И кто из нас не увлекался прекрасными повестями Честертона об отце Брауне? Ой, если кто-то вдруг по какой-то случайности не увлекался – я этому «кому-то» даже очень завидую! Потому что все у него впереди – и фантастически закрученные интриги, и прекрасный язык, и сам герой – маленький теряющий зонтик отец Браун, распутывающий самые сложные и ужасающие преступления и иногда выводящий преступников на новый путь – исключительно своей мудростью и кротостью. Хорошего чтения, счастливый Кто-то, не знакомый с детективами Честертона! И не откладывайте!
Когда я нашла в семейной библиотеке книгу великого детективщика под названием «Ортодоксия», я удивилась. Но удивилась приятно. Мне было понятно, что образ отца Брауна, такой пронзительный и остроумный, такой по-настоящему христианский и живой, не мог быть написан неверующим человеком. И книгу «Ортодоксия» я прочитала с тем же интересом, что и детективы писателя. Когда остроумный, образованный и конечно очень талантливый человек пишет о христианстве, в твоей картине мира появляются неожиданные вспышки. Ты как бы видишь христианство под новыми углами – и это очень убедительно доказывает тебе то, во что в общем-то надо верить. Но такой уж я человек – взявшись за плуг, частенько оглядываюсь назад. Спрашиваю себя: я точно туда иду? Господи, ты точно там, где я Тебя ищу? То есть в христианской церкви? Может стоит изменить направление действий? И тогда мне в руки попадаются правильные книги, правильные люди, правильные слова – если уж Такой Человек верит в правильность пути, приятно быть с ним в одном поезде!
Знаете, у подростков есть такое выражение: Не кидай мне спойлеров? Это когда идет увлекательный сериал и кто-то первый узнал, погибнет ли в следующей серии герой – или воскреснет. Разведется героиня или выйдет замуж.
Я думаю, все желающие имеют право на индивидуальную радость общения с отцом Отца Брауна. Но парочку спойлеров из книги «Ортодоксия» все-таки кину. Они так ясно, так трезво ответили на многие разговоры вокруг христианской церкви и ее проблем.
Знаете это вечное: но ведь христианство ограничивает свободу человека, его выбора! На эту тему можно написать трактаты, но вот чудесная реплика от Честертона: «Я не хочу и не выдержу утопии, где меня лишат лучшей из свобод: запретят ограничить себя.»
Или, вот еще : в церкви так безрадостно... Честертон тоже слышал об этом и отвечает: «Если христианство и взаправду устойчиво противилось радости, я был готов немедленно взорвать собор Святого Павла. Но странное дело, убедительно доказав мне в главе 1, …что христианство мрачнее мрачного, мне доказывали в главе 2, что оно чересчур оптимистично. Сперва, мне заявляли, что оно слезами и страхами мешает нам искать счастье и свободу, а потом – что оно глушит нас утешительным обманом и показывает всю жизнь через розовые очки…» Правда тонко подмечено?
Ну и последний спойлер! Неразрешимое противоречие «Как же найти середину между самоунижением и истинным покаянием?» – Писатель отвечает: «Себя самого ценить надо как можно меньше, душу свою – как можно больше.»
Все, я замолкаю! Читайте! Получайте свои ответы! наслаждайтесь!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер