В 1833-м году, когда поэты Александр Пушкин и Павел Катенин в один день были избраны действительными членами Российской академии, Павел Александрович Катенин закончил свою богатырскую поэму-сказку «Княжна Милуша», – дальнюю родственницу «Евгения Онегина» по части романного повествования. Сохранилось свидетельство, что Пушкин, который когда-то, сразу после окончания лицея, пришел к старшему поэту со словами «…побей, но выучи», – называл эту вещь у Катенина – лучшей.
Вы правы: всё чредой с начала света
Меняется – и блекнет и цветёт;
Но срочные даны нам в жизни ле́та,
И, может быть, судьба мой сводит счёт;
И нынче же, пушной на праздник ивы
Иль молодой для щей сбирать крапивы,
Толпа ребят придет к ограде той,
Где буду я лежать в земле сырой.
Что ж делать? Петь, пока еще поётся,
Не умолкать, пока не онемел.
Пускай хвала счастливейшим даётся;
Кто от души простой и чистой пел,
Тот не искал сих плесков всенародных;
В немногих он, ему по духу сродных,
В самом себе, получит мзду свою.
Власть – слушать, власть – не слушать; я пою.
Павел Катенин, из поэмы-сказки «Княжна Милуша», 1833-й год
При жизни Катенина вышла только одна его книга «Стихотворения и переводы», изданию которой способствовал тот же Пушкин, высоко ценивший стихотворный, литературно-критический, переводческий и театральный талант своего старшего товарища. Катенин пережил Пушкина на 16 лет. Меж ними были и споры, и непонимания, но фигура Павла Александровича навсегда запечатлелась в «Онегине» («…там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый») и – пусть с периодами забвения – осталась в истории нашей словесности, как независимого, талантливого, духовно памятливого человека («одною памятью еще мы в свете живы»). Он много сделал для того, чтобы соединить поэзию с миром народной культуры, предвосхитил некрасовскую ноту, воспел людское единство перед лицом опасности. Катенин был храбрым воином, и я соглашусь с другом-филологом, что его поэма «Наташа», о девушке, благословившей любимого на бой с врагом, – вполне могла отозваться в имени главной героини толстовской эпопеи, в имени Наташи Ростовой.
Вот – из разговора двух верных. Начинает Наташа:
«Дал бы Бог! но если боле
Нам не видеться в живых,
Если там на ратном поле
Сопостат рукою злых
Ты умрёшь!..» – «Всё в Божьей воле.
Не гневи ж его дотоле;
Верь, хоть мёртвой, хоть живой,
Не расстанусь я с тобой».
«На, мой друг, вот крест с мощами;
Положи его на грудь,
И как в бой пойдёшь с врагами,
Помолиться не забудь;
Я…» – в ней замер дух и слово.
Но к отъезду всё готово,
Конь стоит среди двора,
Ехать милому пора.
Павел Катенин, из поэмы «Наташа», 1814-й год
…Хорошо сказал об этом поэте современный нам литератор Александр Казинцев, составивший книгу катенинского избранного в конце 1980-х годов: «Судьба Катенина интересна и дорога для нас как пример последовательного мужественного пути художника, который конъюнктурному успеху предпочёл служение идеалам красоты и правды, открывшимся ему в годы испытаний, выпавших на долю народа».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема