Каждая православная страна имеет свои собственные традиции празднования главного дня в церковном календаре - Пасхи. Румыния здесь не исключение. Оказавшись в этой стране во время пасхальных дней, вы точно удивитесь тому, насколько румынская и русская пасхальные кухни отличаются между собой.
Нет, у нас и румын, безусловно, есть общая традиция красить на Пасху яйца. Но в России, по большому счёту, из-за советского периода искусство раскрашивать яйца на Пасху было почти потеряно, и теперь только понемногу возрождается. В Румынии же, несмотря на годы коммунистической власти, люди сумели сберечь традиции пасхального творчества. Поэтому румынские пасхальные яйца поражают воображение тонкостью своей росписи.
У румын ещё одним украшением пасхального стола наряду с яйцами является так называемая "пасхальная баба" или "бабеле". По форме это блюдо напоминает отечественную ром-бабу, то есть пропитанный сиропом кекс. В Румынии пасхальная баба по размерам своим в разы превышает нашу ром-бабу. По цвету она часто является белой.
Тесто румынской пасхальной бабы также отличается от нашей ромовой. Румыны как будто лепят свою бабу из лапши или макарон. Внутри она состоит из множества слоев теста.
Можно предположить, что если у румын есть пасхальная баба, то, наверное, должен быть у них и пасхальный дед. Он и, правда, есть. Пасхальный дед имеет такую же форму что и баба. Вот только цвета он не белого, а коричневого.
Являясь противоположностями по цвету, пасхальные дед и баба также разнятся и по вкусу. Но тут такой определённости, как с цветом, нет. В некоторых областях Румынии баба сладкая, а дед солёный. Бывает и наоборот, пасхальный дед на вкус сладкий, а бабу посолили.
Больше всего пасхальных деда и бабу в Румынии любят жители восточных областей этой страны. На западе обычно королём пасхального стола является запечённый ягнёнок. Впрочем, западные румыны никогда не откажут себе в удовольствии отведать пасхального угощения восточных собратьев.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях румынской пасхальной кухни.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.