Апостол Павел пишет: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».
Как появляется печаль? Я сейчас не говорю о депрессии. Депрессия — болезнь, клиническое состоянии, требующее лечения у специалиста. Я говорю именно о печали, тоске, да и просто о плохом настроении.
Иногда ответ очевиден — смерть близкого человека, развод, тяжелая болезнь, потеря работы и невозможность найти новую, плохая погода, в конце концов. Но зачастую такой объективной, наглядной причины нет. Как пел Цой: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда взялась — печаль?» Действительно, откуда?
Думаю, нам плохо, когда мы неправильно живём. И чем неправильнее — тем нам хуже. Грешим, отдаляемся от Бога — и нам становится плохо, на нас нависает тяжесть, давит к земле. Даже если не осознаём, что грешим. Всё равно. Собственно, грех — это всё то, что нас от Бога уводит, отдаляет.
А когда мы приближаемся к Богу, просто хотя бы смотрим в Его сторону в нас потихоньку поселяются, по слову Апостола, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера... Всегда радуйтесь, заповедует нам апостол Павел. Всегда.
То есть печаль можно рассматривать как индикатор правильной жизни. Как голос совести внутри. Поднялась температура — знаем, что организм болен. Так и здесь, пришла печаль — есть повод задуматься, что-то не так с нашей жизнью. Ещё раз замечу, я не говорю сейчас о депрессии как клиническом состоянии. Оно требует лечения у специалиста и имеет другую природу.
Апостол так же пишет о «печали ради Бога». Печаль по Богу. Как нам бывает грустно при разлуке с любимым человеком, так нам бывает и грустно без Бога. Без Возлюбленного Жениха, Который ушёл, но грядет в полунощи. И мы ждём встречи с Ним.
А если так, если печаль приходит от греха, от ошибки, от неправильной жизни, или от тоски по Богу, от разлуки с Ним, которая опять же происходит именно из-за наших грехов, а Сам Господь всегда близко, всегда рядом, при дверях, и только ждёт, когда мы отворим Ему; если всё так, то и путь к радости ясен. Это покаяние — изменение образа жизни, исправление ошибок. Покаяние как возвращение к Отцу.
Зайдешь в церковь — и настроение улучшилось. Помолился с утра — и не так тяжело начинать новый день, со всеми его заботами, проблемами и сложностями. Исповедался, причастился — и вот он, свет, уже не только в окошке дома твоего, а внутри тебя. Давно заметил, что самые радостные дни, по-настоящему радостные, — это дни принятия Святых Христовых Таин. А если произойдёт покаяние — изменение жизни — то есть шанс, что радость в нас поселится надолго.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











