
Драматические события Смутного времени, когда на Руси в начале 17 века один за другим стали появляться самозванцы, выдававшие себя за сыновей Ивана Грозного, дали темы для многих литературных произведений. И нередко их жанр — трагедия.
Сегодня мы говорим о святителе Иове Московском и незаконченной пьесе ШИллера «Дмитрий Самозванец».
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер ушел из жизни в 1805 году, на его рабочем столе лежала незаконченная трагедия «Дмитрий Самозванец».
Героями пьесы Шиллера стали реальные исторические личности —Лжедмитрий Первый, Марина Мнишек, Борис Годунов, Иов, патриарх Московский, и другие участники событий Смутного времени на Руси.
Шиллер успел искусно выписать сцену, как встревоженный святитель Иов приходит в келью к Марии — последней жене Ивана Грозного и матери царевича Дмитрия. Бывшая царица приняла монашество с именем Марфа и живет в монастыре. Святитель Иов ей сообщает о появлении самозванца, Лжедмитрия, который выдает себя за её сына.
ШИЛЛЕР:
— Уразумей, царица! От поляков
Является какой-то отщепенец,
Какой-то беглый, безызвестный служка,
Всей братией отторгнутый соборне,
И Божье имя призывает всуе
От имени младенца твоего,
Представшего перед престол Господний;
И сыном Иоанновым дерзает
Сей скоморох народно величаться!
Патриарх Иов призывает бывшую царицу прилюдно обличить самозванца и объявить всем, что этот авантюрист не имеет ничего общего с убиенным царевичем Дмитрием. Всего несколько слов Марфы могут пресечь смуту и новый виток борьбы за московский трон.
Среди всеобщего смятения святитель Иов сохраняет здравомыслие и твёрдость духа, поэтому именно его Борис Годунов отправил от своего имени для переговоров с Марфой.
ШИЛЛЕР:
Ты объяви всегласно, что скитальца
Не признаёшь за собственное чадо,
Что этой подлой крови не могло
Быть у тебя под сердцем благородным;
Царь ждёт, что ты, конечно, отречёшься
От выдумки позорной, наказуя
Её правдиво заслуженным гневом.
Но лучше бы патриарх не упоминал про царя, Бориса Годунова, по приказу которого несколько лет назад в Угличе был убит царевич Дмитрий, как считала Марфа.
В душе у Марфы вспыхивает чувство мести. И она решает признать в самозванце своего сына, чтобы отомстить Годунову.
Святитель поражён: он пытается объяснить Марфе, что её ложь может привести к страшным последствиям...
ШИЛЛЕР:
Царица! Все лукавы поляки:
Завистливо на нашу землю смотрят
И ловят случай, как бы им внести
Войну в пределы русские… Затем-то
И пожелал державный государь,
Что б ты, по праву, с глаз сняла повязку
У целого народа: скажешь слово —
И для Руси обманщик сей — ничто…
Но бывшей царицей движет месть: она отказывается быть на стороне Бориса Годунова и патриарха Иова. Через два года Марфа прилюдно объявит, что Лжедмитрий — не её сын, но за это время прольётся много крови...
В плане незаконченной трагедии «Дмитрий Самозванец» были намечены и другие сцены с участием патриарха Иова. В частности, как воцарившийся в Москве Дмитрий Самозванец срывает с Иова облачение патриарха и лишает его сана.
Впрочем, из истории мы знаем, как сложилась дальнейшая судьба святителя Иова. При Лжедмитрии Первом несговорчивый, опальный патриарх был сослан в заточение в Старицкий Успенский монастырь, где содержался в ужасных условиях, ослеп и через два года умер. Но ничто не могло сломить святителя — он так и не присягнул самозванцу.
«Ты от войны спасла бы государство правдивым словом», — говорит в незаконченной трагедии Шиллера «Дмитрий Самозванец» Марфе святитель Иов. И в этих словах — боль за страну и за свой многострадальный народ.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема