
В Москву я приехала в двухтысячных и поначалу не могла спокойно пройти мимо людей, просящих милостыню на улице или в метро. Позже стало понятно, что нищих в Москве полно, что это просто бизнес, рассчитанный на чувствительных провинциалов вроде меня. С годами я научилась почти не замечать попрошаек, не слушать их так похожие друг на друга истории, не смотреть, когда они проходили мимо. Они стали для меня чем-то вроде касты неприкасаемых. Падшие люди.
Много лет спустя, будучи уже членом Cоюза писателей Москвы, я ехала на литературный вечер. Это был очень важный вечер, я выступала в самом начале, публика была серьезная.
И вот, спускаюсь в метро и обнаруживаю, что забыла кошелек. Перед выходом взяла другую сумку, а кошелек в спешке не переложила. Возвращаться назад — это полчаса в лучшем случае. То есть начало вечера будет сорвано. Пройти через турникет без билета — еще та задача для гордеца. Не буду же я просить деньги у незнакомых людей или пристраиваться к кому-то сзади, как хулиганьё. В общем, ситуация безнадежная.
Я замерла перед турникетом в полном ощущении надвигающейся катастрофы. И тут, воспользовавшись моим замешательством, ко мне подрулил попрошайка:
— Девушка, у вас рублей двадцать не будет?
— Не будет! — злобно ответила я. — У меня вообще ни копейки нет, я кошелек дома забыла!
— А вам в метро надо? — ничуть не обидевшись спросил попрошайка.
— Да! Очень надо.
Попрошайка порылся в карманах и протянул две монеты по 10 рублей.
— На, возьми. У меня больше нет.
Я посмотрела на двадцать рублей на его ладони. Понятно, что этого было мало.
— Люд, у тебя денег нет? — гаркнул попрошайка в сторону компании таких же как он, cидящей у входа. — А то девушка кошелек забыла.
Подошла Люда, испитая женщина лет тридцати и удивленно протянула мне еще десять рублей.
— Больше нету, не дает никто.
На проезд все равно не хватало. И тут мой побирушка, профессиональным взглядом оглядев входящих в стеклянные двери, направился к мужчине в костюме. Показывая в мою сторону, начал что-то говорить. Мужчина, как ни странно, спокойно его выслушал, подошел ко мне и сказал:
— Пойдёмте, я вас проведу.
Я протянула побирушке назад собранные тридцать рублей.
— Оставь себе, — великодушно отмахнулся он. — Мало ли, может пригодятся.
На вечер я успела, все прошло прекрасно.
Назад ехала воодушевленная, с пакетом еды и двумя сторублевыми бумажками в кармане для Люды и доброго человека, имени которого я не знала. Я представляла нашу встречу, их радость. Не было ни надменности, не брезгливости. Казалось, я еду на встречу со старыми друзьями.
Но когда я вышла из метро, переход был пуст.
Автор: Лера Манович
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер