
У нас в студии был клирик храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта).
Отец Иоанн поделился, почему так важна внутренняя тишина, и как её приобрести и сохранить в условиях шума и суеты мегаполиса. Наш гость ответил на вопросы: почему тишина многих пугает и причиняет дискомфорт, как избавиться от всё чаще встречающейся зависимости от постоянного движения и страха что-то упустить, как сосредоточиться на молитве. По мнению отца Иоанна тишина важна, чтобы открыть сердце для Бога.
А.Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
Меня зовут Александр Ананьев.
И… по сути, наверное… вот… если бы я полностью пытался соответствовать той теме, которую я сегодня хочу обсудить, мне, после того, как поздоровался, следовало бы замолчать и позволить вам послушать тишину, на протяжение ближайшего часа.
Но это было бы не совсем справедливо, во-первых, по отношению к вам, а во-вторых, по отношению ко мне — потому, что я очень, очень люблю беседовать, и слушать глубокие ответа человека.
Вы знаете, я скажу… не сочтите это за какой-то неуместный комплимент… я, пожалуй, не вспомню ни одного человека, который столь же бережно относился бы к слову. То ли причина в том, что русский язык — это язык, которому Вы учились, учитесь, продолжаете учиться и будете учиться всегда. То ли это — в силу того, что Вы очень много работаете со словом, и слушаете, и Ваша задача — сформулировать свои мысли и своё служение.
В общем, сегодня я пригласил сюда для того, чтобы обсудить очень важную для меня тему, клирика храма Космы и Дамиана в Шубине, удивительного собеседника — иеромонаха Иоанна Гуайту.
Добрый вечер, отец Иоанн!
О.Иоанн:
— Добрый вечер!
А.Ананьев:
— Я сразу хочу спросить Вас: правда молчание — золото?
О.Иоанн:
— Правда. Думаю, что правда.
Ну, может быть, не молчание… но… молчание — тоже, в определённых обстоятельствах, безусловно. Но думаю, что тишина — точно.
А.Ананьев:
— А чем тишина отличается от молчания?
О.Иоанн:
— Ну… это — две разные вещи. Молчание — это связано только с нашим… с тем, говорит ли человек, или молчит. Отсутствие слов. Тишина — это не только отсутствие слов — отсутствие звука… скажем… в целом. И, кроме того, это — состояние, безусловно, души — состояние. А молчание — это, всего лишь, часть, скажем так, тишины.
А.Ананьев:
— «Молчание — это, всего лишь, часть тишины…» Необходимое условие, Вы хотите сказать?
О.Иоанн:
— Ну… да, безусловно. Если нет молчания, нет и тишины тоже — это да.
А.Ананьев:
— Вот, об этом я тоже хочу поговорить. Потому, что… если я хочу услышать тишину, почувствовать тишину, и увидеть в середине этой тишины Бога, Которого… полностью мной… вот… просто вокруг меня… во мне… везде… то зачем я тогда молюсь? Зачем я говорю слова?
О.Иоанн:
— Ну, во-первых, чтобы молиться, не обязательно говорить слова. Мы можем эти слова думать.
А.Ананьев:
— Я не знаю другого способа… Но, по крайней мере, я знаю, что люди, которые достигли многого через каждодневный труд — лишь они способны… молчаливо молиться. Я — точно таких высот не достиг. Я не думаю, что я смогу.
О.Иоанн:
— Ну… как? Я думаю, что Вы вполне можете молиться… как сказать… разумом и сердцем, не обязательно — голосом.
То есть… ну… во-первых, человек может молиться… Очень часто, кстати, спрашивают — и на исповеди, и так далее — можно ли молиться своими словами, как молиться своими словами, и так далее. Я считаю, что молиться своими словами — это просто необходимо.
Молитва — это не просто перечитывание некоего текста. Даже не важно — кем написано… даже иногда это — Слово Божие, допустим, псалмы, или что-то в этом роде. И, в любом случае, в наших молитвах большая часть — это взято из Священного Писания, и поэтому — это замечательные слова. А другая часть — это написано замечательными людьми, святыми людьми. Так, что — очень хорошо молиться по молитвослову, например.
Но крайне необходимо молиться своими словами. Потому, что своими словами, имеется в виду, что — я общаюсь с Богом. А это общение может быть и в безмолвии. Это общение не обязательно нуждается в словесном выражении — даже не только голосом, но даже разумом.
А.Ананьев:
— Вот, я, как раз, думал об этом, когда ехал сегодня на встречу. Вернее, ехал — это громко сказано — я стоял в пробке, и думал о том, что… если человек нам симпатичен, если нам хорошо с ним, то мы — с радостью с ним общаемся, мы с ним говорим. Но лишь с тем, кто нам по-настоящему близок…
О.Иоанн:
— … мы можем молчать.
А.Ананьев:
— … да, абсолютно верно — лишь с самым любимым близким человеком мы можем позволить себе молчать, и не объяснять, что молчу потому, что я думаю о чём-то… мы просто молчим вместе, и наше молчание настолько осмысленно, настолько важно…
О.Иоанн:
— Да… абсолютно согласен…
А.Ананьев:
— А зачем же… а зачем же тогда… и у меня сразу возник вопрос: а зачем же мы тогда… трудно представить себе кого-то, кто был бы нам ближе Господа… зачем же мы… как-то… всё время…
Помните, как в проповеди у митрополита Антония Сурожского? Когда к нему обратилась старушка в Доме престарелых, и говорит, что она уже 14 лет практикует Иисусову молитву, она молится не переставая, и так и никогда не слышала ни одного слова Божьего в ответ… ну что он улыбнулся в ответ, и говорит: «Ну, а как же Он Вам ответит, коль Вы постоянно говорите — Ему даже слово вставить некуда! Вот, Вы поставьте завтра… вот… лампадку перед иконой, сядьте, и… вот, прямо пообещайте мне, что ни единого слова не скажете, и даже мысленно! Чем Вы любите заниматься… вязанием? Вот, возьмите вязание, сидите и стучите спицами — и молчите. И вот тогда у Вас всё получится!» — и получилось. Она пришла к нему радостная — буквально, на следующий день, и сказала, что: «Вы знаете, да… да… получилось!»
Так, зачем же мы, стало быть… вот, эти все… вот, эти вот все слова… а, ведь, они же… там же — много… там же — много!
О.Иоанн:
— Согласен. Вы знаете, кто-то… когда я начал служить в нашем храме… перевёлся из другого храма… я очень люблю перед Причастием, всё-таки, чтобы было несколько минут молчания, тишины в храме. Но это — несколько непривычно. Обычно… как сказать… читаются молитвы перед Причастием, после Причастия — молитвы благодарности после Причащения, и так далее. И, как ни странно, так получается, что иногда в наших службах любая пауза молчания, тишины — воспринимается, как ошибка… кто-то ошибся. Либо дьякон не вовремя вышел на ектенью, либо хор не запел сразу, либо… то есть, чья-то это ошибка, да?
А для меня — крайне важна тишина. И поэтому, я пытаюсь… как-то… немножечко… ну… буквально, несколько минут, совсем немного… перед Причастием я ввёл вот такой… такую практику, скажем так.
Кто-то сначала очень удивлялся, а потом — стали меня благодарить многие прихожане, что — вот это очень хорошо, как раз, перед Причастием, чтобы как-то прийти в себя, чтобы всё… успокоиться, и так далее. Чтобы вот эта суета, которая есть, и от которой мы отказываемся, когда читаем, например, Херувимскую песнь, в которой об этом говорится: «… всякое ныне житейское отложим попечение»… чтобы была вот эта… как бы… тишина, в каком-то смысле… внутренняя. Но хорошо, когда она есть и внешняя тоже — это помогает.
А.Ананьев:
— Как здорово, что Вы сейчас вот это отметили! Я, каждый раз, перед Причастием… ну… у меня же вот… сравнительно… не так много Причастий-то было — я же всего полтора года, как в Церкви, и… в общем, мне многим похвастаться и не получится. И я перед Причастием, каждый раз… есть же внутреннее нетерпение какое-то, и ты стоишь, ты ждёшь — вот, сейчас, сейчас, сейчас… да что ж такое, почему так долго… я спрашиваю у жены, которая стоит рядом, и говорю: «А почему так… почему?» — «Ну, подожди, не спеши… они сейчас сами — священники — Причащаются. Ты подожди…» — а у меня… и вот только сейчас, благодаря Вам, я понимаю, для чего мне нужна вот эта тишина.
О.Иоанн:
— Но… во-первых, надо сказать… тут есть ещё такой момент. Действительно, когда заканчивается… перед Причащением наступает в храме такая пауза… иногда многим людям непонятно, «что они там делают», да? То есть, священники в алтаре.
Они причащаются за это время, и, кроме того, идёт просто приготовление Святых Даров. Потому, что священник должен дробить Тело Христово, то есть, Освящённый Хлеб, и вот… целое приготовление того, чтобы потом все могли Причаститься.
Но, безусловно, после длинной службы, вот эта пауза иногда… как-то… немножко смущает людей, и я могу это понять. Иногда, чтобы заполнить… иногда… чаще всего, чтобы заполнить эту паузу, как раз, и читаются молитвы — перед Причащением, и так далее — то, что, в принципе, человек должен читать уже дома.
Но вот, как раз, здесь я… например, сегодня чтец прочёл одну молитву, а потом, всё-таки, была небольшая пауза именно тишины перед Причащением. Иногда — просто тишина. Мне кажется, это — очень важно.
Вы очень правильно заметили, что когда мы, действительно, человека любим — не обязательны слова. Можно просто вместе помолчать.
Вот, попробуйте — даже как эксперимент. Как можно выдержать паузу молчания с не очень близкими людьми? Наступает такой… как вам сказать… чувство неудобства, что люди начинают говорить всякую ерунду — лишь бы заполнить вот эту тишину.
А.Ананьев:
— Есть, по правилом современного светского этикета, правило, которое называется «small talk». Если ты спускаешься, или поднимаешься, в лифте какого-то приличного заведения — отеля, небоскрёба, делового центра — с незнакомыми тебе людьми, ни в коем случае нельзя молчать! Обязательно надо говорить — о погоде, о том, как хорошо нынче за окном, да… и… там… я даже не знаю, о чём ещё можно говорить. Я пытался понять, почему китайские туристы со мною пытаются заговорить в отелях — оказывается, это просто правило хорошего тона.
Но, вообще, я сейчас, слушая Вас, обнаружил — знаете, что? Обнаружил, что мы отравлены шумом.
О.Иоанн:
— Безусловно.
А.Ананьев:
— Почему я делаю такой вывод? Дело даже не в том… у меня сразу много примеров.
Взять, например, маму. Любая мама вам скажет, что не надо бояться шума в детской комнате, не надо бояться плача в детской комнате, не надо бояться даже звука разбитой вазы в детской комнате… единственное, чего надо бояться — это когда из детской комнаты ничего не слышно, если там вдруг, неожиданно, воцарилась тишина!
О.Иоанн:
— Понятно…
А.Ананьев:
— То же самое — я, со своим радийным 25-летним опытом. Я могу допустить в эфире всё, что угодно, кроме одного… мне, до сих пор, после 25 лет работы, снится один и тот же кошмар: микрофон включён — и тишина. Либо нечего сказать, либо я не могу поставить музыку.
И, однажды, помню… уж, поделюсь с вами… вышел утром на Кутузовский проспект, с моста Багратион, мимо памятника Багратиону — и почувствовал сильнейшую тревогу. Сильнейшую тревогу! Мне стало настолько некомфортно… я не мог понять, в чём дело.
Оказывается, Кутузовский проспект перекрыли для проезда какого-то кортежа, и на Кутузовском проспекте не было ни одного автомобиля! И там была такая тишина, что были слышны шаги женщины на другой стороне Кутузовского проспекта. Мне было так некомфортно, мне было так тревожно…
Откуда в нас вот эта тревога, когда мы сталкиваемся с тишиной? Есть даже выражения: «звенящая тишина», «тревожная тишина»…
О.Иоанн:
— Да, это как… допустим… место, действительно, безлюдно… когда, вот… какое-то место, где обычно бывает очень много народу, и вдруг нет никого — да, бывает такое удивление.
У меня однажды так случилось прямо в Кремле. Представьте себе, Соборная площадь ночью — это было во время какого-то кинофестиваля, когда был приём в одном из замечательных залов Кремля, и так далее. И так получилось, что я вышел — и вот, эта потрясающая площадь Соборная, где… вот… все соборы Московского Кремля, которые мы обычно видим, как раз… и очень много — и паломников, и туристов, и так далее, и очень большая суета — кто фотографирует, кто… и там нет — никого абсолютно! Это запоминается.
Другой такой случай… только сейчас я соображаю, как интересно! Абсолютно такое же было в Ватикане! Потому, что в Сикстинскую капеллу меня пустили одного, и я оказался один совершенно в этой фантастической… вот… где эти потрясающие фрески Микеланджело, и так далее. Это, примерно, такой же опыт, как и полная тишина тогда, когда ты привык именно к шуму.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера».
Меня зовут Александр Ананьев, и я продолжаю задавать свои вопросы неофита клирику храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонаху Иоанну Гуайте.
Молчание актуально всегда, друзья. Но вот, в ХХI веке, в веке навязчивой рекламы, саморекламы, шума — белого шума, чёрного шума, оно оказывается сильной стратегией сохранения внутренней свободы личности — это не моя мысль, я её почерпнул, готовясь к нашей сегодняшней программе. Но как добиться этой тишины? И… вот… как избавиться, во-первых, от тревоги, когда эту тишину мы… вдруг оказываемся неожиданно в этой тишине, и почему это важно? Вот, об этом мы сегодня и говорим.
Не так давно — буквально, вчера — мы встречались в одном, очень уютном, месте с прекрасными людьми, и, в частности, говорили о том, какие преграды стоят между нами и Богом. И — каждый называл свои причины, но, в общем, в итоге выяснилось, что причина-то, на самом деле, одна и та же.
Кто-то сказал: «Мои мысли», кто-то сказал: «Моя ненасытность, стремление постоянно чем-то заниматься», кто-то сказал: «Мой эгоизм», а, по сути, в конечном итоге, это всё тот внутренний шум, который в нас есть.
Вот, например, я. У меня — 4 работы, и ещё — несколько проектов, которыми я занимаюсь постоянно. Казалось бы… ну… я… так… иногда хожу мимо зеркала, смотрю на себя: «Ну, я — молодец! Я не сижу на месте, я — молодец!» — а, на самом деле, я — вообще ни разу не молодец. И всё, что я делаю — я лишь усиливаю вот этот внутренний шум внутри себя. Потому, что тишина меня пугает. Если я оказываюсь вдруг в маленьком городке — в провинциальном, у родителей, куда приезжаю — я вдруг начинаю на физическом уровне ощущать, что жизнь проходит мимо меня, что я упускаю что-то очень важное. Я начинаю звонить всем подряд, и, в конце концов, я очень быстро срываюсь на машине обратно в эти сумасшедшие пределы МКАДа — потому, что… потому, что… ну… потому, что я «что-то упускаю»!
Как об этого избавиться? Вот, собственно, главный вопрос, на который я хочу сегодня получить от Вас ответ. Как и зачем?
О.Иоанн:
— Ну… во-первых, я думаю, что бывают зависимости и от суеты, и от шума. Есть разные зависимости. Человек не может жить, скажем, без чего-то, и зависит — от спиртного, скажем, от курения, и прочая, и прочая, да?
А.Ананьев:
— Но это всё — патологии.
О.Иоанн:
— Вот именно. Иногда… вы знаете, не только и не столько шум… как бы… акустический. А вот шум, и даже — гул, который бывает именно в мегаполисе — потому, что очень много народу, очень много мыслей, очень много… и… вот… давайте, так… вот… в виртуальном пространстве — вот, интернет, фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и прочая, и прочая.
Во-первых, есть и зависимость от этого тоже…
А.Ананьев:
— Безусловно.
О.Иоанн:
— Да, и это известно уже, и многие психологи об этом говорят, и известно… я знаю по исповеди, и, увы, немножко и по собственному опыту. Скажем, в фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) постоянно заглядываешь, и потом видишь, что, в течение дня, сколько раз я туда смотрел! А сколько раз я молился, допустим, и общался с Богом? И — так далее.
Да, условия жизни в мегаполисе — особенно сложны в этом отношении. Именно потому, что постоянно — суета, и шум, и очень много народу, и так далее.
Но… я могу сказать о себе: я живу как бы параллельно две жизни. Потому, что очень много пастырских, так скажем, обязанностей, помимо служения в храме. Ну… я посещаю детей из хосписа детского… достаточно часто всё это посещаю — пожилых людей, наших прихожан, которые уже не выходят из дома, и которых надо причащать, исповедовать на дому. И на это надо очень много времени, и, увы, учитывая масштабы города, на это тратится фантастическое количество времени. Поэтому… ну… это знает каждый москвич, надо с утра уже всё спланировать так, чтобы все эти дела были — одно за другим, одно за другим, и, по возможности, ещё и логистику как-то предвидеть — где, как, и вот… и тогда, по дороге, сделаю ещё вот это, это, то, и, в конце концов, возвращаюсь домой.
И бывает, что прямо с утра и до позднего вечера, человек… ну… фактически, никогда не останавливается. Это — ужасно! Это ужасно и психологически, и духовно — тоже.
И, как бы, в качестве некоторой компенсации, я стараюсь придерживаться… ну… как вам сказать… у меня такой распорядок недели, что… вот… во второй половине недели — так, как все службы, в основном… у нас так заведено, что в пятницу вечером у нас у храме исповедь, притом, исповедь такая — для людей, которые хотят именно советоваться, задавать вопросы, или обсуждать со священником какие-то более сложные ситуации, и так далее… поэтому, это такая исповедь, которая требует очень много времени. Скажем, начинаем в 6 часов, можем заканчивать в 9, допустим. Это — каждую пятницу. Потом, естественно, в субботу служба и утром, и вечером, в Воскресенье служба, и так далее. В четверг бывает катехизация, ещё другие обязанности… поэтому получается так, что вторая половина недели у меня очень загружена — и службой, и в храме. И в эти же дни я ставлю всякие разные требы — как раз, причащать на дом, кого-то посещать, и так далее.
А.Ананьев:
— И это я считал себя занятым человеком…
О.Иоанн:
— Нет, ну… это — нормально. Я думаю, что это просто — наша московская жизнь. Это даже не жизнь священнослужителя, а просто — москвича. Но: с тем, чтобы в первые дни недели, хотя бы, один день, по возможности — два, а иногда, когда очень хорошо получается — три провести… ну… в полной… как бы… тишине, и, по возможности, уединении. У меня есть такая возможность — поэтому… я, всё-таки, монах, для меня это необходимо. И необходимо… ну, конечно, молитва, общение с Богом, но и, в том числе, и вот это, и… как бы… спокойствие и тишина. Поэтому, я стараюсь, прежде всего, вот, в начале недели, как-то набраться этим.
Но: задача не в том, чтобы соблюдать тишину тогда, когда я проведу весь день — чаще всего, в понедельник — один. А задача в том, чтобы сохранять внутреннюю тишину и именно в гуще, скажем так, мегаполиса, то есть — в час пик в метро, допустим.
А.Ананьев:
— Чтобы пробка на Садовом кольце была снаружи, а райский сад был — внутри…
О.Иоанн:
— В каком-то смысле…
А.Ананьев:
— … а не вот эта вот пробка ещё и внутри у тебя была.
О.Иоанн:
— Я в пробках не очень часто бываю, слава Тебе, Господи — потому, что нет у меня автомобиля. У меня есть права, я умею водить, но в Москве не люблю водить, и, потому, гораздо больше и чаще пользуюсь метро, и очень люблю метро. Потому, что заставляет… это очень интересно… это место, где ты можешь думать, где ты, глядя на лица людей, думаешь о смысле жизни — о их жизни, о твоей жизни, очень много. Для меня метро — это замечательное место… вот. Но час пик… вот, когда вечером, скажем, совсем поздно, после толпы, или в середине дня, когда поспокойнее, ты можешь, действительно, посмотреть на лица людей, думать… вот… как им живётся, может быть, молиться о них, и так далее — это всё очень здорово. А когда час пик — это очень трудно, потому, что тогда уже возникают самые разные ситуации — сложные. И вот, как раз, в этом и, мне кажется, вся соль, и очень интересный вызов — могу ли я сохранить вот эту внутреннюю тишину именно в таких условиях?
А.Ананьев:
— Вот, о том, получается это у Вас, или нет, я предлагаю поговорить с Вами, отец Иоанн, ровно через минуту. Не отходите далеко.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— И снова — здравствуйте!
Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера».
Я — Александр Ананьев, и, вместе со мной, в студии, в абсолютной благостной тишине клирик храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн Гуайта.
Ещё раз — добрый вечер, отец Иоанн!
О.Иоанн:
— Добрый вечер!
А.Ананьев:
— Итак, удаётся ли Вам в этом ритме, в этом шуме сохранить, не смотря ни на что, ту тишину, в которой Вы можете общаться с Богом, и чувствуете Его присутствие? И что нужно сделать… вот… мне — абсолютному неофиту, который внутренне чувствует огромную потребность в сохранении… даже — в приобретении ( я уж не говорю — в сохранении ) этой тишины… что мне нужно сделать для этого?
О.Иоанн:
— Ну, ответ мой — простой. Редко получается — у меня.
А.Ананьев:
— То есть, у меня — не получится вовсе!
О.Иоанн:
— А… ну… разве? Мне кажется, что здесь — и стаж церковной жизни, или… ну… не обязательно очень-очень важны. Это сложно для всех, конечно. Это сложно, но, всё-таки, возможно.
А.Ананьев:
— Вот, с этой целью, я, не так давно, месяца, наверное… ну… сколько… 4 назад, начал разбираться с тем, что такое Иисусова молитва, как… я услышал выражение «практиковать Иисусову молитву». У меня вот на руке есть прекрасные чётки, подаренные мне замечательным писателем Клаусом Кеннетом. Я был на презентации его книги, и он подарил мне эти чётки. И я сначала думал, что это просто прекрасный подарок от дорогого мне человека. А когда меня увидела знакомая, гораздо более опытная и искушённая, она, даже с некоторой иронией, спросила: «Что, Александр, практикуете Иисусову молитву?» Я, так, смутился… думаю… будто меня поймали за чем-то нехорошим.
Я начал изучать, что это за такое вот… как это — с дыханием, со всем… вот… ну… чтобы… я подумал, что это может быть какой-то ступенькой наверх, к тому, чего я хочу достичь. И я понял, что это — очень трудно. Как бы я ни пытался на вдохе говорить : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…», а на выдохе: «… помилуй меня», — в тишине, за рулём… я понимаю, что, при этом, я думаю о том, что у меня — встреча завтра, я думаю о том, как там — дочь, и… вот, так — по кругу, постоянно! Тишины внутри — нету. Пустоты внутри — нету.
А вчера ещё я услышал… ну… уж, окончательно щёлкнувшее меня по лбу — образ ( он, правда, принадлежит суфийским философам ) меня, в идеале, как отверстия в прекрасной флейте, через которую дышит Творец — музыкой, и моя задача — сделать так, чтобы я был полым, внутри этой прекрасной трубки, чтобы музыка через меня проходила с лёгкостью! А у меня ж там — пробка на Садовом! И не получается музыки-то через меня! Дурной я музыкальный инструмент, получается…
О.Иоанн:
— Я думаю, что с этими же сложностями, с которыми Вы сталкиваетесь, в своё время, сталкивались святые. Абсолютно с такими же.
Молиться — это, в каком-то смысле, наука, в каком-то смысле — это искусство. А и наука, и искусство требуют усилий, в каком-то смысле.
Почему мы считаем, что молитва у нас должна сразу получиться? Это не так. Молитва — это очень серьёзная вещь.
Скажем, спортсмен, который знает, что означает готовиться к… не знаю… соревнованию, допустим… то же самое — балерина, музыкант — одно и то же должен много-много раз в день повторять. Одно и то же, одно и то же… и так далее.
Всё, что имеет ценность в жизни, требует, всё-таки, усилий. В том числе — молитва. Надо учиться… вот, апостолы просили Спасителя учить их молиться, что сразу нам и показывает, что — да, это — некое искусство.
А.Ананьев:
— Насчёт усилий спортсменов… я сразу… можно я уточню, чтобы мне было понятно? Я не всегда понимаю спортсменов. Я — правда, не всегда понимаю спортсменов, потому, что они всю свою жизнь кладут на то, чтобы быть в чём-то очень маленьком и конкретном лучше, чем… не то, чтобы весь мир… лучше, чем… вот… человек, который рядом с ним — чтобы быть первым. И в этом, собственно, его задача.
При этом, у меня перед глазами образ моего отца, который, слава Богу, прекрасно себя чувствует — он любит кататься на лыжах. Спортсменом его назвать можно с большой натяжкой — не спортсмен он! Но он так любит этот вид отдыха! И ему не надо много трудиться, или ещё что-то… он просто берёт лыжи, едет в зимний лес — и ему там хорошо! И, вот, я, скорее, хочу быть, в этом плане, как отец, нежели, как спортсмен из Кении, который рвёт на себе жилы, первым разрывает финишную ленточку — и падает, обессиленный, на землю, непонятно, в конечном итоге, ради чего.
О.Иоанн:
— Согласен. Но, как раз, в этом и разница между «любительством», скажем, и профессиональностью, в данном примере. То же самое, допустим, очень хороший музыкант-исполнитель, пианист. Он каждый день должен повторять одно и то же. Да и не только это! Скажем, чтобы хорошо выучить иностранный язык, нужно, всё-таки, работать, упражняться, нужно стараться, и так далее.
Молитва — это тоже, на мой взгляд, определённое искусство, которому не так просто сразу… но — ничего страшного, ничего страшного…
А.Ананьев:
— Правильно ли я Вас понимаю, отец Иоанн, что конечной целью обучения этому искусству, этой науке, является, в конечном итоге, та тишина, о которой мы с Вами говорим?
О.Иоанн:
— Да, конечно, безусловно. В идеале… как сказать… цель — чтобы эта тишина никогда не нарушалась. Но, я думаю, очень мало таких, кому, всё-таки, удавалось это — в том числе, и святых людей. Мы все — люди.
А.Ананьев:
— То есть, моя задача лично заключается в том, чтобы хотя бы иногда, хотя бы кончиком мизинца, прикасаться к этой тишине, почувствовать её, выдохнуть — и двигаться дальше!
О.Иоанн:
— Да, да… Быть может, Вы обратили внимание: мы несколько раз, во время Божественной Литургии, молимся, кстати, о властях, чтобы Господь даровал им мирное правление, чтобы мы в тишине их «тихое и безмолвное житие поживем…» — ну… смогли пожить во всяком благочестии и чистоте.
Конечно, здесь — это славянский перевод. «Тихое и безмолвное житие» — не имеется в виду, в буквальном смысле, не говорить. Имеется в виду… во-первых, «тихое» — тишина… имеется в виду некая кротость, скорее. А «безмолвное» — это безмятежная жизнь. Мы молимся об этом несколько раз во время Литургии, и на разных других Богослужениях тоже.
А, вот, как часто у нас получается прожить всю жизнь тихо и безмолвно? Ну, это же нереально! Даже если иметь в виду, что это имеется в виду безмятежие, кротость, и прочая, прочая. Понятно, что эта наша кротость, и эта наша безмятежность постоянно подвергаются испытанию.
А.Ананьев:
— И, в такие моменты, 42-летний радиоведущий начинает задумываться: а, может быть, он выбрал неправильную дорогу в жизни? Может быть, всё-таки, следовало задуматься о каким-то монашеском пути? Может быть, там было бы проще?
О.Иоанн:
— Вы знаете, мне кажется, подвиг женатого человека, и отца семейства, и матери семейства — это ничем не менее возвышенно, чем монашеский путь. Это просто… ну… скажем… технически по-другому осуществляется одно и то же.
А.Ананьев:
— Абсолютно с Вами согласен. Это была, скорее, моя неловкая шутка!
Вспоминаю… причём, я только сейчас осознал истинное значение произошедшего со мной… в Хельсинки, в центре города, в самой насыщенной, активной его части, где-то между крупным торговым центром и офисным кварталом, находится деревянное яйцо — такое, огромное, с 3-х-этажный дом.
Я спросил у нашего экскурсовода, что это за удивительное здание здесь стоит. Она говорит: «Вы знаете, это — своеобразный храм». Я так удивился — ну, необычный храм довольно, и говорю: «И что, люди туда ходят молиться… или там службы какие-то проходят?» Она говорит: «Нет, не совсем…»
Она — из тех русских, которые уехали в Финляндию лет 30 назад. Она не то, чтобы совсем забыла язык, но у неё очень особенное отношение к языку — вот, думаю, именно Вы меня поймёте — и она достаёт откуда-то, с запылённых полок, такие словечки, которые мы уже давно не употребляем, к огромному сожалению!
И она говорит: «Нет… Вы поймите: они ходят туда угомониться». Я говорю: «Как?… Что значит — угомониться?»
«Вы понимаете, вот здесь — торговый центр, вот здесь — офисный центр, и там — гомон. Вот, чтобы отдохнуть от гомона, они заходят в этот уютный необычный храм, чтобы угомониться!» — представляете, как красиво?
О.Иоанн:
— Потрясающе!
А.Ананьев:
— Потрясающая абсолютно история: зайти, чтобы угомониться.
О.Иоанн:
— Это — в Хельсинки?
А.Ананьев:
— Да, это в Хельсинки, в центре города.
О.Иоанн:
— Сколько там жителей?
А.Ананьев:
— Ну… конечно, в сравнении… я не знаю, сколько там жителей… в сравнении с Москвой, город, конечно, похож на коробку с пряниками — он уютный, какой-то компактный, там пахнет морем, но…
О.Иоанн:
— … и тем не менее, людям — нужно угомониться.
А.Ананьев:
— Да, именно так.
О.Иоанн:
— Это мне кажется нормальным. Надо иметь в виду, что — да… Видите, что интересно в духовной жизни — что это не просто всё даром, и всё сразу, а мы должны расти, и это — процесс. Все притчи в Евангелии показывают, что Царство Небесное растёт медленно, да? Все притчи, как мы знаем… вот… горчичное зерно… да… которое… вот, из зёрнышка вырастает дерево, но нужно время для этого, да? Или — закваска в тесте, и так далее. Это всё показывает — а что такое это Царство Небесное, которое растёт медленно. А это и есть Царство Небесное — в нас, внутри нас, в нашем сердце. Оно, конечно, есть и посреди нас — это… скажем… Церковь, и есть — икона. Вот это — Царство Небесное посреди нас. Но оно так же растёт — в нас.
Кстати, изречение Господа: «Царство Небесное внутрь вас есть» и «… посреде вас есть» — возможно приводить и так, и так. И правда — и первое, и второе. Поэтому, вот это Царство Небесное, которое растёт — значит, нужно постоянство, нужны какие-то усилия, и нужно — время, чтобы расти.
А.Ананьев:
— Скажу откровенно, отец Иоанн. Минуту назад ещё, я был уверен, что Царство Небесное — оно за тяжёлыми-тяжёлыми дверями, гораздо тяжелее, чем двери храма, где-то там… и моя задача — стирая ноги в кровавые мозоли, идти к этим дверям, чтобы открыть их, и туда попасть, если, конечно, пустят, если я достоин — вот, у меня огромная надежда, что я… как-то… ну… всё-таки… не совсем пропащий, и меня туда пустят.
А оказывается, что Царство Небесное — оно здесь.
О.Иоанн:
— Нет… ну… Господь говорит: «Царство Небесное посреди вас есть»… или «… в вас есть». Царство Небесное, безусловно, уже — это не… как сказать… дело будущего, Царство Небесное — здесь, оно уже началось. И, самое интересное, когда священник читает Евхаристический канон, оно говорит о том, что мы благодарим за то «Ты нам уже даровал Царство Твое будущее» — уже даровал! По-славянски: «… даровал еси», — это прошедшее время. То есть, мы уже получили этот дар. Мы просто не замечаем его! Но оно — есть.
А.Ананьев:
— И я… дайте, угадаю… знаю, кто мешает этому Царствию Небесному? Ему мешаем — мы. И для того, чтобы мы ему не мешали, нам надо от себя отказаться.
И вот здесь наступает, наверное, самая сложная часть нашей беседы. Потому, что, если с какими-то мыслями я не спорю, я просто отдаю себе отчёт в том, что я, может быть, не до конца их понимаю, и не знаю пути, как дойти вот… до того, о чём я думаю, то здесь — у меня это вызывает бурный протест. Я не готов от себя отказаться. А чтобы внутри была тишина, и чтобы внутри было Царствие Небесное, мне надо от себя отказаться.
Почему я об этом заговорил? Потому, что я вчера, в очередной раз услышал… ну, как это часто бывает — ты слышишь, слышишь, слышишь слово… а потом однажды тебе его кто-то произносит, и ты его, наконец, услышал!
Псалом 45, стих 9, по-моему, если я не путаю: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог». Что значит — «упразднитеся»? Уйдите. Отпустите себя. Выгоните из себя — себя. И впустите в себя Бога.
А если я, отец Иоанн, в свои 42 изгоню из себя — себя, то получается, что родители, дочь, работа, страховка, ипотека, 4 работы, незаконченные проекты, совещание послезавтра — я должен от этого отказаться, получается?
О.Иоанн:
— Нет, Вы знаете… я думаю, что это — чисто духовное. Это — призыв к именно духовному подвигу, ко внутренней работе. Но это никак не означает — забыть о своих обязанностях и ответственности.
Вы — муж, Вы — отец семейства, у Вас есть какие-то серьёзные обязанности, и у Вас есть ответственность.
А.Ананьев:
— Разве она не встаёт преградой между мной и Царствием Небесным?
О.Иоанн:
— Нет, не сама ответственность. И не сами обязанности. А, вот — как мы их исполняем, как мы к этому относимся. Как раз, в этом, мне кажется, задача.
Видите… ну… как Вы знаете, начало монашеской жизни — это пустыня. Вот, скажем, в Сирии, в Палестине, и так далее — первые отшельники. Но эти отшельники, которые жил ив пещерах, и так далее… но, всё-таки, чаще всего, они жили на краю пустыни. То есть, там, где пустыня начинается. И, примерно, на равном расстоянии между цивилизацией ( между городом, где живут люди ) и — дальше, где начинается совсем пустыня. Вот, где-то в середине живёт монах, по определению.
Для меня вот этот образ — очень дорог, он очень важный. Потому, что быть в середине — это… конечно, речь идёт не о географическом, а как… вот… я себя позиционирую. Я — между.
Я не могу совсем отказаться от суеты — потому, что я, всё-таки, живу, в данном случае, в мегаполисе…
А.Ананьев:
— А Вам бы хотелось?
О.Иоанн:
— В смысле? Жить совсем в пустыне?
А.Ананьев:
— Отказаться от суеты.
О.Иоанн:
— Мне не хочется отказаться от служения людям. Потому, что для меня это — чрезвычайно важно. И тогда, получается, и от суеты не можешь отказаться. Потому, что… ну… чтобы… скажем… поехать и принести Святые Дары старушке, которая не выходит из дома, я должен взять… как сказать… выйти, пойти в метро, спуститься, делать пересадку, потом ещё сесть на автобус, и так далее, и когда это в час пик — как я могу отказаться от суеты? Это — довольно сложно. Но — повторяюсь — возможно. Но для меня очень важно, всё-таки, причастить вот эту старушку.
Но дело в том, что эта речь идёт о каком-то внутреннем состоянии. Это — вот это внутреннее расстояние… как сказать… быть… как-то… в середине, между цивилизацией… и, поэтому, в каком-то смысле, суета — с одной стороны, и с другой стороны — вот, это твоя внутренняя какая-то пустыня.
Вот… я не знаю… для меня… я не знаю более для себя интересной темы — для размышления, и для… я об этом думаю, чуть не каждый день. Потому, что, мне кажется, это очень и очень важно.
Поэтому… тем более, когда у человека — дочь, как Вы говорите, ипотека, и так далее — замечательный кадр! Как со всем этим жить, но, одновременно, сохранить некую, по возможности, тишину внутреннюю?
А.Ананьев:
— Хотя бы, обрести…
О.Иоанн:
— Я думаю, что это возможно! Я глубоко убеждён, что это возможно.
Конечно, иногда нужны какие-то хитрости, какая-то техника.
Вот, Вы только что говорили об Иисусовой молитве. Конечно, Иисусова молитва — это не обязательно вдох и выдох, и так далее… Да! Но это называется — техника. Которая помогает, в том числе, молиться вот таким образом. Поэтому, техника нам нужна в жизни.
Есть, так же, другие приёмы. Вот, почему бы… вот, сейчас идёт Рождественский пост…
А.Ананьев:
— Замечательное, замечательное…
О.Иоанн:
— Время сосредоточенности, время, когда мы должны, всё-таки, быть более сдержанными, более сосредоточенными на единственно главном. Почему нам не отказаться, скажем, хотя бы… как сказать… сильно ограничиваться в пользовании интернетом, в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и так далее?
Вот, это предложение, скажем, вашим слушателям: давайте, во время этого поста, попробуем… ну, не совсем отказаться, конечно, это нереально, наверное, для очень многих… но — намного меньше зависеть от интернета. Я думаю, будет очень большая польза.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Мы продолжаем разговор с иеромонахом Иоанном Гуайтой, клириком храма Космы и Дамиана в Шубине.
Я просто боюсь… так… немножко спугнуть ту атмосферу, которую Вы создали — я Вам очень благодарен за неё. Я не знаю, удаётся ли её передать с помощью радиоволн — я надеюсь, что удаётся.
Я рад, что Вы заговорили о технике. Я же — благодаря интернету, опять же — поискал, каким образом можно обрести тишину, и набрёл на 6 видов, 6 ступеней к обретению тишины преподобного Максима Исповедника. И, по сути, вот, он даёт там чёткий алгоритм того, как можно обрести тишину.
Всего 6 ступеней.
Ступень 1: от действия и упражнения во грехе надо отойти.
Ступень 2: надо отойти от раздражительной жизни.
Ступень 3: надо отойти от обыкновения сближаться с неосторожно живущими.
Ну, предполагается, что проще всего — отойти от действий собственных во грехе, второе — от раздражительной жизни, и перестать раздражаться, хотя я не знаю, насколько это просто, третье — от сближения с неосторожно живущими…
Ступень 4: от несвойственного богоугодной жизни занятия.
Ступень 5: от предосудительного и развлекающего ум многими предметами имущества.
Ступень 6: от неимения вовсе своей воли.
От неимения вовсе своей воли — считается это верхом. Если отказаться совсем от своей воли, то ты услышишь эту тишину.
Конечно же, мы спотыкаемся… ну… если не на первом, то на втором шаге точно — потому, что от раздражительной жизни отказаться, наверное, практически невозможно вот в этом ритме. А получается, что, вместо этого, мы… опять же, я размышлял об этом, когда ехал сюда… мы, получается… едим, чтобы работать, работаем, чтобы есть, берём ипотеку, чтобы после бетонной коробки офиса могли вернуться в бетонную коробку квартиры, и вынуждены ездить целый день между одной и другой коробками, чтобы оплатить эту ипотеку, и максимум, на что нас хватает, в конечном итоге, в сухом остатке — это забить вот тот шум, который у нас в голове, тем, что преподобный Максим Исповедник называет… как же это называется… развлекающими ум предметами — как раз, это всё… вот это вот безумие — вместо того, чтобы приблизиться к тишине.
О.Иоанн:
— Ну… мне кажется, что это — одна из возможностей… скажем так… из возможных техник, технологий для обретения вот этой внутренней тишины. Могут быть и другие.
Но… не знаю, в который раз, повторяюсь… я думаю, что, прежде всего, это проблема нашей внутренней жизни. Прежде всего.
Да, обстоятельства вокруг — внешние факторы — влияют, но… в общем-то… знаете, гул внутри души намного больше мешает этой тишине, чем гул мегаполиса, чем час пик, опять-таки, в нашем замечательном Московском метро.
И вот Вам доказательство. Вот, Вы процитировали Максима Исповедника — я очень его люблю! Это — один из любимых моих святых. Но есть ещё один Максим, которого я очень люблю — это Максим Грек. Человек, который в постриге, скорее всего, взял имя Максим в честь Максима Исповедника. Скорее всего — мы точно этого не знаем, но это — весьма вероятно.
Кстати, Максим Грек… представьте себе, буквально, пару лет назад была обнаружена во Флоренции рукопись, и доказано, что переписано именно Максимом Греком. А там — Дионисий Ареопагит, тот самый текст, который больше всего комментирует Максим Исповедник. Поэтому, вероятно, что есть связь между Максимами.
Так вот, Максим Грек провёл 26 лет в заточении. Потому, что после того, как он жил в Италии, потом — на Афоне, как известно, он был приглашён в Московию, стал здесь переписывать и исправлять переводы, и так далее, и был обвинён в ереси, осуждён — дважды, лишён Причастия, заточён, и, в течение 26 лет, был в заточении.
И, вот, как человек, который живёт один 26 лет, как Вы думаете — мог он избавиться от гула? Тогда не было… не только не было метро — он вообще не выходил из кельи. Притом, несколько лет подряд, вообще-то, у него не было даже ничего, и не разрешали ему писать. И он написал, всё-таки, замечательный текст — гимн, можно сказать, Святому Духу Утешителю на стене кельи.
Так, вот, в этих условиях — мог человек соблюдать тишину? Мы читаем сочинения Максима Грека — это безумно интересно, что ему было непросто соблюдать тишину, даже в таком полном уединении.
Так, что, видите, Александр, это зависит не столько от внешних условий, а, скорее всего, от того, что внутри нашего сердца.
А.Ананьев:
— Вот… Вы заставили задуматься, действительно…
Я, кстати, пока читал наставления преподобного Максима Исповедника, понял, что я даже не представляю себе, в каком времени он жил. Потому, что это — настолько актуально прозвучало для меня, что если бы он написал это позавчера, я бы нисколько не усомнился в актуальности того, что он написал. Вот это прям… прямо целиком моя жизнь!
О.Иоанн:
— Да.
А.Ананьев:
— По пунктам — всё то, что, в общем, мне особенно мешает.
А ещё езжу… слушаю, в частности, лондонскую радиостанцию одну, и там реклама звучит. Знаете, что сейчас больше всего рекламируют на европейских радио станциях? До нас ещё пока это не дошло, но дойдёт — и это очень тревожный симптом. Больше всего рекламируют «умные колонки».
«Умные колонки» — это такое устройство, которое устанавливается в углу комнаты и создаёт постоянный музыкальный звуковой фон. Ты с ним можешь общаться, спрашивать, какая погода — и это пользуется невероятным спросом потому, что людям страшно оставаться в тишине. Они приходят домой — и сразу вот это включается.
Это лучше, чем телевизор, безусловно — потому, что там могут быть аудиокниги, может быть расслабляющая музыка, ещё что-то — но… я, вот, не могу сразу понять, а это, действительно, плохо или нет — то, что мы боимся вот этой вот тишины? Снова и снова возвращаем себе вот этот шум, даже в тишине дома?
О.Иоанн:
— Да, безусловно, есть… но: тут не надо, наверное, субъективно… как сказать… многое зависит от характера человека, от воспитания и так далее. Мы же видим, то молодёжь постоянно ходит в наушниках, слушает музыку. Есть люди, которые… я, например, не могу слушать музыку, если пишу какой-то серьёзный текст — потому, что очень люблю музыку, и музыка тогда меня очень сильно отвлекает. Я не могу одновременно слушать музыку и написать какой-нибудь серьёзный текст.
А.Ананьев:
— Да, это — как говорить с любимым человеком, в процессе работы!
О.Иоанн:
— Да, да! Но, всё-таки, есть люди, которые на это способны, и для которых это — не проблема.
Но жить в постоянном каком-то шуме — это, безусловно, вредно. Это, мне кажется, и доказано, и любой психиатр может сказать, что, всё-таки, какая-то тишина — крайне необходима в нашей жизни, крайне необходима!
А.Ананьев:
— Последний вопрос. У нас, к сожалению, заканчивается время.
Хотя, наверное, это будет даже не вопросом, отец Иоанн, а это будет приглашением на продолжение нашего разговора. Потому, что он, по-моему, заслуживает отдельной беседы.
Можно было бы предположить, что началом Священного Писания должно было стать: «В начале была Тишина, и Тишина была у Бога…» Однако, в начале, ведь не было Тишины, в начале было именно Слово. Я не могу у Вас не спросить: так, почему же Слово, а не Тишина было вначале?
О.Иоанн:
— Ну… дело в том, что Слово… тут… конечно, за несколько секунд ответить на такой невероятно сложный вопрос — это серьёзная задача!
Но, понятно, что Это Слово, Которое было у Бога, и Которое было Бог, и стало плотию — вот, об этом идёт речь. То есть, Слово, в данном случае — это само Слово Божие, это Сам Сын Божий.
А что такое — христианство? Это Бог, Который, в каком-то смысле, выходит из Тишины.
Если даже абстрагироваться от Библии, и так далее — как мы себе представляем… ну… Высшее Существо, скажем так… понятие Бога? Но это, как раз, какая-то совершеннейшая… это — Само Совершенство, и, поэтому, в каком-то смысле… такая… Совершенная Тишина. Но эта Тишина, это Безмятежие, выходит из этого состояния потому, что Она — есть Любовь. И потому, что Любовь — она всегда даётся, она нуждается в… как вам сказать… должен быть кто-то, кого ты любишь. Вот, так же — и для Бога. Поэтому Бог выходит из Тишины.
А.Ананьев:
— Создание объекта для любви…
О.Иоанн:
— Объекта — да, да, да… если вот так… Вот это — выход Бога Всевышнего из Тишины, и то, что, вот поэтому, Он и есть Слово — это то же самое, что и сам факт, что Бог вошёл во время и в пространство и стал Человеком — ради любви к нам.
А.Ананьев:
— Ну, вот… а говорили, что не удастся за несколько секунд объяснить… и прекрасно, мне кажется!
О.Иоанн:
— А я боюсь… мне кажется, что нет…
А.Ананьев:
— Я думаю, что мы ещё продолжим этот разговор…
О.Иоанн:
— Дай Бог!
А.Ананьев:
— Я Вам очень за него благодарен. И я теперь знаю, что пожелать, накануне вот этих вот праздников, фейерверков, бесконечных телевизионных передач, накануне корпоративов, накануне звонков от родных, близких людей — конечно же, это радость, и мы желаем вам радости от всех вот этих праздников. Но мы желаем вам ещё — я желаю вам ещё, и себе, в первую очередь желаю — во всём этом великолепии и пестроте найти тишину, и впустить в себя Бога. Как бы это ни было сложно!
Я надеюсь, что у вас получится! Я очень надеюсь, что получится у меня. И, не в последнюю очередь, благодаря моему сегодняшнему собеседнику — клирику храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонаху Иоанну Гуайте.
Спасибо Вам большое!
О.Иоанн:
— Спасибо Вам, Александр! Всего доброго!
А.Ананьев:
— Всего доброго!
Я — Александр Ананьев. Радио «Вера».
С наступающими вас! До новых встреч!
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, балет «Спящая красавица» в московском Большом театре — что-то невероятное! Музыка Чайковского, постановка, декорации...
— Наташенька, я, как и ты, в восторге от спектакля!
— Но знаете, что меня больше всего всегда потрясает в балете? Это сам танец: плавные, лёгкие, грациозные движения артистов. То, как балерины чувствуют музыку. Как тонко передают характеры героев...
— Я вообще, когда смотрю на людей, на то, как мы устроены, как двигаемся, что умеем — удивляюсь. Человек — это чудо, созданное Богом...
— ...И нередко воспеваемое художниками, верно?
— Верно, Наташа! Помнишь, мы в прошлом году были с тобой в Пушкинском музее, в Галерее искусства стран Европы и Америки? Там есть работа французского художника Эдгара Дега — «Голубые танцовщицы»...
— Да, конечно, я помню её! И даже сфотографировала тогда на свой телефон. Сейчас найду этот снимок...
— Дега часто писал на своих полотнах именно балерин. Он как никто другой умел запечатлеть их мимолётное движение в танце — поворот головы, взмах руки... И на картине «Голубые танцовщицы» как раз изображён момент танца нескольких балерин.
— Да, вот снимок этого полотна, нашла в телефоне! Давайте присядем, пока у гардероба много людей, и посмотрим повнимательнее. На картине четыре девушки в платьях лазурного цвета кружатся в танце. Никаких точных деталей! Только цвет и настроение момента! Лёгкое, трепетное, свободное...
— Ты уловила саму суть импрессионизма — направления в живописи, к которому принадлежал Эдгар Дега. Оно зародилось во Франции в 60-х годах XIX века. В основе названия лежит слово impression — впечатление. Импрессионисты стремились запечатлеть реальность в её подвижности и изменчивости...
— И передать впечатление от увиденного!
— Да, передать впечатление от этого мгновения нам, зрителям. В работах импрессионистов часто чувство движения парадоксальным образом совпадает с ощущением застывшего момента, секунды реальности, которой хочется любоваться: рябью воды в пруду с кувшинками, движущейся по озеру лодкой в лучах заходящего солнца...
— ...Или балеринами в танце, как на этой картине Эдгара Дега.
— Художник написал её в 1898 году, когда уже слабо видел — он страдал от отслоения сетчатки и постепенно терял зрение.
— Какое испытание для художника!
— Да, тяжёлое испытание. Но он продолжал творить, искал новые способы рисования, новые образы... Ему пришлось от масляной живописи перейти к рисунку пастелью, поскольку эта техника позволяла работать в непосредственной близости к поверхности картины. Цвета в его работах стали ярче, экспрессивнее.
— Как раз как «Голубые танцовщицы», написанные пастелью в насыщенных тонах. Глаза радуются этим сочным оттенкам, наполненным жизнью и радостью!
— Через несколько лет после написания «Голубых танцовщиц» Дега и вовсе перестанет писать картины, а будет почти наощупь лепить скульптуры из воска: фигурки людей и животных. Работал он до последнего дня. И всегда творил вдохновенно, радостно.
— Это чувствуется по его картине «Голубые танцовщицы». С какой любовью написаны балерины!
— Верно, Наташенька. С любовью и благоговением перед тем, что создал Господь. В работе Дега можно почувствовать совершенство тела и души человека как высшего творения Божьего, понять, насколько непостижимо и непознаваемо сотворённое Богом.
— И видимо неслучайно балерины были главным мотивом творчества художника. Ведь в танце раскрывается способность человека лишь с помощью движения под музыку создать образ, рассказать историю, вызвать глубокие чувства сопереживания, любви и радости...
— И сегодняшний вечер тому подтверждение — прекрасная постановка балета «Спящая красавица». Предлагаю продолжить нашу культурную программу завтра в музее Пушкина на улице Волхонке, в Галерее искусства стран Европы и Америки — и ещё раз увидеть картину «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Сходим с тобой, наберёмся добрых впечатлений, вдохновения, радости...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Николай Богданов-Бельский. «У больного учителя»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Какие чудесные снимки, Андрей Борисович! Живые, выразительные! Почему же вы раньше не показывали мне свой домашний фотоальбом?
— Предположить не мог, Маргарита Константиновна, что вам это интересно!
— Увидеть застывшие мгновения прошлого — что может быть увлекательней? Вот здесь вы совсем юный, загорелый, в горах.
— Это поход на Домбай, в студенчестве ещё.
— А здесь тоже молодой, но будто усталый. На диване, в домашнем халате. Рядом какие-то ребятишки.
— Это я уже окончил институт, в школе преподаю. Заболел, ученики меня навещают.
— Прямо как на картине Николая Богданова-Бельского «У больного учителя». Помните? В Третьяковской галерее хранится.
— Помню, Маргарита Константиновна. Но мне картина не кажется похожей на этот снимок. Он сделан на исходе двадцатого века, а полотно написано в конце девятнадцатого.
— Да, в 1897 году. Но сходство определённое! Давайте найдём в интернете изображение и сравним!
— Да зачем же в интернете? У меня есть альманах с репродукциями Богданова-Бельского. Должен быть здесь, на верхней полке книжного шкафа. Точно, вот он! Держите!
— Ну! Взгляните! Картина «У больного учителя» отличается от вашей фотографии, главным образом, антуражем. У вас комната в цветастых обоях, на диване клетчатый плед и дети в школьной форме. А у Богданова-Бельского горница в избе с дощатыми стенами и мальчишки в худой крестьянской одежонке. Но смотрят они на своего учителя с той же любовью, что и ваши ученики на вас. И это — главное!
— Хм, пожалуй, вы правы. И картина, и снимок красноречиво свидетельствуют о взаимоотношениях детей и педагога.
— Эта тема красной нитью прошла через всё творчество Богданова-Бельского. Ведь он был одним из тех крестьянских мальчиков, которым помог состояться в жизни выдающийся учитель Сергей Рачинский.
— Хм, Рачинский, Рачинский...Это тот, что создал народную школу в Тверской губернии во второй половине девятнадцатого века?
— Да, в усадьбе Татево. Дворянин, доктор биологических наук, член-корреспондент Императорской академии. Он оставил карьеру учёного, чтобы заниматься с деревенскими ребятишками.
— И многих вывел в люди!
— Верно. Николай Богданов-Бельский стал академиком живописи. Среди учеников Рачинского — доктор медицинских наук Иван Богданов, духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев. Или вот ещё пример, перед нами — тот самый учитель на картине, которого пришли навестить деревенские мальчишки. Аркадий Аверьянович Серяков.
— Он тоже выпускник школы Рачинского?
— Да, Серяков учился вместе с Богдановым-Бельским, они ровесники. В дальнейшем Аркадий Аверьянович преподавал в Татево, а затем стал там директором.
— То есть, на своей картине Богданов-Бельский будто показал жизненный путь Аркадия Серякова — от босоногого мальчишки до мудрого наставника.
— А смысл и перспектива этого пути — в детях, что пришли навестить Аркадия Аверьяновича.
— Полотно Николая Богданова-Бельского «У больного учителя», что хранится в Третьяковской галерее — своеобразный памятник Татевской школе.
— И не только ей, но и в целом служению педагога.
— И мне, как учителю, отрадно хоть малую толику быть к нему причастным.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Михаил Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей Борисович, вы только взгляните на картину Михаила Нестерова «Элегия. Слепой музыкант»! Всякий раз, бывая здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, я восхищаюсь её выразительностью.
— Да, убедительно написано. Сразу понимаешь, что монах, играющий на скрипке — незрячий. Его глаза широко распахнуты, а взгляд словно обращён внутрь себя.
— О слепоте главного героя свидетельствует и его расположение в пространстве. Музыкант изображён слева, у самого края картины. За спиной у него пламенеет осенний пейзаж. Но яркие краски вне восприятия скрипача. Он весь устремлён ввысь — голова чуть запрокинута назад, стан натянут, как тетива лука.
— Шедевр, что и говорить! Но всё-таки, у меня есть вопрос к художнику.
— Интересно, какой же?
— Почему он назвал картину «Элегия»? Ведь это греческое слово обозначает печальное сентиментальное произведение. Вроде стихотворения Василия Жуковского «Вечер»: «Сижу задумавшись; в душе моей мечты; /К протекшим временам лечу воспоминаньем... /О дней моих весна, как быстро скрылась ты /С твоим блаженством и страданьем!..».
— Этим строкам созвучна «Элегия» Жюля Массн. Буквально вчера слышала её по радио.
— Вот-вот. Неужели, монах играет меланхоличное произведение французского композитора или что-то подобное ему?
— Пожалуй, слепому музыканту больше подойдёт хоральная прелюдия Баха «К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе».
— И картине тогда больше бы подошло название «Хорал».
— Мысль интересная! Хорал — от слова «хор». А слепой монах-скрипач в своём стремлении к Богу не одинок. Легко представить, что невидимый хор с небес вторит его игре. ...Однако, Михаил Нестеров неспроста назвал своё полотно «Элегия»!
— Неспроста?
— Конечно. Это 1928 год, Андрей Борисович. Художнику уже шестьдесят шесть. Он одного за другим теряет сверстников-друзей, остаётся одинок и летит, как писал Жуковский, «к протекшим дням воспоминаньем».
— Впадает в меланхолию?
— Можно и так сказать. К счастью, Нестерову удалось преодолеть это настроение.
— И что же ему помогло?
— В апреле 1928 года художник отправился в Киев. Ходил на богослужения в Киево-Печерскую лавру, в храм Святой Софии, во Владимирский собор.
— Получилось паломничество?
— Да. И художник воспрянул духом. С новой энергией принялся за работу. Прожил ещё четырнадцать лет — насыщенных, плодотворных. А картина «Элегия (Слепой музыкант)» осталась как слепок той минуты, когда сердцем Михаила Нестерова овладела печаль.
— Но этот шедевр Русского музея предлагает и верный способ, как победить уныние.
— Устремиться душой к Богу.
Все выпуски программы Свидание с шедевром