
На улице шел дождь. Настала классическая осенняя погода. Когда на улице слякоть и дует холодный ветер, я люблю укутаться в теплый плед и, свернувшись калачиком, читать книги, обязательно бумажные, чтобы иметь возможность услышать запах страниц. Или приготовить пирог, используя сезонные фрукты, а еще обязательно заварить жасминовый чай.
В то утро я посмотрела в окно — погода не радовала — и я решала заняться домашними делами. Я приготовила завтрак и стала делиться планами на день со своим молодым человеком. Пунктов в моем списке оказалось много, даже я удивилась количеству. Мы начали распределять время, чтобы все успеть. Поехали в магазин за продуктами. Проходя мимо прилавка со сладостями, молодой человек загляделся на творожный торт.
— Наступили холода и тебе захотелось согреться горячим чаем с тортом? — с улыбкой спросила я.
— Да, что-то захотелось — ответил он.
— Хочешь, сама приготовлю, у нас черника оставалась, как раз ты любишь с ягодами — предложила я.
— Давай, у тебя всегда вкусней получается, чем покупные — обрадовался парень.
Мы приобрели все необходимое и поехали домой. Молодой человек сел работать за компьютер в соседней комнате, а я начала готовить торт на кухне. Процесс занял несколько часов. Я даже немного устала. Когда убирала готовый торт в холодильник, ко мне подошел молодой человек и спросил:
— Прокрастинацией занимаешься? У тебя же было столько дел запланировано.
Я оторопела. Первая эмоция — обида, ведь прокрастинация — это психологический термин обозначающий склонность к откладыванию важных дел, подменяя их малозначительными. Как он мог? Ведь я для него старалась. Да, отложила свои дела, но лишь потому что хотела порадовать его вкусным тортом! Я промолчала и ушла. «Больше ничего делать не буду» — думала я.
Не успела как следует обидеться, как парень зашел в комнату.
— Прости, я обидел тебя? — по моему лицу все было понятно без слов, поэтому он продолжил — я сказал это не с целью тебя обидеть, а больше с шуточной точки зрения, ведь помню, как утром ты планировала многое успеть. А по итогу сидела на кухне.
— Сидела? — возмутилась я.
— Я не видел — пожал плечами он. — Прошло столько времени, думал, ты решила не готовить вовсе, ещё и неудачно пошутил, извини ещё раз.
Я не стала обижаться дальше, мы разобрали ситуацию, и она оказалась не столь драматичной. Но сколько гордыни я открыла в себе. Как же так, мне сказали что-то неприятное? Я сразу обижаюсь, а разве оно того стоит? Думаю, что нет. Господь учит нас смирению и любви. Преподобный Исаак Сирин говорил:
«Если хочешь узнать, смиренен ли ты, то испытай себя — не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют».
Я простила. На душе стало легко, вернулось хорошее настроение. Я мысленно поблагодарила Бога за благополучное разрешение ссоры и за возможность усмирить свое эго. А вечером мы вместе пили чай с творожным тортом и с улыбкой на лице вспоминали неприятную ситуацию, которую с Божьей помощью удалось решить и еще получить важный духовный урок.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема