Драматические события Смутного времени, когда на Руси в начале 17 века один за другим стали появляться самозванцы, выдававшие себя за сыновей Ивана Грозного, дали темы для многих литературных произведений. И нередко их жанр — трагедия.
Сегодня мы говорим о святителе Иове Московском и незаконченной пьесе ШИллера «Дмитрий Самозванец».
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер ушел из жизни в 1805 году, на его рабочем столе лежала незаконченная трагедия «Дмитрий Самозванец».
Героями пьесы Шиллера стали реальные исторические личности —Лжедмитрий Первый, Марина Мнишек, Борис Годунов, Иов, патриарх Московский, и другие участники событий Смутного времени на Руси.
Шиллер успел искусно выписать сцену, как встревоженный святитель Иов приходит в келью к Марии — последней жене Ивана Грозного и матери царевича Дмитрия. Бывшая царица приняла монашество с именем Марфа и живет в монастыре. Святитель Иов ей сообщает о появлении самозванца, Лжедмитрия, который выдает себя за её сына.
ШИЛЛЕР:
— Уразумей, царица! От поляков
Является какой-то отщепенец,
Какой-то беглый, безызвестный служка,
Всей братией отторгнутый соборне,
И Божье имя призывает всуе
От имени младенца твоего,
Представшего перед престол Господний;
И сыном Иоанновым дерзает
Сей скоморох народно величаться!
Патриарх Иов призывает бывшую царицу прилюдно обличить самозванца и объявить всем, что этот авантюрист не имеет ничего общего с убиенным царевичем Дмитрием. Всего несколько слов Марфы могут пресечь смуту и новый виток борьбы за московский трон.
Среди всеобщего смятения святитель Иов сохраняет здравомыслие и твёрдость духа, поэтому именно его Борис Годунов отправил от своего имени для переговоров с Марфой.
ШИЛЛЕР:
Ты объяви всегласно, что скитальца
Не признаёшь за собственное чадо,
Что этой подлой крови не могло
Быть у тебя под сердцем благородным;
Царь ждёт, что ты, конечно, отречёшься
От выдумки позорной, наказуя
Её правдиво заслуженным гневом.
Но лучше бы патриарх не упоминал про царя, Бориса Годунова, по приказу которого несколько лет назад в Угличе был убит царевич Дмитрий, как считала Марфа.
В душе у Марфы вспыхивает чувство мести. И она решает признать в самозванце своего сына, чтобы отомстить Годунову.
Святитель поражён: он пытается объяснить Марфе, что её ложь может привести к страшным последствиям...
ШИЛЛЕР:
Царица! Все лукавы поляки:
Завистливо на нашу землю смотрят
И ловят случай, как бы им внести
Войну в пределы русские… Затем-то
И пожелал державный государь,
Что б ты, по праву, с глаз сняла повязку
У целого народа: скажешь слово —
И для Руси обманщик сей — ничто…
Но бывшей царицей движет месть: она отказывается быть на стороне Бориса Годунова и патриарха Иова. Через два года Марфа прилюдно объявит, что Лжедмитрий — не её сын, но за это время прольётся много крови...
В плане незаконченной трагедии «Дмитрий Самозванец» были намечены и другие сцены с участием патриарха Иова. В частности, как воцарившийся в Москве Дмитрий Самозванец срывает с Иова облачение патриарха и лишает его сана.
Впрочем, из истории мы знаем, как сложилась дальнейшая судьба святителя Иова. При Лжедмитрии Первом несговорчивый, опальный патриарх был сослан в заточение в Старицкий Успенский монастырь, где содержался в ужасных условиях, ослеп и через два года умер. Но ничто не могло сломить святителя — он так и не присягнул самозванцу.
«Ты от войны спасла бы государство правдивым словом», — говорит в незаконченной трагедии Шиллера «Дмитрий Самозванец» Марфе святитель Иов. И в этих словах — боль за страну и за свой многострадальный народ.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.