил так: «...Волнуясь, трепетно дыша, / Былому счастью благодарный, / Я плачу, и дрожит душа, / Как луч, печально светозарный...»
Все выпуски программы Рифмы жизни