
Недавно приехали мы с мужем из Переславля, где живём постоянно, в Москву на несколько дней по делам. Вещи оставили у знакомых в офисе, а сами пошли на ответственную встречу. Я в новом пальто, первый раз надела. А тут дождь неожиданно. Запас времени у нас был, и муж предложил переждать непогоду в кафе.
Казалось бы, всё прекрасно: уютная обстановка, вкусный кофе, и новая вещь не испорчена, мы совсем не вымокли. Но я сидела и обижалась, даже злилась. На мужа, который решил не мотаться по всей Москве с дорожной сумкой, а ведь в ней мой зонтик. На синоптиков, которые не предупредили о возможности осадков именно в этот час. И даже на сам дождь!
«Что с тобой? Я тебя не узнаю!» — произнёс муж в ответ на мои капризные претензии. Я вздрогнула. Я ведь и сама себя не узнаю в последнее время.
Я стала всё чаще раздражаться. То сын ложится после работы отдохнуть, под голову диванную подушку кладёт, а ведь я ортопедическую специально ему купила, чтоб не портил позвоночник! То коллега присылает мне стихотворные опусы в дополнение к заранее оговоренной статье, а надо ли мне на это время тратить? То муж пропускает мимо ушей мои слова о похолодании и уходит из дому в лёгкой ветровке. И автобус подходит к остановке не по расписанию...Все неправильные, у всех какие-то импровизации. А я нервничаю. Но ведь жизнь — не компьютерная игра, где ты моделируешь реальность, разве я не знаю? Чего же раздражаюсь?
А потому, что пытаюсь контролировать всё и всех. Нервное это занятие, неблагодарное. Перестаёшь доверять даже себе: закрыв ключом входную дверь, спускаешься по лестнице и вдруг возвращаешься проверить, закрыла ли. Подвох, везде возможен подвох!.. В итоге моё внутреннее напряжение проявляется как раздражение на окружающих.
Если посмотреть глубже, то это проявление того самого духа любоначалия, об избавлении от коего мы просим Господа словами святого Ефрема Сирина весь Великий Пост! Любоначалие — это властолюбие, желание командовать, та самая «змея сокрытая», по словам Пушкина. Заметить эту страсть в себе не так уж просто. Я это видела всегда как свою гиперответственность. Разве это плохо? Разве это не любовь к ближнему мной движет?
Но нет. Это всего лишь проявление самости, проще — гордыни. Превозношение над близкими под видом заботы, а порой даже унижение коллег. И всегда недоверие. Людям, а главное — Богу.
Вот уже и на дождик обиделась. Да разве ж мне не известно, что всё, с нами происходящее, исходит от Господа? Либо — попущено Им. И без ведома Отца нашего Небесного ни единого волоса с головы у нас не упадёт!
Любоначалие — грех, а невроз начальника — следствие греха. У меня уж точно, потому что... ну какой же я начальник? Зачем я пытаюсь не свои обязанности присвоить? Кто меня обязал? Только самой хуже. Не по силам мне.
Ох, Господи, Владыка всей жизни моей, начало начал! Прости меня...
Всё это быстро пронеслось внутри, осознание греха пришло внезапно. В маленьком кафе в центре Москвы, под дождь за окном. Который, впрочем, скоро кончился. Как только мы допили наш очень вкусный кофе. И вышли на улицу — дружные и налегке. Так ведь и вправду лучше.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.