
21 августа 1904 года субботний утренний выпуск «Орловских ведомостей» сообщал горожанам на первой станице новость: «Скорым поездом прибыл в Орел протоиерей Иоанн Ильич Сергиев-Кронштадский. Отец Иоанн посетил преосвященного и начальника губернии и затем остановился на Тургеневской улице в доме купца Бакина».
Известного проповедника, «всероссийского батюшку» отца Иоанна Кронштадтского и орловского купца Павла Дмитриевича Бакина связывала давняя дружба. Познакомились они, когда батюшка впервые приехал в Орёл на освящение Александринской церкви при городском Доме трудолюбия. Именно купец Бакин - по примеру знаменитого аналогичного начинания отца Иоанна в Кронштадте – решил открыть это учреждение в Орле в 1887 году. На его устройство и содержание Павел Дмитриевич выделил большую сумму из личных средств. В сентябре 1897 года в Дому трудолюбия на пожертвования Павла Дмитриевича была утроена домовая Александринская церковь. Тогда-то и приехал в Орёл отец Иоанн Кронштадтский. Он остался очень доволен трудами купца Бакина и с тех пор, будучи в городе, всегда останавливался в доме Павла Дмитриевича.
Орловский Дом трудолюбия давал возможность городским беднякам заработать на жизнь честным трудом. Стараниями Павла Дмитриевича Бакина здесь были устроены мастерские - слесарная, сапожная, чулочная, швейная. Так что занятие для себя могли найти и мужчины, и женщины. Для тех, кто не владел ремеслом, существовали бесплатные обучающие курсы. Желающие обучаться грамоте могли посещать специально организованные вечерние занятия.
Павел Дмитриевич оказывал попечение сиротам по всей губернии. В Орле он был постоянным жертвователем Мариинского детского приюта для девочек, а в 1890-м году открыл на личные средства Детское убежище при Доме трудолюбия, а вместе с ним – ясли для младенцев. Стараниями Павла Дмитриевича появился в Орле ночлежный дом для нищих. В нём людям предлагался не только временный ночлег, но и, по желанию, рабочие места в мастерских Дома трудолюбия с последующим получением постоянного места в общежитии. Многие пользовались такой возможностью и начинали новую жизнь.
В это же время на пожертвования Бакина в Орле была открыта богадельня для престарелых лиц обоего пола на 40 мест и несколько дешёвых – копеечных, как их тогда называли - и бесплатных столовых.
Щедрые пожертвования направлял Павел Дмитриевич орловским храмам. В числе других благотворителей он выделил средства на завершение строительства Петропавловского Кафедрального собора, восстановление Введенского монастыря.
В делах милосердия Павлу Дмитриевичу помогала его супруга, Евдокия Степановна. Она взяла на себя обязанности по хозяйственному обеспечению (ударение) Дома Трудолюбия. Купчиха Бакина организовывала бесплатные обеды для всех нуждающихся – они устраивались несколько раз в год по большим церковным праздникам.
Дом с резными наличниками в Орле, где жил Павел Дмитриевич Бакин и в котором гостил у орловского благотворителя святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, всё ещё стоит и привлекает к себе внимание любителей истории и тех, кто помнит о прежнем владельце усадьбы. Впрочем, память о нём в Орле бережно хранят – на фасаде дома установлена мемориальная доска в честь купца Бакина – человека, не жалевшего своего богатства для других.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер