
Фото: PxHere
Вопрос из школьного курса географии: какой пролив разделяет материки Евразию и Северную Америку? Большинство наверняка даст правильный ответ: Берингов пролив. Витус Беринг, русский мореплаватель, открыл его в 1728 году. Правда, есть один очень любопытный исторический факт, о котором сегодня далеко не всем известно. За 80 лет до экспедиции Беринга этот же самый пролив обнаружил другой знаменитый русский первопроходец — Семён Дежнёв. Однако об этом его открытии долгое время никто даже не подозревал...
В июне 1648-го года сибирские купцы Усовы и Гусельниковы снарядили промысловую экспедицию «на реку Погычу». Ходили легенды, что на берегах этой реки водится невиданное множество пушного зверя. Правда, где именно протекает эта река, никто точно сказать не мог. Местоположение называли весьма неопределённо — «где-то за Колымой». К слову, саму реку Колыму с несметными природными богатствами на её берегах — пушниной и золотом — обнаружили буквально пятью годами ранее, летом 1643-го. Сделал это отряд, в котором находился Семён Дежнёв. Дежнёв был «казаком на государевой службе». Он занимался сбором ясака — налога в царскую казну, который взимался с коренных народов на сибирских территориях, присоединённых к России. Купцы Усовы и Гусельниковы позвали Семёна Дежнёва в экспедицию к берегам реки Погычи. Правда, Дежнёв вслед за коренным населением, называл эту реку Анадырем. И в отличие от остальных, по рассказам местных жителей хорошо представлял, где она находится.
20 июня 1648-го Дежнёв отправился в плавание, которое навсегда вписало его имя в историю. На кочах — небольших парусно-гребных лодках — мореходы обогнули Чукотку и мыс, который они назвали Большим Каменным Носом. За ним они обнаружили пролив, разделяющий материки. Дежнёв подробно записывал ход экспедиции, однако, судя по всему, не осознавал всей важности географического открытия, которое совершил. Куда важнее для мореплавателя было то, что он не ошибся в своих предположениях и вышел к реке Анадырь. На её берегах в вечной мерзлоте Дежнёв нашёл и передал в государственную казну огромное богатство — залежи моржовой кости, которая ценилась тогда выше слоновой и стоила дороже соболиного меха. Не придали значения открытию пролива и сибирские чиновники, которым Дежнёв после возвращения передал свои записи. Материалы остались пылиться в архиве Якутского острога. Вот почему ровным счётом ничего не знал о походе Дежнёва и Пётр Первый, когда снаряжал Камчатскую экспедицию во главе с Витусом Берингом. Мореплаватель вторично открыл пролив между двумя материками, который теперь в его честь и называют Беринговым.
О том, что пролив этот на самом деле нашёл Семён Дежнёв, стало известно только в 1736-м году. Исследователь Сибири Герхард Миллер разбирал бумаги якутского архива, и обнаружил те самые записи Дежнёва. Однако название пролива — Берингов — к тому времени уже было нанесено на все карты и прочно закрепилось. Решили его не переименовывать. Лишь в 1898 году император Николай Второй увековечил память о первооткрывателе. «Большой каменный нос» — мыс, найденный и описанный Дежнёвым, получил его имя. И по сей день крайняя восточная точка Евразии носит название Мыс Дежнёва.
Все выпуски программы Открываем историю
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об отношении Христа к нераскаянным грешникам

В 7-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Об отношении Христа к нераскаянным грешникам — протоиерей Артемий Владимиров.
«Какое есть согласие, сочетание, — вопрошает апостол Павел, — между светом и тьмой, Христом и Велиаром? Никакого. Не приселиться к Нему делающий беззаконие, — говорит о святости божества святой царь Давид. Нет места дьяволу там, где присутствует Христос, самосущая истина, испущающая лучи правды и любви».
И так всякий человек, преданный греху, всякий,попирающий собственную совесть, сам бежит, как сгусток тьмы, от явления присносущного надмирного света. И эти слова Господа говорят о том, что мы призваны тянуться ко Христу, как цветы к солнцу, и, чая пришествия Спасителя, должны сами освобождаться от малейшей темноты, страстей, греховных помыслов, деянием чистых, оплакивая их в исповеди, отказываясь от них, призваны исполняться божественного света с тем, чтобы на судище Господнем прильнуть ко Спасителю, будучи веточками, привитыми к вечно цветущей лозе, воскресшему Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема