Выдающееся значение во всех начинаниях Иоанна Грозного принадлежало митрополиту Макарию, старцу уже подошедшему к семидесятому году жизни и беспредельно преданному Православию, Родине и своему молодому Государю.
Величайшей заслугой Макария было возбуждение в Иоанне благородного честолюбия, путем указания ему великих задач, лежащих на Московских Государях. По совету Макария Иоанн венчался на Царство, что может быть было неприятно некоторым из его бояр, так как еще более возвышало его над ними, но должно было давно совершиться ввиду роста Московского Государства, а главное, ввиду перехода к Москве значения третьего Рима, почему Московский Государь и являлся верховным охранителем единой истинной Православной веры.
Макарию, без сомнения, принадлежала мысль и о созыве Церковного собора, а может быть также и Земского. Но, как и подобает истинному и верному Царскому слуге, Макарий нигде не выставлял свою деятельность напоказ, а делал все так, что виновником всех благих преобразований являлся Иоанн.
К важным сторонам деятельности Макария следует отнести также составление по его поручению подробных Житий всех Русских Святых и написание Степенной Книги, начатой митрополитом Киприаном, в которой последовательно, по степеням, изложено правление всех Русских великих князей с древнейших времен.
По поручению Макария же было предпринято составление большой летописи, так называемой Никоновской, и вероятно также и Софийского временника. Наконец, при Макарии начался и расцвет русской живописи.
Ни в одном Государстве Европы, да и вообще во всем мире, нет таких богато украшенных рисунками летописей или Житий Святых, как у нас. К сожалению, почти никто из составителей этих летописей и живописцев, украшавших их изображениями, не оставили нам на память, из смирения, своих имен. К сожалению также, строго придерживаясь в иконописании древних образов, они не выучились писать изображений с живых людей, почему у нас почти нет портретов Русских Государей и выдающихся личностей XVI века, а немногие из имеющихся едва ли передают правильно черты лица тех особ, с которых они писаны.
В том же 1551 году, когда состоялся Стоглавый собор, Макарий исходатайствовал у Иоанна разрешение освободить от заточения известного Максима Грека, противника монастырского землевладения и страстного обличителя всякой неправды, попавшего вследствие несчастного стечения обстоятельств, под церковный суд и заточенного при Василии Третьем.
Макарий не был сторонником Максима Грека по вопросу о владении монастырями землею, и принадлежал к противоположной по взглядам партии Осифлян, но высоко ценил его праведную жизнь.
В Максиме Греке, несмотря на многолетнее заключение, был как и прежде силен «огнь ревности яже по Бозе» и он, продолжал писать свои обличительные тетради. Так, против дурного правления бояр во время юности Иоанна он написал беспощадно резкое «Слово». А затем написал и самому Иоанну замечательные по своей полной безбоязненности и превосходным мыслям — «Главы поучительны к начальствующим правоверно».
На какие стороны преобразований Иоанна Грозного имел влияние Алексей Адашев неизвестно. Но он, как начальник Челобитного Приказа имел непрерывные и постоянные сношения с Государем.
Поп Сильвестр, по-видимому, имел, главным образом, влияние на религиозное чувство Иоанна. Причем он вмешивался и в домашнюю жизнь молодого Государя. Но вместе с тем Сильвестр был очень склонен оказывать свое влияние и на государственные дела.
Большое влияние на преобразования Иоанна — оказали также взгляды и мысли некоего Ивана Пересветова, записки которого хранились в Государевой казне. Иван Пересветов был уроженец Русских областей, находившихся под властью Литвы. Он прибыл в Московское Государство и поступил на военную службу в малолетство Иоанна; здесь он прекрасно изучил весь строй нашей жизни, испытав при этом лично на себе многие великие неправды во время боярского правления. В нескольких своих «книжках», переданных им Иоанну в 1549 и 1550 годах, он горячо проводил мысли о необходимых по его мнению преобразованиях.
Важнейшие мероприятия, предложенные Пересветовым заключались в следующем: Царская власть должна быть неограниченна и грозна против боярского своеволия. Отменить кормление - собирать все доходы в Государеву казну и из нее платить жалованье всем служилым людям. Учредить постоянное, отлично обученное и храброе войско из верных Царских слуг, щедро награждать их и выдвигать только по личным достоинствам, а отнюдь не вследствие родовитости.
В таком войске и в военных людях, а не в вельможах, заключается, по мнению Пересветова, сила Государства. Оно обеспечит его внешнее могущество и будет способствовать внутреннему благосостоянию.
В речи Иоанна перед открытием Земского собора 1550 года, многие из мыслей Пересветова прямо были высказаны молодым Царем. Очевидно, они вполне совпадали с его собственными. То же можно сказать по отношению и общего духа преобразований, предпринятых Иоанном.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема