
На улице шел дождь. Настала классическая осенняя погода. Когда на улице слякоть и дует холодный ветер, я люблю укутаться в теплый плед и, свернувшись калачиком, читать книги, обязательно бумажные, чтобы иметь возможность услышать запах страниц. Или приготовить пирог, используя сезонные фрукты, а еще обязательно заварить жасминовый чай.
В то утро я посмотрела в окно — погода не радовала — и я решала заняться домашними делами. Я приготовила завтрак и стала делиться планами на день со своим молодым человеком. Пунктов в моем списке оказалось много, даже я удивилась количеству. Мы начали распределять время, чтобы все успеть. Поехали в магазин за продуктами. Проходя мимо прилавка со сладостями, молодой человек загляделся на творожный торт.
— Наступили холода и тебе захотелось согреться горячим чаем с тортом? — с улыбкой спросила я.
— Да, что-то захотелось — ответил он.
— Хочешь, сама приготовлю, у нас черника оставалась, как раз ты любишь с ягодами — предложила я.
— Давай, у тебя всегда вкусней получается, чем покупные — обрадовался парень.
Мы приобрели все необходимое и поехали домой. Молодой человек сел работать за компьютер в соседней комнате, а я начала готовить торт на кухне. Процесс занял несколько часов. Я даже немного устала. Когда убирала готовый торт в холодильник, ко мне подошел молодой человек и спросил:
— Прокрастинацией занимаешься? У тебя же было столько дел запланировано.
Я оторопела. Первая эмоция — обида, ведь прокрастинация — это психологический термин обозначающий склонность к откладыванию важных дел, подменяя их малозначительными. Как он мог? Ведь я для него старалась. Да, отложила свои дела, но лишь потому что хотела порадовать его вкусным тортом! Я промолчала и ушла. «Больше ничего делать не буду» — думала я.
Не успела как следует обидеться, как парень зашел в комнату.
— Прости, я обидел тебя? — по моему лицу все было понятно без слов, поэтому он продолжил — я сказал это не с целью тебя обидеть, а больше с шуточной точки зрения, ведь помню, как утром ты планировала многое успеть. А по итогу сидела на кухне.
— Сидела? — возмутилась я.
— Я не видел — пожал плечами он. — Прошло столько времени, думал, ты решила не готовить вовсе, ещё и неудачно пошутил, извини ещё раз.
Я не стала обижаться дальше, мы разобрали ситуацию, и она оказалась не столь драматичной. Но сколько гордыни я открыла в себе. Как же так, мне сказали что-то неприятное? Я сразу обижаюсь, а разве оно того стоит? Думаю, что нет. Господь учит нас смирению и любви. Преподобный Исаак Сирин говорил:
«Если хочешь узнать, смиренен ли ты, то испытай себя — не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют».
Я простила. На душе стало легко, вернулось хорошее настроение. Я мысленно поблагодарила Бога за благополучное разрешение ссоры и за возможность усмирить свое эго. А вечером мы вместе пили чай с творожным тортом и с улыбкой на лице вспоминали неприятную ситуацию, которую с Божьей помощью удалось решить и еще получить важный духовный урок.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..