
Фото: Boris Busorgin/Unsplash
«Русский военный инженер. Майор. Благотворитель». Это всё о Павле Дягилеве, если говорить коротко. А если подробней, то Дягилев — один из самых образованных людей своего времени, участник реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости и благотворитель. Вся вторая половина жизни Павла Дмитриевича была посвящена меценатству.
Дягилев закончил в Петербурге Главное инженерное училище. Службу проходил в сапёрном батальоне и отличился на русско-турецкой войне 1828-ого года — был награждён орденом святого князя Владимира, дважды пожалован бриллиантовыми перстнями и один раз золотыми часами. В наследство Дягилеву достался дом в Перми, имение, винокуренный завод. Предприятие приносило такую прибыль, что Павел Дмитриевич сумел купить особняк в Петербурге. Вскоре он женился на дочери адмирала Сульменёва — Анне.
Семья Дягилевых была большой — у супругов родились четыре сына и четыре дочери. В 1850-ом году Павел Дмитриевич вышел в отставку и переехал в своё имение в Пермской губернии, часто навещая и Пермь, в которой у него имелся дом в 30 комнат, что было очень кстати, ведь детей в семье со временем стало больше — Дягилев взял на воспитание пятерых племянников, когда умерла их мать — его родная сестра.
По выходе в отставку Павел Дмитриевич занялся делами милосердия. Он финансировал строительство школ и богаделен. Содержал госпиталь для бедных. Пожертвовал крупную сумму строящемуся в Перми каменному театру. Стал директором попечительного Комитета о тюрьмах.
Благодеяния Дягилева коснулись многих храмов и монастырей Пермской губернии. Как говорили современники: «Едва ли существует хоть один монастырь, в котором не нашлось бы крупного пожертвования Павла Дягилева». Смыслом его жизни было пребывание с Богом. Благотворитель проводил много времени в молитвах, в его доме имелось множество икон, некоторые из них Павел Дмитриевич написал сам.
В 1851-ом году Дягилев купил в селе Николаевском имение у вдовы помещика Суворова. Помещик этот начал было возводить на своих землях церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, но умер, не закончив работу. Храм достроил Дягилев. А в Уфимской губернии благотворитель построил Камско-Берёзовский монастырь.
Уже совсем старым, больным человеком Павел Дмитриевич не желал отходить от дел. Он продолжал исполнять обязанности казначея Пермского попечительства о бедных и приюта для детей бедняков. Часто приезжал туда, навещал ребят и заботился об их духовном воспитании. Создал в приюте два хора мальчиков, которые прекрасно пели в церквях.
Павел Дмитриевич прожил интересную жизнь и любил поговорить о старине. В гости к нему часто заходил сосед Николай Семёнович. Дягилев поил его чаем и угощал рассказами о своём прошлом. И сам не зная того, угодил в литературу. Сосед оказался известным писателем ЛескОвым. В сборнике рассказов «Мелочи архиерейской жизни» он описал Дягилева под именем господина N.
Говорили, что на Павла Дмитриевича очень походил его внук Серёжа — будущий импресарио, организатор знаменитых на весь мир балетных «Русских сезонов». Серёже было всего 11 лет, когда умер дед. Мальчик хорошо запомнил этот январский день 1883-го года. Как запомнила его и вся Пермь — весть о кончине благотворителя мгновенно разлетелась по городу. И весь город пришёл проститься с «редким мужем» — так Дягилева называли те, кому он помогал.
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов