«Великий мастер», «виртуоз благотворительности»… Что нужно сделать и кем нужно быть, чтобы получить такие аттестации? Делать нужно добро и для этого совсем не обязательно быть Великой княгиней Ольгой Николаевной Романовой. Но именно она была той, о ком говорили самые добрые слова.
Ольга – одна из дочерей императора Николая Первого и императрицы Александры Фёдоровны долгое время не выходила замуж. Это огорчало её матушку и радовало отца, который хотел, чтобы дочь пожила в родной семье подольше. Прекрасно образованная и необыкновенно красивая Ольга вниманием потенциальных женихов обделена не была. Ведь она считалась одной из лучших невест Европы. Поэтому и удивлялись родственники: «Как, в 19 всё ещё не замужем?». Ольга оставалась свободной до 23-х лет, до поездки в Палермо, где она и встретила свою любовь - наследного принца Дома Вюртемберг, будущего короля Карла Первого. В 1846 году после венчания и свадьбы Великая Княгиня Ольга переехала к мужу в столицу королевства Вюртемберг - Штутгарт. Она прожила там более полувека и с самого начала снискала себе на немецкой земле добрую славу. Ольга стала помогать простым людям и не переставала заботиться о них до конца своих дней.
У Ольги Николаевны не было своих детей, но к чужим она относилась, как к родным и многое сделала для немецких ребятишек. Открыла и всю жизнь заботилась о первой педиатрической клинике в Штутгарте. Её так и назвали «Ольгеле» - «госпиталь Ольги». Под попечительством королевы находились лечебница и опекунское учреждение для слабоумных детей в Мариенберге и приют для слепых в Гмюнде. Здесь невидящих детей готовили к самостоятельной жизни: учили грамоте и давали профессию. Кроме того, Ольга открывала ясли, детские дома, школы.
Когда разразилась франко-прусская война Ольга Николаевна создала и возглавила общество помощи раненым, куда входили женщины всех сословий. Королева хорошо вязала, ещё лучше шила. Свой дворец она превратила в настоящую мастерскую. Сюда стекались матери, жёны и дочери солдат, хотевшие обеспечить своих близких тёплой одеждой ручной работы.
Ольга Николаевна лично встречала поезда с солдатами, следила за размещением раненых, просиживала ночи в лазаретах, ухаживая за больными, помогала им материально, выполняла их просьбы. Именно тогда в прессе появились хвалебные эпитеты в её честь. А супруг - король Карл Первый даже учредил орден Ольги как награду за подвиги благотворительности.
В королевстве было немало добровольных сестёр милосердия, Ольга Николаевна объединила их в общество «Сестёр Ольги». Она организовала курсы в одном из лазаретов, где её подчинённые проходили профессиональную подготовку. После учёбы они приступали к уходу за больными, пожилыми людьми и ранеными солдатами.
С детства любившая учиться, Ольга и на родине мужа многое сделала для просвещения подданных. Например, основала в Штутгарте женскую гимназию с обучением по усовершенствованным учебным программам. Позже это заведение стало называться Королевской женской гимназией. Она работает по сей день. Помогала Ольга Николаевна и бедным вюртембергским студентам: учредила для них стипендию.
«Не стать озлобленным, чтить тех, которых мы не можем любить, на зло отвечать добром и сохранить в себе чувство благосклонности» - писала Ольга Николаевна в своём дневнике. Подданные любили и уважали её за бесконечную отзывчивость к чужой беде, за милосердное, сострадательное сердце. Жители Баден-Вюртемберга помнят о ней и сегодня, с трепетом называют её «королевой».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица