
В Великую субботу перед Пасхой в нашем храме отнюдь не субботний покой. Днём на улице ставятся столы, люди приносят свои корзинки, пакеты, коробки с куличами и яйцами для освящения. Потом заходят в храм, поэтому внутри всегда тоже народ. Идёт уборка. Сотрудники и прихожане заранее договариваются, кто когда и чем будет помогать.
Я тоже стараюсь участвовать. Люди, которые приходят освятить, в основном, куличи и яйца, чаще всего оставляют небольшое подношение для храма. Эти подношения собираются в специальные тазы. Когда они наполняются, мужчины относят тазы туда, где их разбирают. Вот я — как раз — одна из тех, кто сортирует по корзинам сотни яиц, десятки куличей, пожертвованные деньги, великое множество конфет и шоколадок. Встречаются в этих тазах с пожертвованиями творожные пасхи, хитрым образом упакованные, чтобы не развалиться или просто купленные в магазине творожные массы с изюмом. Бывают палки колбасы. Сахар, соль и крупы. В общем, кто во что горазд.
Разбираю я это все и, словно, знакомлюсь таким образом с нашими прихожанами через их дары. Беру в руки пасхальные яйца. Они еще теплые. Видимо, только сваренные. Я представляю, как человек хотел хоть что-нибудь принести. Он, наверное, очень много работает. Занят. А все равно успел утром сварить — и тут же бегом в храм.
А вот — с наклейкой Бэтмена. Наверное, дети сделали. Вообще, многие яички расписаны детьми, раскрашены гуашью или обклеены пластилином. Можно увидеть их вкусы, таланты, представить, как они стараются, украшая яйца, и как им помогают родители.
Многие подношения — настоящие произведения искусства: яйца, раскрашены в много слоев, куличи с фигурками из мастики и целыми сценками. Бывают и поделки — деревянные яйца, обшитые бисером, обвязанные крючком или украшенные резьбой.
Вот оно, маленькое выражение наших отношений с Богом. Все мы стараемся как можем. Приносим самое дорогое, самое искусное, самое творческое, самое изящное. Видно, как одни стараются сохранять старинные русские традиции. Кто-то печёт новомодные веганские куличи. Кто-то наготовит от души, побольше. Кто-то — скромно, но тоже от сердца. Есть в этих яичках и куличах что-то глубоко личное, трепетное, трогательное. Смотрю на эти пожертвования и вижу, как в любви к Богу мы раскрываемся такими, какие мы есть.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема