
В Великую субботу перед Пасхой в нашем храме отнюдь не субботний покой. Днём на улице ставятся столы, люди приносят свои корзинки, пакеты, коробки с куличами и яйцами для освящения. Потом заходят в храм, поэтому внутри всегда тоже народ. Идёт уборка. Сотрудники и прихожане заранее договариваются, кто когда и чем будет помогать.
Я тоже стараюсь участвовать. Люди, которые приходят освятить, в основном, куличи и яйца, чаще всего оставляют небольшое подношение для храма. Эти подношения собираются в специальные тазы. Когда они наполняются, мужчины относят тазы туда, где их разбирают. Вот я — как раз — одна из тех, кто сортирует по корзинам сотни яиц, десятки куличей, пожертвованные деньги, великое множество конфет и шоколадок. Встречаются в этих тазах с пожертвованиями творожные пасхи, хитрым образом упакованные, чтобы не развалиться или просто купленные в магазине творожные массы с изюмом. Бывают палки колбасы. Сахар, соль и крупы. В общем, кто во что горазд.
Разбираю я это все и, словно, знакомлюсь таким образом с нашими прихожанами через их дары. Беру в руки пасхальные яйца. Они еще теплые. Видимо, только сваренные. Я представляю, как человек хотел хоть что-нибудь принести. Он, наверное, очень много работает. Занят. А все равно успел утром сварить — и тут же бегом в храм.
А вот — с наклейкой Бэтмена. Наверное, дети сделали. Вообще, многие яички расписаны детьми, раскрашены гуашью или обклеены пластилином. Можно увидеть их вкусы, таланты, представить, как они стараются, украшая яйца, и как им помогают родители.
Многие подношения — настоящие произведения искусства: яйца, раскрашены в много слоев, куличи с фигурками из мастики и целыми сценками. Бывают и поделки — деревянные яйца, обшитые бисером, обвязанные крючком или украшенные резьбой.
Вот оно, маленькое выражение наших отношений с Богом. Все мы стараемся как можем. Приносим самое дорогое, самое искусное, самое творческое, самое изящное. Видно, как одни стараются сохранять старинные русские традиции. Кто-то печёт новомодные веганские куличи. Кто-то наготовит от души, побольше. Кто-то — скромно, но тоже от сердца. Есть в этих яичках и куличах что-то глубоко личное, трепетное, трогательное. Смотрю на эти пожертвования и вижу, как в любви к Богу мы раскрываемся такими, какие мы есть.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов