
У Ивана Шмелёва в автобиографическом романе «Лето Господне», который описывает события середины XIX-го века, есть такой эпизод. Главный герой, мальчик Ваня, возвращается из храма вместе со своим другом — работником отца, стариком-плотником Горкиным. Горкин только что получил церковную награду: «Мы идем от обедни. Горкин идет важно, осторожно: медаль у него на шее, из Синода! Сегодня батюшка преподнес, при всем приходе. Третья уже медаль. Но эта — дороже всех: «за доброусердие ко Храму Божию». Ему говорят: «скоро и почетное тебе гражданство выйдет!» Почётное гражданство — особая привилегия, звание, которое возникло в Российской Империи в середине XIX века. За какие же заслуги и кому присваивалось звание Почётного гражданина, и какова история появления этого титула?
Ещё при Петре Первом широко распространилась практика, когда представителям низших сословий за заслуги перед Отечеством присваивалось дворянское звание. Бояре — потомственные дворяне — уже тогда были недовольны этим. По их мнению, сословие «размывалось», дворян становилось слишком много. Выход из положения нашла императрица Екатерина Вторая. Жалованной грамотой от 1785 года она установила новое сословие — именитое гражданство. Оно давало представителям ряд существенных привилегий: освобождало от телесных наказаний, наделяло правом владеть фабриками и заводами. Именитыми гражданами могли называться те, кто дважды с похвалой отслужил на выборных должностях; лица, с академическими или университетскими дипломами, внёсшие значительный вклад в науку. Именитое гражданство присваивалось также архитекторам, скульпторам, живописцам и композиторам. Купцы могли перейти в сословие именитых граждан, если их капитал составлял более 50 тысяч рублей, а также если они имели суда, плавающие за границу, или вели исключительно оптовую торговлю. Именитый гражданин по достижении 30-ти лет мог стать дворянином — однако при обязательном условии: в этом же сословии должны были состоять его отец и дед.
В 1832 году Государь Николай Первый значительно реформировал именитое гражданство. Оно стало называться Почётным, и рассматривалось уже не только как отдельное сословие, но и как награда за талант, знания, общественную, духовную, просветительскую деятельность и заслуги перед Отечеством. Один из ярких примеров — выходец из крестьян, шляпный подмастерье Осип Комиссаров. 4 апреля 1866 года он проходил мимо Летнего сада и увидел у ворот экипаж, вокруг которого толпился народ. Узнав, что коляска принадлежит царю, который приехал в сад на прогулку, Комиссаров присоединился к толпе. Вскоре Александр II-й подошёл к своему экипажу. В этот самый момент какой-то человек стал грубо проталкиваться вперёд. Это был террорист Дмитрий Каракозов. Комиссаров с ужасом увидел в его руке пистолет, нацеленный на государя. Осип не растерялся, и ударил террориста по руке. Пуля прошла мимо. Жизнь императора была спасена, а Осип Комиссаров за свой подвиг получил титул почётного гражданина. Почётным гражданством был пожалован Павел Третьяков за то, что подарил Москве свою знаменитую галерею. Почётное гражданство продолжает существовать и сегодня, только уже не на общегосударственном, а на местном уровне — как награда за выдающиеся заслуги перед городом или регионом.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема