
Михаил Хасьминский
Мы беседовали с руководителем Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова в Москве Михаилом Хасьминским.
Мы говорили о том, как недавний карантин и вынужденная изоляция повлияли на людей, с какими психологическими проблемами многим пришлось столкнуться, а также о том, как преодолеть такие проблемы и не дать им отрицательно сказаться на отношениях с близкими и дальнейшей жизни.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. У микрофона Константин Мацан. А на связи в этой программе с нами и с вами сегодня в этом часе «Светлого вечера» Михаил Игоревич Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской. Добрый вечер.
М. Хасьминский
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Нашим радиослушателям вы хорошо знакомы — мы нередко с вами встречаемся в «Светлом вечере» и обсуждаем с вами, как с психологом и кризисным психологом, самые острые темы отношений между людьми. Вот позади у нас у всех, наверное, очень необычный период карантинных недель и месяцев пребывания дома. Мы были окружены разной информацией по поводу вируса: тревожной, успокоительной. Сейчас вроде бы ситуация более-менее нормализуется, кажется. При этом говорят о второй волне, о её возможности. Мы по-прежнему сохраняем какие-то поводы для, если не тревоги, но такой осторожности. И сейчас с вами как раз об этом хотелось бы поговорить, об итогах, если угодно, того периода, который мы прошли, может быть о промежуточных итогах, о том, как это по-разному сказалось на тех самых человеческих отношениях, за которыми вы как психолог наблюдаете. Начну с личного вопроса: а вам как дались карантинные недели самоизоляции?
М. Хасьминский
— Вы знаете, не скажу, что мне они дались тяжело в плане именно как карантин. Но я скажу, что я не работал так активно, наверное, может быть, даже никогда. Потому что мы с моим коллегой провели, например, около 130 вебинаров на различные регионы нашей страны в поддержку специалистов образования, родителей, в том числе, кстати говоря, и с учащимися тоже были вебинары по инициативе регионов, руководства: министерств, ведомств, правительств регионов. То есть на самом деле очень активная была работа. И большей частью она была посвящена именно преодолению вот этих кризисных явлений коронавируса, поскольку мы делились именно практическими советами в этой области, такими выстраданными. Потому что я лично столкнулся с психологическими проблемами у людей, связанными с этой коронавирусной инфекцией, за четыре недели ещё до того, как был объявлен первичный, во всяком случае, этот карантин в Москве. Я уже работал с женщинами, которые тяжело это переживали в Италии — русскоязычными. В основном это вышедшие замуж за итальянцев женщины с семьями. Они уже там были закрытые, там был очень жёсткий карантин, там была неизвестность и масса психологических проблем. И проанализировав их проблемы, потом, в общем-то, можно было об этом рассказать и нашим уже отечественным и специалистам, и педагогам, и всем остальным. Что касается того, какие проблемы были и, возможно, будут, потому что тема как бы ещё не закончилась до конца, как мы видим, и есть разные оценки по этому поводу. Поэтому, наверное, конечно, хотелось бы думать, что это уже конец, но там, наверное, как Бог даст. Проблем появилось сразу очень много.
Первая проблема — это появился страх, который породила неизвестность. Люди не знали, как на это реагировать, что делать, их пугали, причём не только отечественные СМИ, но в первую очередь — я вот говорю об итальянцах. Просто люди были сильнейшим образом запуганы психологически. И после Китая им это было, конечно, ещё тяжелее. Очень жёсткий карантин приводил к страхам, к тому, что люди вынужденно оставались вместе — супруги, например. То есть если раньше они оставались вместе только в субботу и в воскресенье, чтобы куда-то там съездить и так далее, и вместе поужинать каждый день, то теперь ежедневно они вынуждены были друг с другом общаться. И это каким-то семьям пошло в плюс, а каким-то, безусловно, пошло в минус. Знаете, где тонко, там и рвётся. И количество разводов, конечно, и в Италии, и в России, как мы сейчас пока предварительную статистику имеем, стало расти, причём достаточно серьёзно. Нечем было скрепить эти отношения, потому что не было любви, и во время кризиса стало всё рваться. Кстати говоря, было специальное исследование: возрос ли уровень насилия в семьях за этот период? Потому что известно, что возросла алкоголизация, причём очень серьёзно. И я говорю о цифрах именно в России. МВД не подтвердило роста насилия как такого — тут надо говорить именно о больших каких-то цифрах. Но уровень алкоголизации, конечно, к сожалению, вырос, как и продажа, например, тех же самых спиртных напитков. Люди, не зная, как справляться с сильнейшим психологическим стрессом, выбрали некий путь слабых людей: уйти от проблемы, а не решать её, уйти в алкоголь, в игроманию, что, кстати говоря, другая проблема, то есть уйти в компьютер, в какие-то свои игровые грёзы. Кстати, уровень вот этой зависимости тоже увеличился, в том числе и у детей и подростков. Это, конечно, безусловно, деструктивно всё сказалось. Но кто-то сумел преодолеть это, найти какие-то новые пути развития своего собственного, или даже своего бизнеса, и немножко по-другому на это всё посмотреть, взглянуть.
Ещё одной большой проблемой, кстати говоря, было дистанционное обучение, и, может быть, оно и дальше в какой-то степени будет. То есть дистанционное обучение, к сожалению, не всем идёт в плюс. Почему? Вот, например, у меня из Италии есть письмо даже этой женщины, она пишет: «Я не знаю, я себе не принадлежу. У меня двое детей, я так активно пытаюсь, чтобы они продолжали учиться в школе. А у нас строгая итальянская школа, а они были отличниками. И особенно девочка меня волнует — она отличница. И она раньше сама шла в школу, а теперь я каждое утро насильно, можно сказать, поднимаю, тащу к компьютеру. Она учиться не хочет, я её контролирую и пытаюсь что-то сделать, чтобы она так же училась». И вот здесь выяснилась ещё одна проблема очень серьёзная — это то, что люди не могут реально смотреть на вещи и хотят, чтобы всё было идеально. И стремление к этому идеальному, как производная гордыни человеческой, может ломать и этих людей, и тех, кого они пытаются контролировать, то есть тех же детей. То есть здесь тоже большая проблема. И кроме того, если в двух словах сказать, серьёзные достаточно последствия у людей, уже даже когда основная часть вот этого коронавируса прошла. То есть посттравматические стрессовые расстройства: страх за своё здоровье, у некоторых даже так называемые флешбэки, то есть эти травматические воспоминания — всё это сейчас мы видим. И мне кажется, что психологические последствия у этой коронавирусной истории, может быть, даже ещё тяжелее, чем физиологические. И то физиологическими много кто занимается, а вот психологическими — к сожалению, надо сказать, что эта тема вообще как будто, у меня такое впечатление, не особо кого-то интересует, кроме, конечно, тех людей, которые пострадали.
К. Мацан
— А что это за последствия — можно поподробнее? То есть, кроме общей усталости, стресса, который мы пережили, что каждый может на себе почувствовать, есть какие-то ещё другие симптомы, на которые в себе стоит обратить внимание и их маркировать как возможное последствие самоизоляции, пребывания в таком необычном режиме жизни?
М. Хасьминский
— Конечно. Проблема не в самом разворачивающемся остром кризисе, а в последствиях — посттравматические стрессовые расстройства. Например, человеку страшно зайти в поликлинику — я условно говорю. Ему кажется, что кругом, везде инфекция. Люди и так были с различного рода пограничными такими психическими расстройствами, а сейчас у них из-за этого обострение. Например, есть люди с обсессивно-компульсивным расстройством, которые и так-то мыли руки всегда, у них это была такая навязчивая мысль. А здесь ещё и средства массовой информации добавили, и люди вообще попадают в очень тяжёлую ситуацию на самом деле. То есть всё должно было бы быть как-то, не знаю, адекватно ситуации. На мой взгляд не надо было людей пугать. Надо было проводить просветительскую работу: объяснять, что это за вирус, приводить какие-то доказательства, — объяснять, но не пугать. Потому что страх — это в некоторых случаях, конечно, срабатывает как профилактическое средство, но у него тоже есть определённые последствия. Потому что этот страх реально может оставаться. Мне, например, позавчера... человек, который не может зайти на кладбище, посетить могилу родителей, потому что ему страшно — там хоронили людей, больных коронавирусом, в этих масках, противочумных костюмах и так далее. И человеку действительно реально страшно. А у некоторых нарушен сон, а некоторых из-за этого очень серьёзные невротические расстройства и так далее. То есть всех этих последствий на самом деле очень много, их спектр очень широк.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской. Мы говорим сегодня о том, как мы выходим из пандемии, из режима самоизоляции, постепенно возвращаемся к привычному образу жизни. И знаете, Михаил Игоревич, та картина, которую вы рисуете, — это такой ужас-ужас-ужас. Много последствий, много травм, много пережитых стрессов — всё это, к сожалению, не проходит бесследно. Давайте поговорим о том, как это преодолевать, как можно из этого кризиса выходить с наименьшими потерями для себя, а ещё, может быть, какими-то обретениями, с каким-то новым опытом. Вот вы указали на то, что одно из серьёзных последствий того, что мы пережили, это некая оставшаяся в нас повышенная тревожность: боязнь зайти в поликлинику, боязнь того, что везде инфекция. Давайте не будем говорить о людях, с какими-то большими расстройствами, как вы рассказывали, которые и так каждый час мыли руки. Но вот возьмём какой-то средний вариант, что называется, среднестатистического обычного человека. Вот что делать, как себя, если угодно, перестраивать, какие в себе датчики подкручивать, чтобы повышенная тревожность ушла?
М. Хасьминский
— Я скажу так, что вот вы сказали, что ужас-ужас-ужас. Но ужас — это когда я говорю, потому что я имею дело как раз с какими-то серьёзными проблемами, уже сталкиваюсь с ними. Не думаю, что все люди сталкиваются с этим, как я. Поэтому, скорее всего, это ужас-ужас не носит такого мегатотального характера, как я об этом уже сказал. Всё-таки не будем слишком сгущать, но тем не менее, да, это присутствует. Теперь по поводу того, что можно сделать: самое простое, что можно сделать — в это не попадать. А как можно не попасть в страх, когда тебя со всех сторон пугают, например? Очень просто и, наверное, это надо рекомендовать каждому человеку. Ещё Сенека сказал: «Отдели смятение от его причины и ты останешься нормальным человеком». То есть не надо поддаваться эмоциям, надо рационально всё обдумывать. Не так страшна ситуация, как её могут подавать в прессе. Надо всегда понимать, что может кто-то манипулировать. Причём, знаете, один из самых лучших способов, наверное, это отключение средств массовой информации. Знаете, происходит такая интоксикация этой негативной, пугающей информацией. И люди, которые не могут рационально анализировать, самое для них хорошее — это отключиться от СМИ, перестать потреблять эту пугающую их информацию. То есть я не говорю о том, что не надо абсолютно никаких мер принимать. Конечно, надо. Говорят, что, заходя в магазин, нужно надеть маску. Ну, надень — что это тяжело, что ли? Если рекомендация эта есть, то — пожалуйста. Перчатки — лично для меня тема спорная. Но, в принципе, просто из уважения как бы, в магазине надень перчатки. То есть меры-то принимай. Не появляйся в каких-то публичных местах активно, побереги себя, но перестань постоянно анализировать вот эту вот приходящую негативную информацию и думать о том, что в итоге произойдёт, если то-то и то-то, если кто-то заболеет... Потому что человек пугает уже сам себя своими собственными фантазиями — вот этими «если бы». И это очень плохо сказывается. А если он ещё пугает всех домашних — есть и такие, кстати говоря, — то это вообще катастрофично. Он индуцирует кругом всех, и все в какой-то панике пребывают. Поэтому надо отделить смятение от причины, как я сказал, научиться анализировать.
Во-вторых, нужно, конечно, системно подойти к собственному пищевому поведению, сну. Нормально высыпаться, чётко выполнять распорядок дня — это очень, кстати, нужная тема. Когда у человека всё расписано, у него есть чёткий распорядок дня, ему некогда, просто не остаётся времени на обдумывание вот этой жвачки, которая ему на самом деле ничего не даст. Вы знаете, как в армии: копай отсюда и до обеда. Некоторые говорят: «Ну что это такое? Ну зачем они неизвестно чем занимают бедных людей совершенно бессмысленно и ненужно?» Но я вам хочу сказать, что армия — самая устойчивая система для любого кризиса. И в армии, во-первых, чётко понятен алгоритм, то есть есть устав: если это, то делаешь вот это, — не обязательно обдумывать, не обязательно самого себя пугать, а просто чётко ты понимаешь своё место и что делать. Во-вторых, конечно, когда ты занят — это гораздо лучше. Чёткий распорядок дня со всеми делами, самыми дерзновенными планами, с чётким, прописанным выполнением: от этого часа до этого я занимаюсь этим, от этого до этого — другим... Если ты хочешь полениться, то напиши тоже, например: с 15-и до 16-и я ленюсь, с 16-и я делаю ещё что-то. Если у тебя день насыщен, то ты уже в принципе из этой группы риска, скорее всего, просто выходишь и, безусловно, это нужный момент. И, конечно, надо увидеть реальный мир в каких-то красках. Вы помните, наверное, что пчела видит мёд а цветах, а муха видит своё на том же самом поле. Поэтому человеку нужно видеть и хорошее тоже. Например, взять и ему сказать: «Запиши, пожалуйста, десять каких-то хороших событий за день», — пусть даже самые маленькие. Вот: сегодня хорошая погода, сегодня я хорошо покушал, сегодня мне позвонил друг — у каждого такие события бывают в день много раз. И даёшь, чтобы человек замечал вот это вот самое хорошее, что тоже очень важно.
Очень важно, в принципе, понять иерархию в семье, сделать семью управляемой. Тоже опять же аналогия будет с армией, там понятно, кто отдаёт приказ — генерал. А здесь у нас я столкнулся, видел сейчас не раз, что в семье нет чёткой иерархии. И в условиях кризиса непонятно, кто кому должен подчиняться и кто, самое главное, должен нести ответственность за какие-то вещи. Потому что в армии, например, это всё понятно, а здесь непонятно стало. И здесь начались разборки, когда кризисная ситуация образовалась, разборки уже внутри семьи. И эти разборки, к сожалению, приводят к этим тяжёлым последствиям для семьи, о которых я сказал, Константин. Тоже очень важно договориться, может быть, сесть и сказать: «Давай, я всё-таки муж, я буду принимать решения, как мы будем жить во время этого кризиса. И я буду нести полную ответственность за то, что будет происходить. Дети, в обычных условиях вы непослушные, но ладно — мы с этим как-то справлялись. Но в условиях кризиса, когда очень мало ресурса и его надо очень экономно использовать, — это и физические ресурсы, и психологические, и финансовые, — то давайте мы договоримся, что всё будем делать чётко и в определённой иерархии». То есть это тоже очень нужный момент. Кроме того, появляется возможность сформировать правильное мировоззрение. То есть когда кризис происходит, человек теряется — он попадает в некоторую другую реальность, он не знает, как реагировать на какие-то моменты, и очень уязвим. Например, когда умирает близкий человек. Так люди как-то жили-жили, не задумывались не о чём. А тут человек умер и надо теперь как-то другое понимание попытаться найти. В этот момент человек находит Бога очень часто. И вот этот кризис тоже способствует тому, что можно формировать правильное мировоззрение у себя, у окружения — можно больше молиться. Я видел людей, которые в этот кризис много молились и это, безусловно, шло им на пользу. Можно справиться с эмоциональностью. В передаче мы, наверное, не сможем подробно обсудить, как вообще с ней справляться. Но если человек просто прежде, чем что-то сказать или какой-то сделать вывод, или какую-то агрессию проявить, просто возьмёт и подышит глубоко 50 раз, носом вдохнёт, ртом выдохнет — это просто дыхательное такое упражнение, — то уже, в принципе, каких-то эмоциональных реакций будет на порядок меньше. И это улучшит ситуацию, потому что все эмоции в условиях кризиса приводят только к ещё более худшим последствиям.
Что касается, например, терпения: в кризисе, особенно в таком, нужно терпение. Ты не можешь пойти на улицу, когда ты хочешь, ты не можешь купить то, что ты хочешь. Ты хочешь с кем-то встретиться и не можешь встретиться с ним. Это вырабатывает терпение, и это надо поощрять. У меня, например, был такой случай в самом начале, когда в Москве был коронавирус уже: мне позвонила одна женщина и спросила: «Михаил Игоревич, что мне делать? У меня сын, которому 16 лет, хочет на тот конец Москвы сейчас ехать к своей девушке, — хотя тогда уже был введён пропускной режим, — ехать каким-то образом не дать разрушиться этим отношениям». Я попросил, чтобы мне дали трубочку с ним поговорить. Она дала, я говорю: «Вот можешь себе представить, что тебе 75 лет?» Он говорит: «Могу». Я говорю: «Вот закрой глаза, представь, что тебе 75 лет. Вот ты весь седой, мудрый человек, ты прожил жизнь. А как ты можешь себе представить, сколько у тебя детей?» Он говорит: «Двое». Я говорю: «А внуков сколько?» Он отвечает: «Трое». И как-то мы с ним поговорили, то есть он просто представил себя человеком, уже умудрённым опытом. А дальше я ему сказал: «А вот если бы ты себя сейчас встретил бы 16-летнего, ты бы что себе сказал, вот с позиции этого старого, мудрого человека?» Он говорит: «То, что никуда ехать не надо, что это опасно. Что если девушка бросит, то и ради Бога, значит, это такая девушка, такая любовь ложная». И говорит: «Всё, я никуда не поеду». То есть вот убрали только эмоцию и сразу восстановилась сама ситуация.
К. Мацан
— Классная история. Спасибо большое. Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что сегодня с нами и с вами в «Светлом вечере» Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской. У микрофона Константин Мацан. Мы вернёмся после маленькой паузы, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. У микрофона Константин Мацан. А на связи с нами сегодня в этой программе Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской. Мы продолжаем наш разговор о том, как с наименьшими потерями и с наибольшей пользой для своей души выйти из кризиса, вызванного пандемией, самоизоляцией, вынужденным пребыванием в затворе, вынужденным долгим пребыванием рядом с близкими людьми, с которыми нет привычки так много постоянно проводить время. Вот обо всём этом мы говорим. И хотел бы вас спросить, может быть, вы как раз продолжите ваш рассказ в русле этого вопроса. Вы такую фразу произнесли в первой части нашей беседы, что люди не хотят смотреть на вещи реально. Вы говорили, что для многих стало тяжёлым процессом дистанционное обучение детей, и людям казалось, что всё должно быть хорошо, гладко, быстро, без проблемно. А оказалось, что нужно детей заставлять и самим привыкать. А что значит «смотреть на вещи реально»? Вот психологически, скажем так, субъективно это значит сказать себе: «Старик, успокойся — мир никогда не будет идеальным, никогда не будет так, как ты хочешь»? Но это как-то звучит грустно, мягко говоря.
М. Хасьминский
— Знаете, для этого нужно, может быть, иметь хорошего специалиста и какой-то опыт. Например, той женщине, о которой я говорил, которая свою дочь насильно сажала у компьютера, чтобы она так же продолжала учиться дистанционно, как и училась в обычной своей итальянской школе, я сказал: «Скажите, вы зачем всё это делаете?» Она говорит: «Как зачем? Она же должна учиться, а то она отстанет». А я говорю: «А что случится, если она отстанет?» — «Ну как? Это будет неприятно». — «Неприятно — я согласен. Хорошо, допустим, для вас это будет неприятно. Но вы вообще понимаете, что ребёнку чтобы перестроится нужно хотя бы несколько недель. Он не может так же учиться дистанционно, как учился, видя своего учителя в течение многих лет. Вы понимаете, что вы требуете невозможного и что вы сейчас своими действиями, вдумайтесь просто логически, отбиваете желание учиться? И в итоге, когда это кризис пройдёт и надо будет уже вернуться в школу к учителю, не будет у человека желания учиться, потому что вы его поломали через колено. А почему вы его поломали-то? Потому что это — ваша гордыня. Потому что вы не сами учитесь — если бы вы себя заставляли также, то это ещё было бы более-менее понятно, может быть. Хотя перфекционизм, конечно, это плохая история, но тем не менее. Но вы ломаете ребёнка сейчас ради собственной амбиции». И я дальше ей сказал и думаю, что это надо сказать и нашим радиослушателям тоже, что вообще, работая с учителями много, я часто задавал вопрос: «А какие дети чаще больше пользу приносят, так скажем, стране, людям? И какие дети наиболее адекватны, скажем так, приспособлены к ситуации, складывают лучшие какие-то отношения с окружением? Это троечники или круглые отличники?» И почти любой педагог, 95%, скажет, что троечники. Потому что это известно, потому что нужны не «пятёрки» в дипломе, а умение выстраивать отношения, гибкость — не ригидный чтобы человек был, а вот именно гибкий. И это только на пользу идёт. И я вот этой женщине объяснил вот эти все детали, как бы дал ей посмотреть со стороны, объяснил ей, что это по сути-то её личная гордыня, что всё станет всё равно на место так или иначе, всё будет хорошо, если она не отобьёт желание у своей дочери учиться. И она как-то нормально это восприняла. И мы недавно общались, и я знаю, что дочь её стала недавно ходить в школу, но там просто экзамены какие-то были, и в принципе всё у них нормально, то есть в итоге всё закончилось вполне хорошо.
К. Мацан
— Мне показалось очень любопытным то, что вы сказали, что перфекционизм — плохая история. Я знаю многое людей, которые гордятся, что они перфекционисты, что они всё хотят сделать максимально хорошо и даже идеально. И им кажется, что это такое важное качество. Вы сказали, что перфекционизм — это плохая история. Видимо, есть какие-то разные понимания того, что такое перфекционизм. Вот в каком смысле перфекционизм — это плохая история и чем это отличается от желания сделать всё хорошо?
М. Хасьминский
— Нет, желание сделать всё максимально хорошо — это, может быть, неплохое желание. Но максимально хорошо, а не идеально, то есть делай, что можешь, и будь что будет. А если ты хочешь, чтобы ты был самый лучший, идеальный, чтобы у тебя все оценки были «пятёрки» и всё такое прочее — это пока ты не столкнулся с кризисом. А когда ты с ним столкнёшься и ты не сможешь, чтобы у тебя были все «пятёрки» и ты не сможешь по каким-то причинам сделать всё идеально, ты не сможешь получить столько внимания, сколько ты обычно рассчитываешь получить. И вот тогда человек ломается.
К. Мацан
— Давайте тогда попробуем нащупать эту грань, сформулировать её. С одной стороны, мы вряд ли хотим, чтобы наш ребёнок учился в школе спустя рукава. И мы хотим его учить усердию, чтобы он был и старательным, и чтобы всё у него получалось. Но, с другой стороны, мы говорим, что быть отличником не обязательно. Наверное, это и вправду не обязательно, но как сделать так, чтобы с водой не выплеснуть ребёнка, чтобы вот эта попытка удержаться от перфекционизма как гордыни, как представления о том, что всё зависит только от меня и моих усилий? Как сделать так, чтобы это не перетекло в халатность?
М. Хасьминский
— Перфекционизм лежит не в теме этого кризиса, а только в том, о чём я сказал, просто как пример привёл. Но, знаете, всё зависит от мотивации: что человек хочет. Перфекционист хочет сделать всё идеально, потому что он хочет как бы свою в этом плане гордыню утешить — для него это важно. Если он хочет ради дела, то есть учиться не ради оценок, например, а ради знаний. И он готов, даже если получит «двойку» потом или пересдать, или доучить и всё равно получить эти знания, то это хорошая история. А если ты это просто делаешь для того, чтобы казаться хорошим, или чтобы твой ребёнок казался лучшим, как я привёл вам пример, — в итоге же ничего не было за этим-то. Вот зачем надо было эту девочку в Италии мучить, для чего? Ну, взяли бы потом репетиторов, догнали бы то, от чего она отстала. Это же к знаниям не имеет отношения, это имеет отношение просто к апломбу и гордыне самих родителей. То есть всё от мотивации: не внешний какой-то признак, а мотивация определяет.
К. Мацан
— Спасибо. Вот вы сказали в начале программы, что для многих в течение этих карантинных недель стало испытанием такое длительное нахождение рядом с ближними. Вообще, звучит парадоксально: ближние, самые близкие люди, как-то кажется, что самые любимые, и вдруг оказывается, что когда ты с этими родными, любимыми людьми оказываешься вместе замкнут в квартире длительное время, то это непривычно, вызывает проблемы. И я уже не раз замечал у нас в программах в эфире радио «Вера», что удивительно, что во время карантинных недель стало выходить много разных программ, блогов, текстов, интервью в разных СМИ на тему «Как не убить ближнего своего на карантине». Хочется спросить: а вы что, ещё и в отпуск вместе ездите? То есть оказалось, что проблема серьёзная, что проблема, как проводить время с самыми близкими длительно, она есть. И я при этом для себя от этой проблемы тоже не отмежёвываюсь. Я понимаю, что я, как и все, с этой проблемой сталкивался и как-то её для себя решал. И могу признаться, что я не прошёл такое по-настоящему испытание, тест на любовь, кротость и какое-то такое доброе смирение и нахождение рядом с ближними в добром расположении духа. Хотя я какие-то важные уроки для себя, может быть таким отрицательным путём, на эту тему вынес. Но вот какие лайфхаки тут у вас есть? Как семьям сейчас распорядиться тем опытом, который приобретён в течение этих карантинных недель?
М. Хасьминский
— Давайте я расскажу какие-то, так сказать, опытные такие «фишечки», которые в принципе могут очень быть в целом даже хороши, а особенно в условиях тяжёлого кризиса, конечно, о котором мы сегодня и говорим. Например, Зураб Ильич Кекелидзе, которого я глубоко уважаю, главный психиатр нашей страны, говорит, что обижаться люди должны не долее чем 10 минут. И потом я стал это применять в своей работе, рекомендуя своим каким-то пациентам, иногда увеличивая до 30 минут. То есть в чём здесь дело? В основном это разрушает конфликт: я что-то подумал, она на меня обиделась, потом ещё, мы аккумулируем злом таким образом, потом всё взрывается. А надо, чтобы ничего не аккумулировалось. Вот мы поругались, и такое правило должно быть у нас в семье — опять же к армии придём, так чётко, есть устав: в этом случае делаешь это, в этом это и так далее. Здесь тоже в семье должны быть правила и во время кризиса, и не во время кризиса. Обижаемся 10 минут — хорошо, я на тебя обиделся, ушёл в другую комнату, через 10 минут пришёл, обнялись, друг друга простили, пошли жить дальше. А самое главное, что дети видят, что через 10-30 минут мы помирились. И они понимают, что мириться — это очень важная часть жизни. И они между собой будут мириться, они будут мириться с родителями, то есть вообще вся семья должна через 10-30 минут после конфликта помириться. Это очень важное правило, которое позволяет спасти огромное количество семей. Или, например, понятное абсолютно для каждого, наверное, верующего правило опять же, которое в кризисе особенно хорошо работает, это попросить прощения перед сном. Когда мы читаем вечерние молитвы, мы понимаем, сколько всего наделали и у кого надо попросить прощения, в первую очередь у Бога, но и между собой. А здесь, смотрите, просто все друг у друга просят прощения перед сном. И на следующее утро уже этот конфликт как бы не актуален, он уже исчерпал себя — вчера друг друга все простили. То есть не накапливается эта критическая масса, которая способна взорвать не только семью и не только в кризисе. Это очень важные профилактические такие меры.
К. Мацан
— Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы продолжаем наш разговор о том, как семьям выйти из кризисов, в том числе и кризисов, связанных с карантином и пандемией, кризисов отношений, выйти с наибольшими приобретениями и с наименьшими потерями. Вот что ещё посоветуете, Михаил Игоревич?
М. Хасьминский
— Ещё, если действительно конфликты в семьях — ещё раз говорю, что это не только для пандемии, но и вообще в целом, — если в семьях существует напряжение, а оно обычно эмоционально: она сказала, он сказал, потом она вспомнила, что было тогда-то, он вспомнил, что было ещё раньше, и пошло-поехало, и уже никто не помнит, с чего всё началось. Но, естественно, это конфликт разгорается всё сильнее и сильнее, в итоге, конечно, к сожалению, часто сносится вообще вся семья. Пожалуйста, вот такое правило, что мы с детьми гуляем вместе, мы общаемся, ходим в кино, театр — это всё чудесно. Но если у нас друг к другу есть какие-то претензии любые, то мы давай с тобой в семье попробуем такое правило внедрить: если у меня к тебе претензия, я тебе пишу на бумаге, в соцсетях или кто как может сформулированную эту претензию. Ты мне в течение суток или раньше отвечаешь. А если у тебя претензии, то ты мне пишешь и так далее. То есть мы достигаем того, что разделяем: всё хорошее у нас в обычной жизни, а всё плохое мы переводим в эпистолярный этот жанр. Причём там же нельзя просто чувства, эмоции описать, там же надо сформулировать именно суть претензий, поэтому 90% всех претензий тут же сразу куда-то деваются, их лень формулировать. Остаются вот эти по сути 10% важных. И ответ человек получает сформулированный. То есть конфликты мы переводим в такое письменное выяснение отношений — это значительно оздоравливает семью. Главное, чтобы здесь оба члена чётко придерживались этих важных правил и не только их понимали, но никогда бы их не нарушали. Если это правило будет, я вас уверяю, что это очень во многом будет оздоравливать семью.
Кроме того, например, такое правило ещё можно ввести, — а в условиях коронавируса это ещё лучше, когда люди находятся вместе в этой закрытой среде друг с другом, — говорить хотя бы 10 добрых слов друг другу. То есть, например, я говорю жене и детям, дети говорят друг другу, жене и родителям, и все члены семьи говорят друг другу. Но так же просто на ходу не будешь же говорить, что «как ты сегодня чудесно выглядишь» — это же надо увидеть. Поэтому человек старается увидеть в другом члене семьи что-то хорошее, раз уж у нас есть правило говорить 10 хороших слов или комплиментов. И это тоже очень важно, потому что в обычной жизни у нас так: «Почему ты посуду не помыл, почему ты это не сделал?..» — и постоянно вот эти конфликты. И это тоже такое как бы правило, которое, наверное, следовало бы иметь вообще в целом в семье.
Кроме того, в принципе найти хорошее — я уже говорил, что, знаете, бывают люди, которые особенно во время этой коронавирусной инфекции говорят, что всё плохо. Это не невротики, а просто действительно человек попадает в эту тяжёлую ситуацию, в реактивное такое состояние, как говорят специалисты, и он не видит ничего хорошего, не может это увидеть. Вот тогда просто такое правило: в день запиши 10 хороших каких-то событий. Он записывает — вот те, про которые, например, я сказал, что «погода хорошая, вкусно поел, кто-то позвонил», — такие мелочи. А потом на следующей неделе вы говорите: «А теперь записывай 20». Он говорит: «20 нету. Надо их заметить». А потом 30, а потом 40. Вот если человек уже видит эти 40 хороших каких-то событий, то он уже, конечно, не может говорить ежедневно, что всё плохо. То есть это тоже такая техника, которую, безусловно, можно использовать.
Кроме того, конечно, надо бы сказать, что очень важно расписание, о котором я говорил, составить не только для дел, но и для собственного холодильника. Потому что некоторые люди заедают стресс, а потом, когда пройдёт этот коронавирус, они есть перестанут, но начнут запивать, то есть эта страсть одна в другую перетекает. И надо каким-то образом себя всё-таки и в коронавирусе тоже контролировать. А заняться обычно есть чем: можно заняться домашними питомцами, какой-то совместной деятельностью, в том числе и уборкой, получением новых навыков. Например, я очень как-то интуитивно попал, когда с итальянцами разговаривал — вот с этими женщинами. Они говорят, что не знают, что делать, что они сидят и их не выпускают на улицу с детьми, и уже сто раз всё переделали — непонятно, что делать. Я говорю: «Разберите архивы. Вот есть у вас дома там архив?» — «Да, у меня муж итальянец. У него фотографий куча...» Я говорю: «Разберите. Это будет интересно и ребёнку, и вам». И они разбирали, и, оказывается, это интерес к истории семьи пробуждало, интерес детей. И этих фотографий у каждого полно, но даже если не полно в виде фотографий, то разберите книги — у каждого есть библиотека, и это тоже потом кого-то заинтересует к чтению какой-то литературы и так далее. Порядок, вообще, наведётся, а то у нас есть много-много книг, но это же всё какой-то обычный беспорядок. Или займитесь электронными архивами — это точно у всех есть. То есть всё можно делать с большой пользой. И действительно это получало хороший результат. Но, конечно, не надо забывать о молитве, благодарности, о том, что надо, безусловно, молиться, благодарить Бога — это тоже, безусловно, помогает.
Например, чтобы поднять настроение в семье в целом, я рекомендовал... вот те, кому я рекомендовал и они использовали, потом меня благодарили. Я говорил: «Сделайте простую вещь: скачайте жизнеутверждающие файлы караоке — для этого даже не надо иметь всю эту караоке-систему», — мы это когда-то делали в Институте детской онкологии и гематологии, правда, это было очень давно, когда я там работал и волонтёрил. «Скачайте бравурную музыку, жизнеутверждающую, интересную, которую все знают, и просто всей семьёй пойте караоке. Вот эта бравурная музыка, вот это жизнеутверждающая, вот это вся семья вместе поёт. А вы же понимаете, что не просто так раньше люди на застолье пели. Это, безусловно, сближает, даёт такие очень серьёзные бонусы в целом семье. И здесь можно же сейчас повторить. Раз уж нечем заняться, ну так пойте, только соседям сильно не мешайте». И вот все эти занятия могут привести как раз к созидательному развитию семьи, а не к её деструкции.
К. Мацан
— Вот после ваших слов о бравурной музыке фраза «программа заканчивается на оптимистической ноте» звучит совершенно символически и очень верно. Спасибо огромное, Михаил Игоревич, за эту беседу. Дай Бог, чтобы те советы, которые вы озвучили, нашли воплощение в жизни наших радиослушателей, кому это будет полезно, и чтобы жизнь стала ярче, светлее. И как мы уже говорили, чтобы выход из любого кризиса, в том числе из кризиса, связанного с отношениями между людьми во время самоизоляции, чтобы выход стал максимально таким полезным, обогащённым новым опытом, который пойдёт в плюс. Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье, храме Воскресения Христова на Семёновской, сегодня был с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан. Спасибо, до свидания, до новых встреч на волнах радио «Вера».
М. Хасьминский
— Всего доброго.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер