Сведения об апостоле Павле содержат многие книги Нового Завета — это и написанные евангелистом Лукой «Деяния апостолов», и четырнадцать посланий, то есть писем самого Павла. Из этих произведений известно, что апостол, от рождения носивший имя Савл — еврей из средиземноморской диаспоры, появившийся на свет в начале первого века на юге Малой Азии, в городе Тарсе. Родители отдали Савла на обучение Гамалиилу — одному из самых образованных раввинов своего времени, хранителю традиций Ветхого Завета. Савл был воспитан ревностным фарисеем, в последователях Иисуса Христа он видел смутьянов, и противился распространению Благой вести о Воскресении Спасителя. Перемена в его мировоззрении произошла по дороге в Дамаск, куда он направлялся с целью преследовать христиан. Иисус Христос Сам явился Савлу и повернул весь его жизненный путь. Вчерашний гонитель принял Крещение с именем Павел и стал горячим проповедником Христова учения.
Павел единственный из апостолов был римским гражданином — это позволило ему беспрепятственно проповедовать по всей территории Империи. Он совершил немало миссионерских путешествий, на протяжении всей жизни оставаясь преследуемым за исповедание веры в Иисуса. Информации о кончине апостола в священном Писании нет. Однако, согласно Преданию Церкви, он был казнен в Риме приблизительно в шестьдесят восьмом году и похоронен друзьями за чертой города. Считается, что именно в том месте, где тело апостола предали земле, в Риме стоит храм, который носит имя Сан Паоло фуори ле Мура — Базилика святого Павла за городскими стенами.
Впервые храм над могилой Павла был выстроен еще в четвертом веке византийским императором Константином Великим, позднее он неоднократно перестраивался. Мощи апостола все это время находились под спудом земли, так что со временем никто уже не мог сказать с уверенностью, где именно они погребены. Не обнаружили гробницу и в 1823 году, когда храм полностью сгорел и был возведён практически заново. Ситуация изменилась в 2006 году, когда в базилике были предприняты археологические изыскания под руководством профессора Римского университета Джорджио Филиппи.
Комментарий эксперта:
В свой работе археологи опирались на архитектурные планы девятнадцатого века, сохранившие очертания границ древней базилики. Раскопки продолжались в течение нескольких лет, прежде чем в том месте, где в четвертом веке находилась алтарная абсида храма, обнаружили каменный саркофаг под стелой с надписью «апостол Павел, мученик». В саркофаге имелось несколько небольших отверстий, позволяющих увидеть находящийся внутри мраморный гроб меньшего размера. Подобные отверстия паломники в древности могли использовать для того, чтобы приложить непосредственно к гробу святого кусочки ткани и хранить их потом в память о святыне.
История базилики прямо указывала на то, что она стоит на мощах апостола Павла. Однако, учёные, обнаружив саркофаг, не были уверены в том, что в нём находятся останки святого. Но и отрывать древнее захоронение не спешили, опасаясь разрушения реликвии. Прошло три года, прежде чем Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый заявил, что по просьбе Ватикана ученые Римского университета провели ряд анализов, результаты которых позволяют поверить в то, что в древней гробнице покоятся мощи апостола Павла.
Комментарий эксперта:
Ученые не стали открывать мраморный гроб, вместо этого в нём было проделано небольшое отверстие для введения зонда. С помощью зондирования удалось извлечь образцы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный и голубой цвета, частицы красного ладана, а также фрагменты костей. Костные ткани подвергли углеводородному анализу, причем для чистоты эксперимента учёных не ставили в известность о происхождении предоставленного материала. Результаты показали, что покоящиеся в саркофаге останки принадлежат человеку, который жил в первом веке после Рождества Христова — то есть, хронологически возможно, что именно апостолу Павлу.
Предание церкви указывает, что мощи, покоящиеся в саркофаге в Римской базилике, принадлежат апостолу Павлу. Научные изыскания с большой долей вероятности подтверждают, что людям явлены останки автора четырнадцати произведений Нового Завета.
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM