Однажды актёр Олег Борисов записал в дневнике: «Говорю своей жене: «Если когда-нибудь мне доведётся сыграть «Старосветских помещиков», роль Афанасия Ивановича посвящу тебе. Она смеётся, моя Пульхерия Ивановна: «А я только жизнь свою могу посвятить, что ещё?». Этот диалог произошёл после сорока лет совместной жизни Олега Ивановича и Аллы Романовны. Борисовы, как и герои Гоголя, жили, растворяясь друг в друге. За всё это время они поссорились только один раз, да и то до свадьбы.
В 1951-ом году выпускник школы-студии МХАТ Олег Борисов появился в Киеве. Его пригласили в труппу театра имени Леси Украинки. Зайдя как-то в гримёрку своей приятельницы-актрисы, Олег увидел на стене фотографию. Со снимка на него смотрела белокурая девушка в берете. Борисов спросил: «А кто этот Беретик?» Оказалось, Алла Латынская, студентка факультета журналистики. Олег попросил приятельницу познакомить его с ней и выяснил, что это сложно: у Аллы строгий отец, который считает, что дочь должна учиться, а не встречаться с кавалерами. Но знакомство всё-таки состоялось. Алла зашла в театр повидать подругу. Узнав об этом, Олег бросился надевать свой единственный приличный костюм. А потом побежал в гримёрку, где сидели девушки. Так и появился перед своей будущей женой: наспех причёсанный и задыхающийся от волнения.
Они встречались три года, прежде чем пожениться. Алла познакомила Олега с родителями только, когда поняла: жить друг без друга им уже будет сложно. Увидев худенького парня, который претендовал на руку её дочери, будущая тёща стала его подкармливать, хоть перспектива принять в семью актёра ни её, ни отца Аллы не прельщала. Что такое театр с его закулисьем и интригами они знали хорошо: Латынский за свою жизнь поработал директором многих театров. Но Олег производил впечатление надёжного человека. Так что согласие на брак было получено.
Поженились Олег и Алла третьего февраля 1954-ого. Через два года родился сын. Борисов играл в театре, снимался в кино. Алла работала на телевидении. И семейная жизнь складывалась замечательно: подрастал, купаясь в родительской любви Юра, была уютная квартира, в которой царило понимание. Огорчало только то, что происходило в театре. Завидуя успеху Олега, коллеги вынудили Борисова подать заявление об уходе. Семья переехала в Ленинград: актёра пригласили в легендарный Большой Драматический Театр. Прослужив в нём много лет, супруги перебрались в Москву, где сбылась давняя мечта актёра: работать во МХАТе.
Мечта сбылась, а жилось Борисову всё же непросто. Он трудно сходился с новыми людьми, был замкнутым, на работе его интересовала только работа. Коллеги упрекали Олега Ивановича в звёздности и высокомерии, путая их с простым человеческим достоинством. Обострённое чувство справедливости и независимость стоили Борисову больших нервов. И если бы не жена и не сын, залечивать душевные раны было бы сложней. «Мои настоящие друзья - это моя семья, мы всегда втроём, всегда вместе. В самые трудные минуты я выстоял и выжил благодаря семье», - писал актёр. У него была трогательная привычка, приехав на работу, тут же звонить жене, спрашивая: «Алёна, как ты? Где ты?», хоть и расстались они только что. Зная, как Олег Иванович предан семье, в театре его прозвали «Семьянин Борисов».
Дома он был тихим, покладистым человеком, любящим мужем, прекрасным отцом. Алла Романовна понимала его как никто и говорила, что ей с ним удивительно легко. Ни разу она не посоветовала ему поступиться совестью ради собственного благополучия. Алла просто собирала вещи и переезжала с мужем и сыном в другой город, где налаживала новую жизнь. Борисовы сменили множество квартир, и никогда Алле Романовне не приходилось вызывать маляров или электриков – муж всё делал сам. «Мы жили тихо, спокойно, без эксцессов. Счастливая жизнь» - вспоминала Борисова.
Каждое третье февраля супруги праздновали своё главное семейное торжество – день свадьбы. Сорокалетний юбилей совместной жизни пришлось отмечать в больнице - Борисов уже не вставал. Он умер после тяжёлой болезни накануне Пасхи – в Чистый четверг. За три года до ухода Олега Ивановича супруги обвенчалась.
Алла Романовна никогда не заглядывала в дневники мужа, пока он был жив. Овдовев, открыла тетради. И прочла такие строки о себе: «Когда-то в Киеве, сам того не ведая, приобрёл золото. Наверное, и ездил в Киев на долгие 13 лет затем, чтобы найти этот клад. Пути Господни неисповедимы!».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В наши дни верующим нередко приходится выслушивать критику, которой они, по сути, не заслужили, так как лично ничего плохого не делали. В таких ситуациях всегда возникает вопрос: что мне и делать и как мне себя вести? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 6-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Кто из нас не подвергался незаслуженной критике, лично ничего плохого не сделав, будучи просто частью коллектива? Мы выслушивали упрёки учителя, который обращался ко всему классу, говоря о плохом поведении и низком среднем балле за контрольную. Мы могли выложиться по полной и терпеть обидные комментарии, если наша команда проиграла... В таких ситуациях все прекрасно понимают, что оправдываться и говорить «лично я ничего плохого не сделал» глупо и бессмысленно. Критикуя, люди часто склонны к тому, что называется генерализацией. Сплошь и рядом мы слышим критику учителей, врачей, чиновников и кого угодно ещё... И, конечно же критику христиан. Тем более, что заповеди, которые христиане призваны соблюдать, действительно задают высокую планку. Любой, кто переживал подобную критику, знает, что это непросто. Судя по всему, подобные трудности были уже у апостола Павла. Кто-то из иудеев, кто-то из бывших язычников, люди становились членами Церкви, но далеко не всегда были способны полностью исправиться и жить по заповедям. Апостол называл членов общин святыми, ориентируясь на их решимость в борьбе с грехом и желание быть Божьими. Конечно, чтобы оставаться членами Церкви, сознательного и вольного нарушения заповедей допускать они были не должны... Но что значит не должны, если перед нами живые люди, которые могут усомниться в вере, ошибиться, запутаться в сложных обстоятельствах... Путешествуя между разными общинами, апостол и его соработники старались вести себя так, чтобы ничем, ни словом, ни делом, не создать ни для кого препятствий на пути к Богу. При этом ни гарантировать идеального поведения всех верующих, ни отвечать за их грехи и ошибки, они попросту не могли. Но что же в таком случае возможно было сделать? Как можно было остаться христианином и даже апостолом, если никакого идеала создать не получалось? Особенно когда несогласные с Павлом иудеи и язычники указывали на проблемы, преувеличивали их и пересказывали друг другу. Конечно, можно было сказать им, что они делают это для того, чтобы оправдать собственное неверие, но одними обличениями внешних ограничиваться было никак невозможно, нужно было положительное свидетельство. Павел выбирает единственно верный путь, он будто бы говорит: "Да, может быть, вы слышите много плохого, да, может быть, часть этого правда, но, поверьте, доброй правды гораздо больше. Гораздо больше тех, кто служит Богу в нелицемерной любви, претерпевая самые разные испытания. Тех, кто живет по-христиански, хотя христиан повсюду бесчестят, кто не обращает внимания, ни на порицания, ни на похвалу, кто верен, несмотря на обвинения в обмане, кто находит возможность радоваться, когда вокруг многое сподвигает к скорби.
С тех пор прошло две тысячи лет, но, как мы видим, не изменилось практически ничего. Мы не можем ничего гарантировать и не можем за всех оправдываться... Следуя апостольскому примеру, мы можем жить честно и по-христиански сами, предав остальное в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизненно важное лекарство для Софии Будановой из Воронежа
10-летняя София Буданова из Воронежа — спортсменка, чемпионка по каратэ. Это вид японского боевого искусства. Соня обладает огромной силой воли. За спиной у неё много соревнований и побед. При этом девочка скромная и хвастаться наградами не любит. Спорт для неё — это прежде всего образ жизни. Но с недавнего времени ей запретили заниматься каратэ. У девочки обнаружили тяжёлое заболевание крови, и теперь любая травма для неё представляет большую опасность.
Сейчас Соня находится в больнице. Ей регулярно ставят поддерживающие организм капельницы, но их действия хватает лишь на 7 дней, они не могут вылечить девочку. На это способно лишь сильное лекарство. Препарат, который нужен Соне — дорогостоящий, и семье необходима помощь в его оплате.
Несмотря на трудные обстоятельства, девочка смело смотрит в будущее, подбадривает родителей и говорит, что, если у неё не получится вернуться к занятиям каратэ — она будет художницей. Но кем бы Соня ни стала — главное, чтобы выздоровела!
Если вы хотите помочь Софии Будановой из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и поддержите сбор на жизненно важное лекарство: https://dobro-svet.ru/komu-pomoch/budanova-sofiia/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«16-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Пресвятой Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (Лк. VI, 31-36) и Апостольского (2 Кор. VI, 1-10) чтений в 16-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Покрова Пресвятой Богородицы и о днях памяти священномученика Дионисия Ареопагита и апостола Фомы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица