
Фото: Boris Busorgin/Unsplash
«Русский военный инженер. Майор. Благотворитель». Это всё о Павле Дягилеве, если говорить коротко. А если подробней, то Дягилев — один из самых образованных людей своего времени, участник реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости и благотворитель. Вся вторая половина жизни Павла Дмитриевича была посвящена меценатству.
Дягилев закончил в Петербурге Главное инженерное училище. Службу проходил в сапёрном батальоне и отличился на русско-турецкой войне 1828-ого года — был награждён орденом святого князя Владимира, дважды пожалован бриллиантовыми перстнями и один раз золотыми часами. В наследство Дягилеву достался дом в Перми, имение, винокуренный завод. Предприятие приносило такую прибыль, что Павел Дмитриевич сумел купить особняк в Петербурге. Вскоре он женился на дочери адмирала Сульменёва — Анне.
Семья Дягилевых была большой — у супругов родились четыре сына и четыре дочери. В 1850-ом году Павел Дмитриевич вышел в отставку и переехал в своё имение в Пермской губернии, часто навещая и Пермь, в которой у него имелся дом в 30 комнат, что было очень кстати, ведь детей в семье со временем стало больше — Дягилев взял на воспитание пятерых племянников, когда умерла их мать — его родная сестра.
По выходе в отставку Павел Дмитриевич занялся делами милосердия. Он финансировал строительство школ и богаделен. Содержал госпиталь для бедных. Пожертвовал крупную сумму строящемуся в Перми каменному театру. Стал директором попечительного Комитета о тюрьмах.
Благодеяния Дягилева коснулись многих храмов и монастырей Пермской губернии. Как говорили современники: «Едва ли существует хоть один монастырь, в котором не нашлось бы крупного пожертвования Павла Дягилева». Смыслом его жизни было пребывание с Богом. Благотворитель проводил много времени в молитвах, в его доме имелось множество икон, некоторые из них Павел Дмитриевич написал сам.
В 1851-ом году Дягилев купил в селе Николаевском имение у вдовы помещика Суворова. Помещик этот начал было возводить на своих землях церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, но умер, не закончив работу. Храм достроил Дягилев. А в Уфимской губернии благотворитель построил Камско-Берёзовский монастырь.
Уже совсем старым, больным человеком Павел Дмитриевич не желал отходить от дел. Он продолжал исполнять обязанности казначея Пермского попечительства о бедных и приюта для детей бедняков. Часто приезжал туда, навещал ребят и заботился об их духовном воспитании. Создал в приюте два хора мальчиков, которые прекрасно пели в церквях.
Павел Дмитриевич прожил интересную жизнь и любил поговорить о старине. В гости к нему часто заходил сосед Николай Семёнович. Дягилев поил его чаем и угощал рассказами о своём прошлом. И сам не зная того, угодил в литературу. Сосед оказался известным писателем ЛескОвым. В сборнике рассказов «Мелочи архиерейской жизни» он описал Дягилева под именем господина N.
Говорили, что на Павла Дмитриевича очень походил его внук Серёжа — будущий импресарио, организатор знаменитых на весь мир балетных «Русских сезонов». Серёже было всего 11 лет, когда умер дед. Мальчик хорошо запомнил этот январский день 1883-го года. Как запомнила его и вся Пермь — весть о кончине благотворителя мгновенно разлетелась по городу. И весь город пришёл проститься с «редким мужем» — так Дягилева называли те, кому он помогал.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер