Выдающееся значение во всех начинаниях Иоанна Грозного принадлежало митрополиту Макарию, старцу уже подошедшему к семидесятому году жизни и беспредельно преданному Православию, Родине и своему молодому Государю.
Величайшей заслугой Макария было возбуждение в Иоанне благородного честолюбия, путем указания ему великих задач, лежащих на Московских Государях. По совету Макария Иоанн венчался на Царство, что может быть было неприятно некоторым из его бояр, так как еще более возвышало его над ними, но должно было давно совершиться ввиду роста Московского Государства, а главное, ввиду перехода к Москве значения третьего Рима, почему Московский Государь и являлся верховным охранителем единой истинной Православной веры.
Макарию, без сомнения, принадлежала мысль и о созыве Церковного собора, а может быть также и Земского. Но, как и подобает истинному и верному Царскому слуге, Макарий нигде не выставлял свою деятельность напоказ, а делал все так, что виновником всех благих преобразований являлся Иоанн.
К важным сторонам деятельности Макария следует отнести также составление по его поручению подробных Житий всех Русских Святых и написание Степенной Книги, начатой митрополитом Киприаном, в которой последовательно, по степеням, изложено правление всех Русских великих князей с древнейших времен.
По поручению Макария же было предпринято составление большой летописи, так называемой Никоновской, и вероятно также и Софийского временника. Наконец, при Макарии начался и расцвет русской живописи.
Ни в одном Государстве Европы, да и вообще во всем мире, нет таких богато украшенных рисунками летописей или Житий Святых, как у нас. К сожалению, почти никто из составителей этих летописей и живописцев, украшавших их изображениями, не оставили нам на память, из смирения, своих имен. К сожалению также, строго придерживаясь в иконописании древних образов, они не выучились писать изображений с живых людей, почему у нас почти нет портретов Русских Государей и выдающихся личностей XVI века, а немногие из имеющихся едва ли передают правильно черты лица тех особ, с которых они писаны.
В том же 1551 году, когда состоялся Стоглавый собор, Макарий исходатайствовал у Иоанна разрешение освободить от заточения известного Максима Грека, противника монастырского землевладения и страстного обличителя всякой неправды, попавшего вследствие несчастного стечения обстоятельств, под церковный суд и заточенного при Василии Третьем.
Макарий не был сторонником Максима Грека по вопросу о владении монастырями землею, и принадлежал к противоположной по взглядам партии Осифлян, но высоко ценил его праведную жизнь.
В Максиме Греке, несмотря на многолетнее заключение, был как и прежде силен «огнь ревности яже по Бозе» и он, продолжал писать свои обличительные тетради. Так, против дурного правления бояр во время юности Иоанна он написал беспощадно резкое «Слово». А затем написал и самому Иоанну замечательные по своей полной безбоязненности и превосходным мыслям — «Главы поучительны к начальствующим правоверно».
На какие стороны преобразований Иоанна Грозного имел влияние Алексей Адашев неизвестно. Но он, как начальник Челобитного Приказа имел непрерывные и постоянные сношения с Государем.
Поп Сильвестр, по-видимому, имел, главным образом, влияние на религиозное чувство Иоанна. Причем он вмешивался и в домашнюю жизнь молодого Государя. Но вместе с тем Сильвестр был очень склонен оказывать свое влияние и на государственные дела.
Большое влияние на преобразования Иоанна — оказали также взгляды и мысли некоего Ивана Пересветова, записки которого хранились в Государевой казне. Иван Пересветов был уроженец Русских областей, находившихся под властью Литвы. Он прибыл в Московское Государство и поступил на военную службу в малолетство Иоанна; здесь он прекрасно изучил весь строй нашей жизни, испытав при этом лично на себе многие великие неправды во время боярского правления. В нескольких своих «книжках», переданных им Иоанну в 1549 и 1550 годах, он горячо проводил мысли о необходимых по его мнению преобразованиях.
Важнейшие мероприятия, предложенные Пересветовым заключались в следующем: Царская власть должна быть неограниченна и грозна против боярского своеволия. Отменить кормление - собирать все доходы в Государеву казну и из нее платить жалованье всем служилым людям. Учредить постоянное, отлично обученное и храброе войско из верных Царских слуг, щедро награждать их и выдвигать только по личным достоинствам, а отнюдь не вследствие родовитости.
В таком войске и в военных людях, а не в вельможах, заключается, по мнению Пересветова, сила Государства. Оно обеспечит его внешнее могущество и будет способствовать внутреннему благосостоянию.
В речи Иоанна перед открытием Земского собора 1550 года, многие из мыслей Пересветова прямо были высказаны молодым Царем. Очевидно, они вполне совпадали с его собственными. То же можно сказать по отношению и общего духа преобразований, предпринятых Иоанном.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема