
Фото: Boris Busorgin/Unsplash
«Русский военный инженер. Майор. Благотворитель». Это всё о Павле Дягилеве, если говорить коротко. А если подробней, то Дягилев — один из самых образованных людей своего времени, участник реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости и благотворитель. Вся вторая половина жизни Павла Дмитриевича была посвящена меценатству.
Дягилев закончил в Петербурге Главное инженерное училище. Службу проходил в сапёрном батальоне и отличился на русско-турецкой войне 1828-ого года — был награждён орденом святого князя Владимира, дважды пожалован бриллиантовыми перстнями и один раз золотыми часами. В наследство Дягилеву достался дом в Перми, имение, винокуренный завод. Предприятие приносило такую прибыль, что Павел Дмитриевич сумел купить особняк в Петербурге. Вскоре он женился на дочери адмирала Сульменёва — Анне.
Семья Дягилевых была большой — у супругов родились четыре сына и четыре дочери. В 1850-ом году Павел Дмитриевич вышел в отставку и переехал в своё имение в Пермской губернии, часто навещая и Пермь, в которой у него имелся дом в 30 комнат, что было очень кстати, ведь детей в семье со временем стало больше — Дягилев взял на воспитание пятерых племянников, когда умерла их мать — его родная сестра.
По выходе в отставку Павел Дмитриевич занялся делами милосердия. Он финансировал строительство школ и богаделен. Содержал госпиталь для бедных. Пожертвовал крупную сумму строящемуся в Перми каменному театру. Стал директором попечительного Комитета о тюрьмах.
Благодеяния Дягилева коснулись многих храмов и монастырей Пермской губернии. Как говорили современники: «Едва ли существует хоть один монастырь, в котором не нашлось бы крупного пожертвования Павла Дягилева». Смыслом его жизни было пребывание с Богом. Благотворитель проводил много времени в молитвах, в его доме имелось множество икон, некоторые из них Павел Дмитриевич написал сам.
В 1851-ом году Дягилев купил в селе Николаевском имение у вдовы помещика Суворова. Помещик этот начал было возводить на своих землях церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, но умер, не закончив работу. Храм достроил Дягилев. А в Уфимской губернии благотворитель построил Камско-Берёзовский монастырь.
Уже совсем старым, больным человеком Павел Дмитриевич не желал отходить от дел. Он продолжал исполнять обязанности казначея Пермского попечительства о бедных и приюта для детей бедняков. Часто приезжал туда, навещал ребят и заботился об их духовном воспитании. Создал в приюте два хора мальчиков, которые прекрасно пели в церквях.
Павел Дмитриевич прожил интересную жизнь и любил поговорить о старине. В гости к нему часто заходил сосед Николай Семёнович. Дягилев поил его чаем и угощал рассказами о своём прошлом. И сам не зная того, угодил в литературу. Сосед оказался известным писателем ЛескОвым. В сборнике рассказов «Мелочи архиерейской жизни» он описал Дягилева под именем господина N.
Говорили, что на Павла Дмитриевича очень походил его внук Серёжа — будущий импресарио, организатор знаменитых на весь мир балетных «Русских сезонов». Серёже было всего 11 лет, когда умер дед. Мальчик хорошо запомнил этот январский день 1883-го года. Как запомнила его и вся Пермь — весть о кончине благотворителя мгновенно разлетелась по городу. И весь город пришёл проститься с «редким мужем» — так Дягилева называли те, кому он помогал.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема