Моя слепая бабушка ухаживала за двумя стариками: своим престарелым отцом и 80-летней свекровью. Когда мы приезжали к ним в гости, на каникулы, сестра всегда помогала. Например, купать их. Ванны в бабушкином доме не было и мылись, нагревая воду в тазу. А после надо было обоих переодеть, расчесать и постричь ногти. Особенно сложно было постригать на ногах: сначала надо было хорошенько их распарить, а потом, прилагая усилия, все это сделать. Чтобы боль не причинить.
Моя сестра тогда была подростком. Она делала все это с большим старанием, понимая, как непросто приходится совсем немощным прабабушке и прадедушке.
А ещё она не брезговала! Совсем. Такую мысль было даже стыдно допустить, ведь это же наши, родные!
Тогда ее поведение мне казалось совершенно естественным. А сейчас я понимаю: необходимо иметь большое смирение, почтение и любовь, чтобы омыть другому ноги!
А ведь так делал Христос своим ученикам на Тайной вечере. И, думаю, не случайно этот эпизод попал в Евангелие. Мне кажется, мы упускаем сейчас что-то очень важное в жизни. За стариками теперь ухаживают сиделки, а не дети и внуки. С детьми сидят няни, а не бабушки и тети. Еду все чаще мы заказываем готовую и меньше проводим времени на кухне.
Да, есть особенные обстоятельства! Папе, когда он тяжело болел, мы нанимали сиделку. Мне с ребенком помогает няня. Целый год после рождения дочери я редко готовила. И, наверное, именно поэтому вижу разницу, мне есть, с чем сравнить.
Моя сестра выросла невероятно милосердным человеком! Она помогает огромному количеству людей и часто втайне. Я вижу связь в этих событиях!
А ещё она получила уже здесь, на земле, много милости от Бога: у нее крепкая верующая семья; родились двое детей, несмотря на ее слабое здоровье. Сестра достигла карьерных высот на работе.
А мы проводим много времени в пустых разговорах. Но дел любви не имеем. Все ищем особенных подвигов, а на том месте, куда нас поставил Господь, трудиться не хотим. Бережём себя, но вместе с тем, парадокс, теряем силу и становимся, как та самая соль, о которой говорил Христос:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна». Увы...
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.