Гость программы: кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ Михаил Тренихин.
Разговор шел об истории высочайшей награды Российской империи: ордене Андрея Первозванного, о том, почему награды посвящали святым, и кто и за что получал Андреевский крест.
Д.Володихин:
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Это – светлое радио, радио «Вера».
В эфире – передача «Исторический час».
С вами в студии я, Дмитрий Володихин. И мы с вами сегодня будем говорить о высшей награде в истории России, и, кстати, об одной из древнейших наград.
Для того, чтобы мы могли восполнить нехватку знаний в этой сфере, сегодня к нам в студию приглашён замечательный специалист по фалеристике, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», зам. главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция» Михаил Михайлович Тренихин. Здравствуйте!
М.Тренихин:
- Добрый день!
Д.Володихин:
- Я прямо заплутал во всех этих регалиях… перешёл на третий километр надписи – и начал спотыкаться… но – ничего! Оно того стоит, поскольку мы сегодня говорим не о чём-то, а об ордене Святого Андрея Первозванного, и без специалиста нам не обойтись.
Ну, собственно, давайте начнём от истоков этого ордена: когда он появился в России, при каких обстоятельствах, и почему именно Святой Андрей оказался первой наградой европейской орденской системы в России?
М.Тренихин:
- Ну, действительно, орден Святого Андрея Первозванного – это награда первая… ну… вернее – первая как орден, как орденская корпорация, я думаю, мы об этом скажем ниже. Потому, что были награды и другие, скажем так – переводя сегодняшним языком – материальные поощрения, или монеты, которые крупным военным нашивались на головные уборы. Ну, такие… знаете… прото-медали, своего рода.
Д.Володихин:
- Просто-напросто, брали золотой английский, скажем…
М.Тренихин:
- … пробивали…
Д.Володихин:
- … да, пробивали и вешали на шапку…
М.Тренихин:
- … нашивали как знак воинской доблести, чтобы просто – банально – издалека было видно. Но именно орден Святого Андрея Первозванного – это орден, как орденская корпорация, как организация лучших людей, а не только сам материальный знак ордена. То есть…
Д.Володихин:
- А, вот, давайте мы сейчас поговорим на эту тему поподробнее.
Дело в том, что, в представлении наших современников, орден – это то, что, в присутствии большого количества народу, какой-то крупный государственный деятель, или общественный, вручает другому крупному государственному или общественному деятелю под звуки фанфар, и в предвкушении фуршета. Ну, вот, иногда к этому добавляются документы, льготы, деньги, иногда ничего не добавляется, но, во всяком случае, главное – это сам знак ордена.
А Вы уже сосредоточили наше внимание на том, что в эпоху Петра I – это было не совсем так, и знак – это было отражение определённых общественных отношений.
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно. Просто вот… то, что мы воспринимаем сейчас – то, о чём Вы сказали – действительно, наверное, большинство слушателей принимает сам орденский знак за орден. Это – традиция, которая пошла с советского времени, когда был только знак отличия. Но, если мы говорим о традиции дореволюционной… ну, собственно говоря, вообще… вот – с формирования наградной системы при Петре I и до 1917 года – это, конечно, орден как корпорация людей.
Собственно, это традиция, которая имеет истоки в рыцарских европейских орденах, ещё времён Крестовых походов…
Д.Володихин:
- А, вот, какие, собственно, истоки? Вот, мне интересно.
Орден рыцарский и орден наградной, орден, как корпорация, связан с этим знаком… что за параллели, что за связи?
М.Тренихин:
- Ну… смотрите. Как мы говорили, это не было изобретением в России, и, собственно, именно Великое посольство царя Петра Алексеевича – поездка его в Европу – и стало отправной точкой для создания ордена Андрея Первозванного, когда он увидел аналоги в Британии. То есть, есть вельможи, которых награждают как за гражданскую службу, за выдающиеся заслуги перед государством, так и за военные подвиги на поле брани.
В частности, он увидел орден Подвязки – один из древнейших, вообще, европейских орденов. Ну, к тому времени, можно назвать ещё – тоже один из древнейших – орден Золотого Руна, который, позднее, в Европе разделился на австрийскую и испанскую ветви, и существует до сих пор, собственно, и как династическая награда.
И, конечно, хотелось, со всей европеизацией, в том числе, и такие, зримые, символы – и символы, как объединение людей, и символы, как просто… красивый, заметный, запоминающийся знак, чтобы увидеть, что это не простой человек перед вами – захотелось сделать что-то подобное и у себя на родине.
Д.Володихин:
- Но, вот, если я правильно понимаю… мы, всё-таки, отошли от рыцарских орденов, но мы вернёмся… если я правильно понимаю, когда-то в древности орден мог и не иметь никакого металлического выражения. То есть, орден – есть собрание людей, у которых высокие мотивы для того, чтобы… скажем… вступить в борьбу за Гроб Господень, и они носят знак своего ордена – где-нибудь на плече… допустим… красный или чёрный крест вышивают.
М.Тренихин:
- Ну… совершенно верно. Тамплиеры, госпитальеры, и так далее… то есть, вспоминаем уроки истории, среднюю школу, и так сразу вспоминаются хорошо рисованые картинки, достаточно красочные, с монахами-рыцарями, у которых на облачении – большие кресты. И вот, соответственно, от формы креста – как раз, названия оттуда и пошли. Как правило, это – те самые формы, которые потом стали основой для орденских знаков, которые потом уже делали в металле.
Д.Володихин:
- Ну, и… XVII век, то есть, время, когда этот орден к нам пришёл…
М.Тренихин:
- XVIII…
Д.Володихин:
- XVII…
М.Тренихин:
- Ну… самый конец… рубеж, рубеж…
Д.Володихин:
- Ну… знаете… это у нас, как в «31 июня»: «Я живу в XII веке, зато в самом конце…»
М.Тренихин:
- Но, главное, чтобы не 29 февраля…
Д.Володихин:
- Да, да, да…
М.Тренихин:
- … хотя и такие казусы бывают!
Д.Володихин:
- Так, вот… вопрос-то ведь в том, что XVII век был в развитии орденской системы эпохой… ну, скажем так… переходной. То есть, существует ещё организация людей, которые отмечены знаком ордена, и предполагается, что они должны, в деятельности своей, определённые интеллектуальные, душевные и даже физические свойства сочетать…
Там… допустим… носитель ордена входит в группу людей, которые должны быть отважны, правдивы, крепко веровать… там… какие-то заслуги на алтарь отечества приносить… вот. Но уже ситуация сдвигается в ту сторону, что – да… там… раз-другой в год все эти люди собираются на совместные трапезы, а так, в целом, уже все эти добродетели отходят в прошлое, и всё постепенно движется в сторону… вот, того, что будет в ХХ веке. Но, во всяком случае, ордена ещё очень часто имеют христианскую привязку.
Вот, орден Подвязки – я не знаю, орден Руна – тоже не знаю, но вот… были, во всяком случае, ордена святых в Западной Европе – их было немало.
М.Тренихин:
- Да, безусловно. Хотя, забавно Вы сейчас сказали вот по поводу всех этих… значит… тоже… суждений об обществе, и о том, что члены организации должны соответствовать. Я почему-то сразу как-то невольно вспомнил про комсомол и пионерию… хотя, это – совсем другая песня, но, тем не менее…
Вот, если мы говорим об идеалах – да, есть условный знак отличия, который – показывает, а дальше – ты должен делами… крепить определённое дело, и, соответственно…
Д.Володихин:
- … пионера имя.
М.Тренихин:
- Да… но, если мы говорим о дореволюционной традиции, то, конечно, это, прежде всего, христианская символика православного государства – главной православной державы мира.
Д.Володихин:
- Ну, хорошо… Вот, существует история Великого посольства, из которого Пётр возвращается в Россию, можно сказать, скоропостижно. Потому, что там – стрелецкий бунт.
Однако, именно после этого посольства, начинаются не только казни стрельцов, но и очень многие преобразования. Вот, что увидел в Европе, подсмотрел – то решил сделать и в России.
И именно к этому времени относится учреждение ордена. Как это произошло, кто были первыми носителями ордена?
М.Тренихин:
- Ну… я, наверное, для начала, скажу о внешнем облике – потому, что мы… как-то… с Вами начали сходу рассуждать, и забыли напомнить нашим слушателям…
Д.Володихин:
- Да, Вы правы.
М.Тренихин:
- … что такое, собственно, даже орденский знак.
Все знают Андреевский крест, и, наверное, в первую очередь, благодаря флагу военно-морского флота. Синий косой Андреевский крест, диагонально перекрещивающийся. Вот это и есть основа ордена – орденского знака – и мы, конечно, знаем, что это – тот самый Андреевский крест, на котором был распят святой Андрей Первозванный…
Д.Володихин:
- Не желал уподобляться Христу, ибо считал себя недостойным. Поэтому – не на прямом, а на косом кресте просил распять себя.
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно. Но примечательно ещё и то, что на концах креста расположены 4 буквы – латинские, что интересно – S, A, P, R. Собственно, это буквы, которые означают: Sanctus Andreus Patronus Russia – Святой Андрей Покровитель России. И вот это – одна из причин, наверное, почему его выбрали. Так сказать, 10:02 могли посвятить и другому святому, теоретически. Но вот, именно святой Андрей стал покровителем и первой орденской корпорации Российской Империи – тогда даже ещё и не Империи…
Д.Володихин:
- Да, тогда ещё даже и не Империи, до Империи – больше 20 лет. Но, вот, во всяком случае…
М.Тренихин:
- … но – уже в правление Петра Алексеевича.
Д.Володихин:
- Святой Андрей – он, действительно, издревле считается покровителем России – это ещё из «Повести временных лет», древнейшей нашей летописи. Но, помимо этого, насколько я понимаю, Пётр полон энтузиазма сделать святого Андрея ещё и покровителем русского военно-морского флота.
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно.
Вот, я, как раз, сказал выше о том, что большинство людей знают Андреевский крест, благодаря флагу ВМФ России… ну… может быть, кстати, кто-нибудь и по Шотландии, в том числе – поскольку, там тоже Андрей был почитаем, и до сих пор это в флаге Великобритании – тот же косой крест – присутствует. Но, надо сказать, что, практически, одновременно с учреждением ордена в 1698 ( а по другим источником – 1699 ) году – ну, практически… в общем, близкие даты – в это же время, на рубеже 1700 года Андреевский крест, как символ, начинает вводиться в символы корабельного дела, морского флота…
Д.Володихин:
- … России…
М.Тренихин:
- … да, да… То есть, в начале он появляется в виде небольших крыжей – ну, то есть, соответственно, части полотна… там… примерно, четверти флага или четь меньше…
Д.Володихин:
- А что такое «крыж»? Вот, Вы скажите – не все знают…
М.Тренихин:
- Крыж – это… ну, вот я и говорю – часть флага. Ну… если взять, например, флаг Соединённых Штатов Америки, то часть, где звёзды – это, как раз, фактически, можно назвать крыжем – фрагмент флага. Ну, здесь, я думаю, вексиллографы заслуженные меня бы поправили, но, тем не менее, для объяснения это, пожалуй, удобно.
Д.Володихин:
- Там… вексиллографы – ещё один вопрос – это, ведь, флаговеды?
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно.
Д.Володихин:
- Ну, замечательно…
М.Тренихин:
- Так мы с вами углубимся в специфику вспомогательных исторических дисциплин…
Д.Володихин:
- Ну…
М.Тренихин:
- … и начнём рассказывать о них более подробно… Да, но, действительно, это – фрагмент флага. Одна из частей… ну… условно говоря, четвертинка флага, где располагался косой Андреевский крест. Да, вначале это были адмиральские флаги – собственно, которые могли говорить о том, какого ранга офицер находится… командующий на данном корабле. А, постепенно, если не ошибаюсь, уже к 1710-12 годам появляется уже и флаг, у которого всё полотнище занимает косой Андреевский крест на белом фоне.
Д.Володихин:
- Ну, я бы ещё напомнил, что именно решению Петра I обязана своим существованием церковь Святого Андрея на Большом Заяцком острове. В принципе, это – архипелаг, который лежит рядом с Соловецкими островами, и, фактически, является… ну… наверное, их частью, в какой-то степени, и там, до сих пор, стоит деревянная Андреевская церковь из времён Петровского правления. Пётр там побывал, и Пётр, увлечённый этим почитанием святого Андрея, и, наверное, уже увлечённый мыслью связать его с Российским флотом, повелел построить там эту церковь.
Ну, вот, поскольку так много морского оказалось связано с орденом Святого Андрея, будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит знаменитый старинный марш «Морской король».
-МАРШ-
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Ну, как, после такой бравурной мелодии, не сказать, что… это – светлое радио, радио «Вера»! В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы, с кандидатом искусствоведения, заместителем главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция» Михаилом Михайловичем Тренихиным, ведём разговор об ордене Святого Андрея Первозванного.
Ну, что ж… мы вполне разобрали символику этого ордена. Теперь, всё-таки, поговорим о первых орденоносцах.
М.Тренихин:
- Ну… я думаю, что… о символике я, всё-таки, ещё скажу, буквально, два слова. Потому, что… как-то вспомнилось… после такой замечательной бравурной музыки, вспомнился, ещё раз, орденский знак, и вот интересно, что первый знак ордена Андрея Первозванного был нарисован лично рукой Петра I – и такой вариант просуществовал совсем недолго – когда между косым синим крестом Андреевским располагались двуглавые орлы. Такой, достаточно простой, но лаконичный знак, который потом стал уже – в царствование Николая II – полковым знаком Преображенского полка. Здесь я, конечно, подвожу опять к воинским традициям – хотя, орден Андрея Первозванного был наградой… в общем, такой… не очень чётко выдаваемой за большие заслуги – и общегражданские, и военные…
Д.Володихин:
- «Не очень чётко» – это имеется в виду: нет каких-то особенных правил для того, чтобы выдавать его за какие-то определённые заслуги, и есть только благие пожелания и отсутствующий статут.
М.Тренихин:
- Вот, это очень… да, интересный момент. Потому, что, действительно, начиная с Иоанна Антоновича, все члены Императорской Семьи, мужского пола, получали Андреевский орден при рождении. Ну, то есть, фактически – рождается Наследник, мальчик, и он уже получает автоматически этот орден.
То есть, фактически, эта награда была, уже в то время, династической. Но официально это правило было закреплено только Павлом I, в конце XVIII века. И… вот… что самое, для меня, поразительное – то, что весь XVIII век орден существовал без статута, без, собственно говоря, письменно задокументированного и утверждённого документа – кому, за что, при каких обстоятельствах, и так далее.
Д.Володихин:
- Кто ж решал-то?
М.Тренихин:
- Решал, как правило, монарх, конечно. Но интересно, что известен проект статута 1720 года – то есть, ещё при жизни Петра I – но, по какой-то причине, он утверждён не был.
А так, конечно, надо сказать, что это была награда не только для государственных мужей, которые это заслужили, но ещё и, в значительной степени, дипломатическая награда – высшая награда государства, которая вручалась знатным иностранцам – монархам других государств…
Д.Володихин:
- … дипломатам…
М.Тренихин:
- … дипломатам, да... Но это, как раз… мы возвращаемся к Великому посольству Петра I… тому вручают орден Подвязки – и ему нечем ответить. Вот – пожалуйста! То есть, в значительной степени, такая ситуация сохранялась вплоть до царствования Императрицы Екатерины II, которая расширила отечественную наградную систему, и вот её ордена уже имеют более конкретные статуты.
Первые награды – это, соответственно, орден Андрея Первозванного, женский орден Святой Екатерины и орден Святого Александра Невского – они имеют… такие… более расплывчатые статуты, хотя являются высшими наградами. Ну… вот… здесь… аккуратно… но – на усмотрение монарха. Такого… жёстко прописанного регламента – не было.
Д.Володихин:
- Ну… мы вот всё с Вами избегаем разговора о тех людях, которые стали первыми носителями ордена.
М.Тренихин:
- Ну, давайте, вернёмся…
Д.Володихин:
- Давайте, давайте…
М.Тренихин:
- Действительно, это – совершенно правильно.
Надо сказать, что первым кавалером ордена в 1699 году – ну, то есть, фактически сразу, после его учреждения, стал генерал-адмирал Фёдор Алексеевич Головин. Он, до этого, был и главой… в общем… Внешнеполитического ведомства, как бы мы сказали сейчас – министром иностранных дел, и, после смерти Лефорта, получил, как раз, чин генерал-адмирала, и, вот в это же время, получает награду. Но, вот, как он объяснял одному из иностранцев, что, как раз, это – высшая награда, которая даётся за особые заслуги перед Государством, но чёткой формулировки, насколько я понимаю, нету.
Д.Володихин:
- Ну… фактически, Головин был правой рукой Петра I, и этот человек, помимо всего прочего, ещё был исключительно знатен. Головины, впоследствии, получат графское достоинство, а до того, в Российской истории XV, XVI, XVII веков, Головины – это русско-греческий род, который на протяжении многих, многих поколений постоянно был рядом с Престолом. Казначеи Головины, время от времени – воеводы Головины, в Боярской Думе – Головины… если не бояре, то – окольничьи.
То есть, иными словами, Петру нравилось то, что представитель старой аристократии, очень древнего рода, полностью присоединился к нему, в его политике преобразования России, и стал преданным помощником. Он, фактически, показывал всем остальным представителям боярской аристократии: «Видите? Я могу не только быть суров, я могу и жаловать людей, которые идут за мной, и помогают мне».
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно. И не только Меньшиков, к которому отношение было более, чем неоднозначное, ввиду его происхождения, но и, действительно, привечал и старую аристократию, и таким образом, собственно, формировалась элита государства – и, в том числе, посредством учреждённой награды, учреждённого ордена. И, в этом смысле, орденская институция – она, в общем, сродни тому, что есть и в сегодняшний день – показать самых достойных людей страны.
Конечно, мы понимаем, что иногда здесь вмешиваются эмоции, иногда – политика и сиюминутные интересы. Но, всё-таки, в целом, мы понимаем, что это – важный инструмент государственной политики – и тогда, и сегодня.
Д.Володихин:
- Ну, Михаил Михайлович… первый – Головин – несомненно, достойнейшая личность, а вот вторая личность – довольно странная и сомнительная. Человек, который получил орден Святого Андрея за номером два… в общем… ну… на огненном коне проскакал по страницам русской истории.
М.Тренихин:
- Ну, конечно… Речь идёт о гетмане Иване Мазепе, и фигура – более, чем неоднозначная.
Интересно, что получил он орден в 1700 году, ровно на рубеже веков, и, уже в 1708 году, был его лишён… ну, понятно – государственное предательство. И, как раз, нахождение такого человека среди кавалеров высшего, а, на тот момент, ещё и единственного, ордена – это было совершенно неприемлемым, и его исключили.
Но, кстати, здесь – интересный случай из фалеристики – из науки, изучающей наградные знаки, ордена, медали – то, что для него был сделан проект «медали Иуды». Ну, вы представляете себе – огромный, тяжеленный серебряный знак… такой… как бы это сказать… своего рода, канализационный люк, который планировалось на него надеть, в случае его поимки. Но – не случилось. Я так понимаю, до наших дней знак такой не сохранился, хотя в источниках он указывается, и даже среди исследователей наградной медали XVIII-XIX веков такой казус тоже упоминается.
Д.Володихин:
- А вот, что касается знаков ордена Святого Андрея, Мазепа их, насколько я помню, так и не отдал – не попался, и не вернул.
М.Тренихин:
- Ну… такое часто бывает с орденами людей, которые… значит… начали воевать против того или иного государства, вручившего им орден. Мы ведь знаем историю о том, что, до революции, и в Российской Империи, и в других государствах Европы, было принято возвращать орденские знаки после смерти кавалеров в Капитул орденов, соответственно, в орденскую организацию… ну, в данном случае, у нас – Капитул, а в Европе эти организации назывались по-другому… но, так или иначе, все высшие награды возвращались назад. Иногда с этим тоже бывали казусы, когда родственники… как-то… задерживали, и сохранялась переписка, с требованием вернуть.
Также, мы знаем ситуацию, когда орденские знаки воюющих уже… там… в Первую Мировую войну стран оставались, естественно, у монархов. 24:11 говорим о дипломатическом обмене, то те, кто воевал в Антанте, не возвращали орденские знаки в страны Тройственного союза, и – наоборот.
Д.Володихин:
- Ну, да. В принципе, ведь, многие вещи, в данном случае, зависят от воли владельца ордена. Хочу – отдам, хочу – не отдам.
В данном случае, интересно то, что… вот, возвращаясь к первому орденоносцу, Головину… через несколько лет после того, как он сам получил орден, он вручил орден Святого Андрея Первозванного за номером 6 – Петру Первому…
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно, в 1703 году.
Д.Володихин:
- … и, одновременно, в тот же день, за номером 7 – Меньшикову.
М.Тренихин:
- Да, да… Но Пётр Алексеевич получил орден тоже не просто так, не по праву рождения, не потому, что он был монархом, а, на самом деле, за взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы – напомним, что была война, и соратник его, Меньшиков… в общем-то… за ту же боевую операцию.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, люди реально подставляли свои головы под шведские пули, и необходимости в этом какой-то суровой – не было.
Пётр Первый – сам захотел осуществить эту операцию, чтобы показать, что нельзя в нём видеть труса. Ходили такие разговоры после 1700 года, когда он, незадолго до разгрома русской армии под Нарвой, уехал из лагеря.
И он показывал: «Я радею за отечество! Я никогда не боялся выходить против врага. Я готов драться даже… вот… на корабельном абордаже, на утлых лодчонках атакуя корабли шведов – и побеждать».
И, надо сказать, что… действительно – успех, действительно – 2 корабля были захвачены, «Астрильд» и «Гедан», и Пётр, впоследствии, очень гордился этой победой, и даже выбил особую медаль – «Небываемое бывает» написано было на ней.
«Небываемое бывает» – имелось в виду, что лодки взяли корабли на абордаж, и захватили.
Он мог лишиться жизни. Потому, что человек 20 в этой операции погибло под огнём шведов – мог и он погибнуть.
М.Тренихин:
- Ну… вот, видите – здесь мы возвращаемся к вопросу роли личности в истории. И, с одной стороны, роли личности как стратега, государственного деятеля, который ведёт страну по определённому курсу, а, с другой стороны, необходимость личного участия и ободрения людей – ну, такое тоже бывает, и вот это, как раз, яркий пример – почему, собственно, интересно заниматься фалеристикой и изучать наградные знаки, или портреты награждённых рассматривать… сами награды, орденские звёзды, ленты… в общем, в этом и есть интерес – в том, чтобы углубляться в историю.
Кстати, вот, интересно – мы не сказали о количестве награждений. Но, коль скоро уж мы пока посвятили большую часть XVIII веку, вот – от Петра Первого до Екатерины было награждено…
Д.Володихин:
- До Екатерины – какой?
М.Тренихин:
- … до Екатерины Второй… удостоено менее 200 человек, при этом, в царствование Петра Алексеевича… если не ошибаюсь… 38. То есть, это, действительно, не так много, учитывая количество населения, которое, конечно, не было таким большим, как сегодня, но, всё-таки, в процентном соотношении, это – единицы, и это подчёркивало высочайший статус награды.
То есть, награда, конечно, не была девальвирована, её не раздавали налево и направо – это единичные акты, подчёркивающие её значимость.
Д.Володихин:
- Ну, да… А, собственно, кто ещё получил при Петре Первом?
М.Тренихин:
- Ну, вот, мы знаем… мы говорили о дипломатической функции награды, и вот, как раз, кавалером №3 был посол Пруссии в России Людвиг фон Принцен – то есть, он получил награду через два года, после учреждения, в 1701 году.
Так, что… как раз, примеры уже дипломатических подношений имеют самую раннюю историю.
Д.Володихин:
- Ну, что ж… я думаю, нам стоит расширить список тех, о ком стоит поговорить, из числа кавалеров ордена, но это – чуть погодя.
А сейчас я должен напомнить вам, дорогие радиослушатели, что это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии – я, Дмитрий Володихин, и мы ненадолго расстаёмся с вами, чтобы, буквально через минуту, вновь продолжить наш разговор.
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Дорогие радиослушатели, это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии – я, Дмитрий Володихин, и мы, с замечательным «рисующим» искусствоведом, научным сотрудником Государственного музея-заповедника «Царицыно» Михаилом Михайловичем Тренихиным, продолжаем разговор об ордене Святого Андрея Первозванного – первой в системе европейских наград. А точнее сказать – первой награде в системе европейского типа орденов в России. Вот, наверное, это будет более правильная формулировка.
Кто же ещё отличился в XVIII веке? Насколько я понимаю, при Екатерине II орден стали давать несколько чаще, но он всё ещё не девальвировался. Или, всё-таки, можно сомневаться в этом?
М.Тренихин:
- Ну, смотрите… мы говорили о количестве вручений от Петра I до Екатерины II – это менее 200 человек, и, при царствовании Матушки Екатерины – это чуть более, чем три десятилетия – орден был вручён ещё около 100 раз. То есть, это, действительно, довольно много, учитывая предыдущее. Но, с другой стороны, всё-таки, 30 лет правления – это серьёзный срок для страны – страны, которая, в определённом смысле, формируется, входит во внешнюю политику, ведёт большое число войн. И, всё же, действительно – это показывает то, что награда не была девальвирована.
Но вот, Вы знаете, как сотруднику «Царицыно», особенно приятно, как раз, говорить о периоде Екатерины II, потому, что для нас Императрица… в общем, это – наше всё. Как ни крути, наш архитектурный ансамбль был создан при ней, ну, и название «Царицыно» появилось уже после того, как она выкупила землю у Кантемира, у Владетеля Молдавии. И, конечно, в первую очередь, для меня орденская система связывается, наверное… ну… с формированием, в значительной степени, Российской Империи… наградная система Российской Империи связывается с периодом Екатерины.
Специально, перед выпуском передачи, перед тем, как прийти к вам, в вашу гостеприимную студию, прошёл по нашим экспозициям – сейчас это «Царицыно Баженова и Казакова», новая постоянная экспозиция, куда я, кстати, всех приглашаю, где рассказывается о том, как ансамбль создавался… которую курировала наш заместитель генерального директора Ольга Владимировна Докучаева – наш… такой… ангел-хранитель…
Д.Володихин:
- Допустим…
М.Тренихин:
- Там, действительно, есть портреты…
Д.Володихин:
- Вот-вот, именно об этом-то я и хотел поговорить! В сущности, «Царицыно», так и не достроенное до совсем недавних времён, всё-таки, в нескольких своих корпусах, функционировало. Там бывали люди, и, с одной стороны, «Царицыно» посещали орденоносцы, в том числе, и те, кто был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного, с другой стороны, насколько я понимаю, в экспозиции немало портретов людей, которые украшены знаками ордена Святого Андрея.
М.Тренихин:
- Да, совершенно верно. Но чтобы нашим слушателям было понятней, и, потом, можно было обратить внимание в музеях, может быть, где-то в книгах – если Вы видите черезплечную широкую ленту на дореволюционных портретах… такого… лазуревого цвета, нежно-голубого, то это, как раз, лента высшего ордена Российской Империи – ордена Андрея Первозванного. И понятно, что кавалер такой награды – это человек не рядовой.
Но… вот, я говорил о том, что монархи у нас удостаивались ордена, по мужской линии, автоматически, но Екатерина II тоже была кавалером… кавалерственной дамой, вернее сказать, этого ордена. И, для меня, одним из самых ярких произведений, которое у нас в музее хранится – это статуя, работы скульптора Опекушина в Екатерининском зале – самое такое наше, наверное, парадное место в интерьерах Большого дворца. И, как раз, Императрица изображена в таком… очень интересно сделанном… пластически выполненном скульптором платье, и, как раз, очень узнаваема, даже в скульптуре, которая не имеет цвета, эта широкая лента, завязанная… значит… через правое плечо, а слева, на боку, внизу имеется красиво оформленный бант рюшчатый, с аккуратно, красиво подрезанными краешками муаровой ленты и знаменитым косым крестом ордена Андрея Первозванного. И даже скульптор Опекушин… кстати, его знают, наверное, как автора памятника Пушкину на Пушкинском бульваре, в большей степени, но это, действительно, мастерское произведение – было выполнено к 100-летию смерти Екатерины II. И вот… мне кажется, что Опекушин тоже наслаждался исполнением этого орденского знака. Уж не знаю, насколько он был заинтересован в фалеристике, но это он сделал, действительно, очень вкусно и с интересом.
Д.Володихин:
- Ну, вот… помимо самой Императрицы, ордена при ней – эти 100 штук, или около того, выдавались людям достойным, или же – уже потеряли прежнее своё значение? Кому жаловали эти ордена?
М.Тренихин:
- Ну, смотрите… в постоянной экспозиции, посвящённой Екатерине II, у нас есть портрет братьев Орловых, и это, конечно, люди, более чем известные для истории России XVIII века – это Алексей Григорьевич Орлов, который позднее, после известной битвы, стал Орловым-Чесменским, и Григорий Григорьевич Орлов – собственно, фаворит Екатерины II. И можно было бы спорить о том, насколько он был человеком достойным или недостойным, и за что он получал ордена, но, мне кажется, имеет смысл вспомнить, что именно Григорий Григорьевич… в общем-то… подавил Чумной бунт…
Д.Володихин:
- В Москве, да…
М.Тренихин:
- … в Москве. И надо понимать, что люди того периода, несмотря на знатную породу, несмотря на приближенность ко Двору, всё же являлись… более пассионарными, наверное, чем сегодня, и…
Д.Володихин:
- Не боялись поработать, закатав рукава, и подставив голову под пули, сабли, или уж что там у врага найдётся.
Братья Орловы. Ещё кто?
М.Тренихин:
- Ну, вот… да… как раз, я говорил о том, что у нас – замечательная картина де Велли с известными братьями – 1770 года картина.
Ну, например… можно вспомнить ещё одного фаворита Екатерины II – Потёмкина, который также является видным военным деятелем.
Но вот, например, орден Святого Андрея Первозванного он получил в 1774 году, а для нас приятно то, что известно, что в 1775 году он посетил Царицыно, вместе с Императрицей. Собственно, для Екатерины II это было одно из четырёх посещений усадьбы «Царицыно», но вот… особенно приятно выискивать кавалеров среди тех, кто…
Д.Володихин:
- … побывал у вас.
М.Тренихин:
- … побывал у нас, да. Это уже такое… знаете… местно-условно-краеведческое, но… очень интересное дело.
Д.Володихин:
- Ну, хорошенького – понемножку. Вареньем тоже можно объесться.
Так, вот… насколько я понимаю, 1774 год – это завершение войны с турками, и речь идёт о военных и дипломатических заслугах Потёмкина.
А я хотел бы вспомнить ещё одного человека, который получил орден за заслуги военно-морского характера. Это – адмирал Самуил Карлович Грейг. Во время большой русско-шведской войны, он вышел со своей эскадрой, дал бой шведскому королевскому флоту, и отогнал его – то есть, в общем-то, спас Санкт-Петербург, потому, что реально нависла опасность того, что шведы прорвутся в Финский залив, устроят десантирование недалеко от столицы, и Санкт-Петербург может быть захвачен. Опасность была очень серьёзная. При том, что российский флот, по целому ряду позиций, был не очень готов к большим сражениям. И здесь отваге Самуила Карловича, который с необыкновенным самоотвержением и с необыкновенной решительностью вёл атакующую тактику в этом сражении, мы обязаны победой в этой баталии.
Насколько я понимаю, орден Святого Андрея Первозванного он получил буквально незадолго до своей кончины, потому, что вскоре, после этого, он умрёт – после этой победы. Но, вот, тем не менее – вот…
М.Тренихин:
- Успел, успел… да, действительно, высшая награда иногда находит героев уже… весьма заслуженных, и, естественно, в весьма преклонном возрасте.
Но, вот, интересно… мы не сказали ещё об одном важном человеке – важном для Царицыно, хотя он, конечно, очень известен – Александр Андреевич Безбородко. Ну, вот, уж вспомню о нём…
Д.Володихин:
- Ну… он важен не столько для Царицына, сколько для такой мелочи, как вся Российская Империя!
М.Тренихин:
- Да. Ну, поскольку, всё-таки, ни много, ни мало… канцлер Российской Империи, а впоследствии – светлейший князь, и человек, который, дослужившись, стал, наверное, самым могущественным из статс-секретарей Императрицы Екатерины II, и, фактически, все бумаги, все прошения, весь… ну… как мы скажем сегодня, документооборот, проходил через этого могущественного человека.
И, вот, интересно, что… по-моему, 24 прошения было отправлено от одного из наших столпов – архитектора Василия Баженова – к Екатерине II, и все эти бумаги, конечно, проходили через Безбородко… хотя, надо сказать, что орден свой он получил уже после «замораживания» – завершения строительства Царицынского ансамбля.
Д.Володихин:
- Ну… насколько я понимаю, при Павле I он также сохранил своё значение. Мало того – ещё и обрёл графский титул. Ну, вот, давайте-ка мы вырвемся, наконец, на оперативный простор из теснин XVIII века.
Орден, слава Богу, существовал и весь XIX век, и начало ХХ-го. Какие достойные люди были им отмечены, и что нового появилось в истории этого ордена?
М.Тренихин:
- Ну… опять-таки, возвращаясь к произведениям искусства, мне очень симпатичны портреты Императоров известные – ну, конечно, Александра I, где есть у него на мундире награда – орден Андрея Первозванного, и – недавно вот… у нас… сейчас привезли замечательную выставку – надолго, практически, на два года – «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно», – у нас висит портрет «неудавшегося» Императора Константина – опять-таки, это же человек-проект Императрицы Екатерины II, которого она хотела поставить на Престол Византии – восстановить греческую Империю. И мы даже знаем, что на рождение его была выбита медаль, где на заднем плане был изображён собор Святой Софии Константинопольской и восходящая звезда. Но, увы, не случилось Российской Империи захватить проливы…
Д.Володихин:
- Увы, и сам Константин Павлович был… ну… не самой выдающейся фигурой в истории России, и от него произошло много странного. Но, во всяком случае, кавалером ордена Святого Андрея он был.
М.Тренихин:
- Да, и, в основном, конечно, он известен междуцарствием 1825 года, восстанием «декабристов». Но на его мундире интересно сочетание ордена Андрея Первозванного и британского ордена Подвязки. То есть, это, опять-таки…
Д.Володихин:
- … привет временам Петра I…
М.Тренихин:
- … Петра I… и то, что интересно любителям – коллекционерам и исследователям.
Д.Володихин:
- Ну, что ж… поскольку мы постоянно возвращаемся к эпохе Петра, при котором этот орден был учреждён, я думаю, будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит марш лейб-гвардии Преображенского полка, созданного при Петре, а, впоследствии, получившего Андреевскую символику в качестве полковой атрибутики.
-МАРШ-
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Дорогие радиослушатели, это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы, с замечательным специалистом по истории искусства, фалеристом, заместителем главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция» Михаилом Михайловичем Тренихиным, обсуждаем судьбы ордена Святого Андрея Первозванного в нашей стране.
Насколько я понимаю, орден Святого Андрея Первозванного нередко обильно украшался драгоценными камнями, поэтому он, сам по себе, представлял произведение искусства – во всяком случае, искусства ювелирного.
М.Тренихин:
- Ну, безусловно! Высшая награда заслуживает ювелирного мастерства, и мы знаем прекрасные образцы, которые сейчас хранятся, например, в музеях Кремля, и желающие могут прийти и посмотреть это высочайшего класса произведение.
Но, если говорить об украшении бриллиантами, то надо понимать, что это не только традиция, характерная для ордена Андрея Первозванного. Были, так называемые, «Кабинетские подарки» – Кабинета Его или Её Императорского Величества – и, в частности, орденские знаки могли выдаваться из Кабинета.
Фактически, это не было… там… какой-то отдельной степенью, или что-то, но все понимали, что это знак высочайшего соизволения, и любой другой орден – например, Александра Невского – мог быть обильно украшен бриллиантами, и это, действительно, знак особого расположения.
Но, с другой стороны, также бриллиантами могли украшаться и любые другие подарки – там, памятная табакерка, и так далее.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, если Государь считает, что надо не просто наградить орденом, но ещё и выказать особое удовлетворение деятельностью этого человека, то орден усыпали бриллиантами.
М.Тренихин:
- Да, да. Безусловно, могли быть и более простые варианты исполнения, но, как мы понимаем, это далеко не всегда являлось показателем заслуг или подвига, потому, что любой, самого простого исполнения, бронзовый с эмалью Георгиевский орден говорил о безусловной храбрости на поле боя, и, даже не будучи украшен дополнительно какими-нибудь… так сказать… бриллиантами, стразами и так далее…
Д.Володихин:
- Ну, это – Георгиевский, а – Андреевский?
М.Тренихин:
- Андреевский, конечно, должен был, просто по статуту своему – как высшая награда, должен был быть украшен. Хотя, так не всегда было, но, в основном, это очень и очень богато исполненные драгоценные знаки ордена.
Д.Володихин:
- Насколько часто им награждали в XIX, начале ХХ века?
М.Тренихин:
- Ну, конечно, было больше награждений, чем в предшествующие периоды. Более широкая государственная деятельность – больше, собственно, и государственных, и военных деятелей, больше военных кампаний, и… по большому счёту, больше дипломатических визитов – вот, в результате чего, мы, до сих пор, и не знаем точного количества награждений.
Потому, что, в случае визитов за границу… если иностранный правитель дарит – жалует высшую награду своей страны, то, в ответ, ему полагалось выдавать, так же, комплект отечественных наград.
Мы понимаем, что если ехали в Германию, то речь идёт не только о, допустим, королях таких крупных образований, как Королевство Пруссия, Королевство Бавария, но могут быть и представители медиатизированных Домов – это… ну… условно говоря… город-государство, который был включён в состав более крупного государственного объединения. Ну… вот… после Наполеона, собственно, такая унификация произошла, но руководители, и эти династии, представители династий – они, всё равно, приравнивались по рангу к действующим монархам, и имели свои награды.
Поэтому, комплектов наградных нужно было везти с собой достаточно много – и на непредвиденный случай, встречу. И, фактически, протокол работал достаточно чётко в плане раздачи орденов, но, к сожалению, недостаточно у нас архивных данных для того, чтобы подсчитать количество…
Д.Володихин:
- Сколько именно…
М.Тренихин:
- Да, да…
Д.Володихин:
- Ну, хорошо… Вот, собственно, традиция награждения орденом Святого Андрея прервалась в последнее Царствование, при Николае II. В советское время ничего подобного этому ордену не существовало.
Однако, уже после того, как СССР ушёл в небытие, этот орден восстанавливается, и судьба его – довольно необычна.
М.Тренихин:
- Да, действительно, орден – теперь уже не Российской Империи, а высший орден Российской Федерации – был восстановлен указом Президента России… вот… 1 июля 1998 года – то есть, вот уже, можно сказать, 21 год существует…
Д.Володихин:
- … и ровно 300 лет, после того, как его впервые учредили.
М.Тренихин:
- Да, да, совершенно верно! Ну… я думаю, что… в общем… это было сделано, наверное, специально, к круглой дате…
Д.Володихин:
- … показать преемственность…
М.Тренихин:
- Преемственность? Да… хотя… с разной, так сказать, степенью успеха.
Ну, вообще… вот… у нас сейчас… можно… иногда возникают некоторые вопросы к современной наградной системе, но, так или иначе, сам посыл возвращения к историческим корням, к тому, что было в Российской Империи – я считаю, это очень правильно, если вообще не сказать – единственно верно.
И, действительно, мы возвращаемся – где-то лучше, где-то хуже – и к символике, которая была до революции.
Ну, достаточно вспомнить, что сегодня все орденские знаки – даже, в том числе, и орденов, которые, по традиции, перешли с советского времени… ну… это, прежде всего, ордена, посвящённые полководцам – они ведь изменили свою символику с звезды ( понятно – красная звезда, пятиконечная, советская ) – все стали иметь крестообразную форму.
Д.Володихин:
- Ну, хорошо. Вот, орден Святого Андрея Первозванного существует уже два десятилетия. По правилам – награждение в рамках Российской Федерации. Кому предназначается этот орден в качестве награды?
М.Тренихин:
- Это очень интересный момент. Потому, что до его учреждения, например, иностранные руководители… ну… как то: Президент Франции Жак Ширак получил, например, как высшую награду, орден «За заслуги перед Отечеством» 1 степени – это, конечно, очень смешно. Но не было, на тот момент, у нас ордена Андрея Первозванного…
Д.Володихин:
- Ну, да…
М.Тренихин:
- … а сегодня – да, уже…
Д.Володихин:
- французы иронично пожимали плечами – ну, что дали, то дали…
М.Тренихин:
- «За заслуги перед Отечеством», да… перед чужим отечеством, но… всё же, приятно! Как: «Заслужил Крест – носи!»
А сегодня высшей награды удостаиваются и иностранные граждане – это, действительно… руководители иностранных государств, конечно. Это, я считаю, правильно, и… ну… здесь у нас уже есть прецеденты четырёх подобных награждений. Это – Нурсултан Назарбаев, руководитель Казахстана, покойный Гейдар Алиев, президент Азербайджана, не так давно – ну, уже тоже 2 года прошло, в 2017 году был награждён Си Цзиньпин, Председатель Китайской Народной Республики, и, буквально уже на наших глазах, в апреле 2019 года, премьер-министр Республики Индия, Моди Нарендра, получил высшую награду. Вот, он, на сегодняшний день, стал 20-м кавалером, и пока у нас… известно, за 21 год, всего лишь 20 кавалеров этой награды.
Д.Володихин:
- Ну… довольно своеобразная картина, когда орден Святого Андрея Первозванного достаётся представителям ислама, представителям каких-то восточных религий – это, в общем, многих настраивает на иронический лад.
Но, вот, тем не менее – всё это, так сказать, вопрос дипломатического этикета, и, наверное, хорошо то, что Россия демонстрирует: «Мы имеем высшую награду в традициях Православия. Если кому-то не нравится – вы, всё равно, не откажетесь».
Но – другое дело, кому вручается орден из числа самих граждан Российской Федерации, а не руководители каких-то других государств.
М.Тренихин:
- Ну… вот, Вы сейчас интересную тему затронули по поводу награждений представителей других вероисповеданий. Но… кстати, возвращаясь, всё-таки, к опыту Российской Империи, у нас ведь были награды для нехристиан – награды для мусульман, для иудеев… то есть, там…
Д.Володихин:
- Они, кстати…
М.Тренихин:
- Да, зачастую…
Д.Володихин:
- … мусульмане, отказывались: «Дайте нам общего образца!»
М.Тренихин:
- … да, когда, вместо святого, изображался Государственный герб – тогда это был чёрный орёл двуглавый, сегодня – золотой – но, вот…
Д.Володихин:
- «Дайте нам не птичку, дайте нам – всадника!»
М.Тренихин:
- Всадника, да… и многие, всё равно, возмущались, хотели – общего образца «правильный орден». А те ордена – для других вероисповеданий – сейчас являются, конечно, вожделением коллекционеров дореволюционной царской фалеристики…
Д.Володихин:
- Редкая ведь, редкая…
М.Тренихин:
- Да… но, возвращаясь к кавалерам ордена Святого Андрея Первозванного сегодняшним, российским – гражданам России… Вам, наверное, как писателю, будет особенно приятно, что наибольшее число из 20-ти награждённых – четверть, 5 человек – это писатели или поэты.
Вот… Александр Исаевич Солженицын… да… Алиева, Гамзатов, Михалков, Гранин – как раз, люди искусства, люди… пера, если угодно. Но здесь, правда, есть одно исключение. Поскольку, Солженицын… тоже такой казус… единственный человек, который отказался принять награду. Формально, есть указ о награждении, формально он в списках числится, но награду он не принял и никогда не носил.
Д.Володихин:
- Почему?
М.Тренихин:
- Было это в 1998 году, и, на тот момент, к сожалению, страна находилась в разрухе – экономической, культурной…
Д.Володихин:
- Да, результат 90-х…
М.Тренихин:
- … да… результат 90-х, результат нашей революции 1991-93 годов. И Солженицын… в общем, хоть он и выступал против советской власти, но… за развал страны, вопреки советской власти, он – не выступал, и принять разруху экономическую, моральную, культурную он не мог, и от этой награды отказался, и…
Д.Володихин:
- Постеснялся… и прав!
М.Тренихин:
- … постеснялся, да… и это – единственный случай. Потому, что остальные пока от такой высокой награды не отказывались!
Д.Володихин:
- Ну, в принципе… хорошо уже то, что успехи в творчестве, в частности – успехи в писательском труде – приравниваются к заслугам государственным. Такого у нас не было в Российской Империи, и в XIX веке получить за литературные заслуги какой-либо орден – а, тем более, орден Святого Андрея Первозванного – немыслимое дело, невозможное!
М.Тренихин:
- Но, с другой стороны, это – продолжение советского времени. Здесь мы, как раз, говорим о некоем соединении дореволюционных царских наградных традиций и советских.
Вот, например, один из кавалеров – Сергей Владимирович Михалков. Мы знаем, что он получал все мыслимые и немыслимые награды Советского союза, в том числе, и «Героя соцтруда» ( ну… кстати говоря, многие кавалеры ордена Андрея Первозванного, в советское время, становились «героями соцтруда» ), и, фактически, это – отметка заслуг, которые были тогда. И вот это награждение деятелей культуры – оно имеет корни советского времени.
Д.Володихин:
- Ну, а… помимо глав других государств и писателей, кому, за какие-то, действительно, государственные, административные, военные заслуги вручались ордена Святого Андрея Первозванного в последние 20 лет?
М.Тренихин:
- Мы знаем об одном случае, об одном кавалере, награждённом знаком отличия с мечами – за военные заслуги. Это – министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу. Причём, знаем мы не из указов – потому, что, в основном, всегда публикуется на сайте Президента России указ о награждении… естественно, высшая награда… это всё можно найти – фамилию кавалера, за что, дату указа, подпись гаранта государства.
А в случае с Сергеем Кужугетовичем, мы знаем о его награждении не по документам, а по тому, что он появился на очередном параде Победы со звездой Ордена Андрея Первозванного, на которой были мечи. 2014 год – известные события.
Д.Володихин:
- Ну, что ж… мне нравится идея… то, что старинные ордена – ордена, которые, действительно, в основном, доставались людям замечательным, людям, украшенным заслугами перед Отечеством – возрождаются в наши дни.
Мне осталось поблагодарить Михаила Михайловича Тренихина от вашего имени, дорогие радиослушатели, и сказать вам: спасибо за внимание! До свидания!
М.Тренихин:
- Всего доброго!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер