У нас в студии был клирик храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта).
Отец Иоанн поделился, почему так важна внутренняя тишина, и как её приобрести и сохранить в условиях шума и суеты мегаполиса. Наш гость ответил на вопросы: почему тишина многих пугает и причиняет дискомфорт, как избавиться от всё чаще встречающейся зависимости от постоянного движения и страха что-то упустить, как сосредоточиться на молитве. По мнению отца Иоанна тишина важна, чтобы открыть сердце для Бога.
А.Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
Меня зовут Александр Ананьев.
И… по сути, наверное… вот… если бы я полностью пытался соответствовать той теме, которую я сегодня хочу обсудить, мне, после того, как поздоровался, следовало бы замолчать и позволить вам послушать тишину, на протяжение ближайшего часа.
Но это было бы не совсем справедливо, во-первых, по отношению к вам, а во-вторых, по отношению ко мне — потому, что я очень, очень люблю беседовать, и слушать глубокие ответа человека.
Вы знаете, я скажу… не сочтите это за какой-то неуместный комплимент… я, пожалуй, не вспомню ни одного человека, который столь же бережно относился бы к слову. То ли причина в том, что русский язык — это язык, которому Вы учились, учитесь, продолжаете учиться и будете учиться всегда. То ли это — в силу того, что Вы очень много работаете со словом, и слушаете, и Ваша задача — сформулировать свои мысли и своё служение.
В общем, сегодня я пригласил сюда для того, чтобы обсудить очень важную для меня тему, клирика храма Космы и Дамиана в Шубине, удивительного собеседника — иеромонаха Иоанна Гуайту.
Добрый вечер, отец Иоанн!
О.Иоанн:
— Добрый вечер!
А.Ананьев:
— Я сразу хочу спросить Вас: правда молчание — золото?
О.Иоанн:
— Правда. Думаю, что правда.
Ну, может быть, не молчание… но… молчание — тоже, в определённых обстоятельствах, безусловно. Но думаю, что тишина — точно.
А.Ананьев:
— А чем тишина отличается от молчания?
О.Иоанн:
— Ну… это — две разные вещи. Молчание — это связано только с нашим… с тем, говорит ли человек, или молчит. Отсутствие слов. Тишина — это не только отсутствие слов — отсутствие звука… скажем… в целом. И, кроме того, это — состояние, безусловно, души — состояние. А молчание — это, всего лишь, часть, скажем так, тишины.
А.Ананьев:
— «Молчание — это, всего лишь, часть тишины…» Необходимое условие, Вы хотите сказать?
О.Иоанн:
— Ну… да, безусловно. Если нет молчания, нет и тишины тоже — это да.
А.Ананьев:
— Вот, об этом я тоже хочу поговорить. Потому, что… если я хочу услышать тишину, почувствовать тишину, и увидеть в середине этой тишины Бога, Которого… полностью мной… вот… просто вокруг меня… во мне… везде… то зачем я тогда молюсь? Зачем я говорю слова?
О.Иоанн:
— Ну, во-первых, чтобы молиться, не обязательно говорить слова. Мы можем эти слова думать.
А.Ананьев:
— Я не знаю другого способа… Но, по крайней мере, я знаю, что люди, которые достигли многого через каждодневный труд — лишь они способны… молчаливо молиться. Я — точно таких высот не достиг. Я не думаю, что я смогу.
О.Иоанн:
— Ну… как? Я думаю, что Вы вполне можете молиться… как сказать… разумом и сердцем, не обязательно — голосом.
То есть… ну… во-первых, человек может молиться… Очень часто, кстати, спрашивают — и на исповеди, и так далее — можно ли молиться своими словами, как молиться своими словами, и так далее. Я считаю, что молиться своими словами — это просто необходимо.
Молитва — это не просто перечитывание некоего текста. Даже не важно — кем написано… даже иногда это — Слово Божие, допустим, псалмы, или что-то в этом роде. И, в любом случае, в наших молитвах большая часть — это взято из Священного Писания, и поэтому — это замечательные слова. А другая часть — это написано замечательными людьми, святыми людьми. Так, что — очень хорошо молиться по молитвослову, например.
Но крайне необходимо молиться своими словами. Потому, что своими словами, имеется в виду, что — я общаюсь с Богом. А это общение может быть и в безмолвии. Это общение не обязательно нуждается в словесном выражении — даже не только голосом, но даже разумом.
А.Ананьев:
— Вот, я, как раз, думал об этом, когда ехал сегодня на встречу. Вернее, ехал — это громко сказано — я стоял в пробке, и думал о том, что… если человек нам симпатичен, если нам хорошо с ним, то мы — с радостью с ним общаемся, мы с ним говорим. Но лишь с тем, кто нам по-настоящему близок…
О.Иоанн:
— … мы можем молчать.
А.Ананьев:
— … да, абсолютно верно — лишь с самым любимым близким человеком мы можем позволить себе молчать, и не объяснять, что молчу потому, что я думаю о чём-то… мы просто молчим вместе, и наше молчание настолько осмысленно, настолько важно…
О.Иоанн:
— Да… абсолютно согласен…
А.Ананьев:
— А зачем же… а зачем же тогда… и у меня сразу возник вопрос: а зачем же мы тогда… трудно представить себе кого-то, кто был бы нам ближе Господа… зачем же мы… как-то… всё время…
Помните, как в проповеди у митрополита Антония Сурожского? Когда к нему обратилась старушка в Доме престарелых, и говорит, что она уже 14 лет практикует Иисусову молитву, она молится не переставая, и так и никогда не слышала ни одного слова Божьего в ответ… ну что он улыбнулся в ответ, и говорит: «Ну, а как же Он Вам ответит, коль Вы постоянно говорите — Ему даже слово вставить некуда! Вот, Вы поставьте завтра… вот… лампадку перед иконой, сядьте, и… вот, прямо пообещайте мне, что ни единого слова не скажете, и даже мысленно! Чем Вы любите заниматься… вязанием? Вот, возьмите вязание, сидите и стучите спицами — и молчите. И вот тогда у Вас всё получится!» — и получилось. Она пришла к нему радостная — буквально, на следующий день, и сказала, что: «Вы знаете, да… да… получилось!»
Так, зачем же мы, стало быть… вот, эти все… вот, эти вот все слова… а, ведь, они же… там же — много… там же — много!
О.Иоанн:
— Согласен. Вы знаете, кто-то… когда я начал служить в нашем храме… перевёлся из другого храма… я очень люблю перед Причастием, всё-таки, чтобы было несколько минут молчания, тишины в храме. Но это — несколько непривычно. Обычно… как сказать… читаются молитвы перед Причастием, после Причастия — молитвы благодарности после Причащения, и так далее. И, как ни странно, так получается, что иногда в наших службах любая пауза молчания, тишины — воспринимается, как ошибка… кто-то ошибся. Либо дьякон не вовремя вышел на ектенью, либо хор не запел сразу, либо… то есть, чья-то это ошибка, да?
А для меня — крайне важна тишина. И поэтому, я пытаюсь… как-то… немножечко… ну… буквально, несколько минут, совсем немного… перед Причастием я ввёл вот такой… такую практику, скажем так.
Кто-то сначала очень удивлялся, а потом — стали меня благодарить многие прихожане, что — вот это очень хорошо, как раз, перед Причастием, чтобы как-то прийти в себя, чтобы всё… успокоиться, и так далее. Чтобы вот эта суета, которая есть, и от которой мы отказываемся, когда читаем, например, Херувимскую песнь, в которой об этом говорится: «… всякое ныне житейское отложим попечение»… чтобы была вот эта… как бы… тишина, в каком-то смысле… внутренняя. Но хорошо, когда она есть и внешняя тоже — это помогает.
А.Ананьев:
— Как здорово, что Вы сейчас вот это отметили! Я, каждый раз, перед Причастием… ну… у меня же вот… сравнительно… не так много Причастий-то было — я же всего полтора года, как в Церкви, и… в общем, мне многим похвастаться и не получится. И я перед Причастием, каждый раз… есть же внутреннее нетерпение какое-то, и ты стоишь, ты ждёшь — вот, сейчас, сейчас, сейчас… да что ж такое, почему так долго… я спрашиваю у жены, которая стоит рядом, и говорю: «А почему так… почему?» — «Ну, подожди, не спеши… они сейчас сами — священники — Причащаются. Ты подожди…» — а у меня… и вот только сейчас, благодаря Вам, я понимаю, для чего мне нужна вот эта тишина.
О.Иоанн:
— Но… во-первых, надо сказать… тут есть ещё такой момент. Действительно, когда заканчивается… перед Причащением наступает в храме такая пауза… иногда многим людям непонятно, «что они там делают», да? То есть, священники в алтаре.
Они причащаются за это время, и, кроме того, идёт просто приготовление Святых Даров. Потому, что священник должен дробить Тело Христово, то есть, Освящённый Хлеб, и вот… целое приготовление того, чтобы потом все могли Причаститься.
Но, безусловно, после длинной службы, вот эта пауза иногда… как-то… немножко смущает людей, и я могу это понять. Иногда, чтобы заполнить… иногда… чаще всего, чтобы заполнить эту паузу, как раз, и читаются молитвы — перед Причащением, и так далее — то, что, в принципе, человек должен читать уже дома.
Но вот, как раз, здесь я… например, сегодня чтец прочёл одну молитву, а потом, всё-таки, была небольшая пауза именно тишины перед Причащением. Иногда — просто тишина. Мне кажется, это — очень важно.
Вы очень правильно заметили, что когда мы, действительно, человека любим — не обязательны слова. Можно просто вместе помолчать.
Вот, попробуйте — даже как эксперимент. Как можно выдержать паузу молчания с не очень близкими людьми? Наступает такой… как вам сказать… чувство неудобства, что люди начинают говорить всякую ерунду — лишь бы заполнить вот эту тишину.
А.Ананьев:
— Есть, по правилом современного светского этикета, правило, которое называется «small talk». Если ты спускаешься, или поднимаешься, в лифте какого-то приличного заведения — отеля, небоскрёба, делового центра — с незнакомыми тебе людьми, ни в коем случае нельзя молчать! Обязательно надо говорить — о погоде, о том, как хорошо нынче за окном, да… и… там… я даже не знаю, о чём ещё можно говорить. Я пытался понять, почему китайские туристы со мною пытаются заговорить в отелях — оказывается, это просто правило хорошего тона.
Но, вообще, я сейчас, слушая Вас, обнаружил — знаете, что? Обнаружил, что мы отравлены шумом.
О.Иоанн:
— Безусловно.
А.Ананьев:
— Почему я делаю такой вывод? Дело даже не в том… у меня сразу много примеров.
Взять, например, маму. Любая мама вам скажет, что не надо бояться шума в детской комнате, не надо бояться плача в детской комнате, не надо бояться даже звука разбитой вазы в детской комнате… единственное, чего надо бояться — это когда из детской комнаты ничего не слышно, если там вдруг, неожиданно, воцарилась тишина!
О.Иоанн:
— Понятно…
А.Ананьев:
— То же самое — я, со своим радийным 25-летним опытом. Я могу допустить в эфире всё, что угодно, кроме одного… мне, до сих пор, после 25 лет работы, снится один и тот же кошмар: микрофон включён — и тишина. Либо нечего сказать, либо я не могу поставить музыку.
И, однажды, помню… уж, поделюсь с вами… вышел утром на Кутузовский проспект, с моста Багратион, мимо памятника Багратиону — и почувствовал сильнейшую тревогу. Сильнейшую тревогу! Мне стало настолько некомфортно… я не мог понять, в чём дело.
Оказывается, Кутузовский проспект перекрыли для проезда какого-то кортежа, и на Кутузовском проспекте не было ни одного автомобиля! И там была такая тишина, что были слышны шаги женщины на другой стороне Кутузовского проспекта. Мне было так некомфортно, мне было так тревожно…
Откуда в нас вот эта тревога, когда мы сталкиваемся с тишиной? Есть даже выражения: «звенящая тишина», «тревожная тишина»…
О.Иоанн:
— Да, это как… допустим… место, действительно, безлюдно… когда, вот… какое-то место, где обычно бывает очень много народу, и вдруг нет никого — да, бывает такое удивление.
У меня однажды так случилось прямо в Кремле. Представьте себе, Соборная площадь ночью — это было во время какого-то кинофестиваля, когда был приём в одном из замечательных залов Кремля, и так далее. И так получилось, что я вышел — и вот, эта потрясающая площадь Соборная, где… вот… все соборы Московского Кремля, которые мы обычно видим, как раз… и очень много — и паломников, и туристов, и так далее, и очень большая суета — кто фотографирует, кто… и там нет — никого абсолютно! Это запоминается.
Другой такой случай… только сейчас я соображаю, как интересно! Абсолютно такое же было в Ватикане! Потому, что в Сикстинскую капеллу меня пустили одного, и я оказался один совершенно в этой фантастической… вот… где эти потрясающие фрески Микеланджело, и так далее. Это, примерно, такой же опыт, как и полная тишина тогда, когда ты привык именно к шуму.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера».
Меня зовут Александр Ананьев, и я продолжаю задавать свои вопросы неофита клирику храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонаху Иоанну Гуайте.
Молчание актуально всегда, друзья. Но вот, в ХХI веке, в веке навязчивой рекламы, саморекламы, шума — белого шума, чёрного шума, оно оказывается сильной стратегией сохранения внутренней свободы личности — это не моя мысль, я её почерпнул, готовясь к нашей сегодняшней программе. Но как добиться этой тишины? И… вот… как избавиться, во-первых, от тревоги, когда эту тишину мы… вдруг оказываемся неожиданно в этой тишине, и почему это важно? Вот, об этом мы сегодня и говорим.
Не так давно — буквально, вчера — мы встречались в одном, очень уютном, месте с прекрасными людьми, и, в частности, говорили о том, какие преграды стоят между нами и Богом. И — каждый называл свои причины, но, в общем, в итоге выяснилось, что причина-то, на самом деле, одна и та же.
Кто-то сказал: «Мои мысли», кто-то сказал: «Моя ненасытность, стремление постоянно чем-то заниматься», кто-то сказал: «Мой эгоизм», а, по сути, в конечном итоге, это всё тот внутренний шум, который в нас есть.
Вот, например, я. У меня — 4 работы, и ещё — несколько проектов, которыми я занимаюсь постоянно. Казалось бы… ну… я… так… иногда хожу мимо зеркала, смотрю на себя: «Ну, я — молодец! Я не сижу на месте, я — молодец!» — а, на самом деле, я — вообще ни разу не молодец. И всё, что я делаю — я лишь усиливаю вот этот внутренний шум внутри себя. Потому, что тишина меня пугает. Если я оказываюсь вдруг в маленьком городке — в провинциальном, у родителей, куда приезжаю — я вдруг начинаю на физическом уровне ощущать, что жизнь проходит мимо меня, что я упускаю что-то очень важное. Я начинаю звонить всем подряд, и, в конце концов, я очень быстро срываюсь на машине обратно в эти сумасшедшие пределы МКАДа — потому, что… потому, что… ну… потому, что я «что-то упускаю»!
Как об этого избавиться? Вот, собственно, главный вопрос, на который я хочу сегодня получить от Вас ответ. Как и зачем?
О.Иоанн:
— Ну… во-первых, я думаю, что бывают зависимости и от суеты, и от шума. Есть разные зависимости. Человек не может жить, скажем, без чего-то, и зависит — от спиртного, скажем, от курения, и прочая, и прочая, да?
А.Ананьев:
— Но это всё — патологии.
О.Иоанн:
— Вот именно. Иногда… вы знаете, не только и не столько шум… как бы… акустический. А вот шум, и даже — гул, который бывает именно в мегаполисе — потому, что очень много народу, очень много мыслей, очень много… и… вот… давайте, так… вот… в виртуальном пространстве — вот, интернет, фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и прочая, и прочая.
Во-первых, есть и зависимость от этого тоже…
А.Ананьев:
— Безусловно.
О.Иоанн:
— Да, и это известно уже, и многие психологи об этом говорят, и известно… я знаю по исповеди, и, увы, немножко и по собственному опыту. Скажем, в фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) постоянно заглядываешь, и потом видишь, что, в течение дня, сколько раз я туда смотрел! А сколько раз я молился, допустим, и общался с Богом? И — так далее.
Да, условия жизни в мегаполисе — особенно сложны в этом отношении. Именно потому, что постоянно — суета, и шум, и очень много народу, и так далее.
Но… я могу сказать о себе: я живу как бы параллельно две жизни. Потому, что очень много пастырских, так скажем, обязанностей, помимо служения в храме. Ну… я посещаю детей из хосписа детского… достаточно часто всё это посещаю — пожилых людей, наших прихожан, которые уже не выходят из дома, и которых надо причащать, исповедовать на дому. И на это надо очень много времени, и, увы, учитывая масштабы города, на это тратится фантастическое количество времени. Поэтому… ну… это знает каждый москвич, надо с утра уже всё спланировать так, чтобы все эти дела были — одно за другим, одно за другим, и, по возможности, ещё и логистику как-то предвидеть — где, как, и вот… и тогда, по дороге, сделаю ещё вот это, это, то, и, в конце концов, возвращаюсь домой.
И бывает, что прямо с утра и до позднего вечера, человек… ну… фактически, никогда не останавливается. Это — ужасно! Это ужасно и психологически, и духовно — тоже.
И, как бы, в качестве некоторой компенсации, я стараюсь придерживаться… ну… как вам сказать… у меня такой распорядок недели, что… вот… во второй половине недели — так, как все службы, в основном… у нас так заведено, что в пятницу вечером у нас у храме исповедь, притом, исповедь такая — для людей, которые хотят именно советоваться, задавать вопросы, или обсуждать со священником какие-то более сложные ситуации, и так далее… поэтому, это такая исповедь, которая требует очень много времени. Скажем, начинаем в 6 часов, можем заканчивать в 9, допустим. Это — каждую пятницу. Потом, естественно, в субботу служба и утром, и вечером, в Воскресенье служба, и так далее. В четверг бывает катехизация, ещё другие обязанности… поэтому получается так, что вторая половина недели у меня очень загружена — и службой, и в храме. И в эти же дни я ставлю всякие разные требы — как раз, причащать на дом, кого-то посещать, и так далее.
А.Ананьев:
— И это я считал себя занятым человеком…
О.Иоанн:
— Нет, ну… это — нормально. Я думаю, что это просто — наша московская жизнь. Это даже не жизнь священнослужителя, а просто — москвича. Но: с тем, чтобы в первые дни недели, хотя бы, один день, по возможности — два, а иногда, когда очень хорошо получается — три провести… ну… в полной… как бы… тишине, и, по возможности, уединении. У меня есть такая возможность — поэтому… я, всё-таки, монах, для меня это необходимо. И необходимо… ну, конечно, молитва, общение с Богом, но и, в том числе, и вот это, и… как бы… спокойствие и тишина. Поэтому, я стараюсь, прежде всего, вот, в начале недели, как-то набраться этим.
Но: задача не в том, чтобы соблюдать тишину тогда, когда я проведу весь день — чаще всего, в понедельник — один. А задача в том, чтобы сохранять внутреннюю тишину и именно в гуще, скажем так, мегаполиса, то есть — в час пик в метро, допустим.
А.Ананьев:
— Чтобы пробка на Садовом кольце была снаружи, а райский сад был — внутри…
О.Иоанн:
— В каком-то смысле…
А.Ананьев:
— … а не вот эта вот пробка ещё и внутри у тебя была.
О.Иоанн:
— Я в пробках не очень часто бываю, слава Тебе, Господи — потому, что нет у меня автомобиля. У меня есть права, я умею водить, но в Москве не люблю водить, и, потому, гораздо больше и чаще пользуюсь метро, и очень люблю метро. Потому, что заставляет… это очень интересно… это место, где ты можешь думать, где ты, глядя на лица людей, думаешь о смысле жизни — о их жизни, о твоей жизни, очень много. Для меня метро — это замечательное место… вот. Но час пик… вот, когда вечером, скажем, совсем поздно, после толпы, или в середине дня, когда поспокойнее, ты можешь, действительно, посмотреть на лица людей, думать… вот… как им живётся, может быть, молиться о них, и так далее — это всё очень здорово. А когда час пик — это очень трудно, потому, что тогда уже возникают самые разные ситуации — сложные. И вот, как раз, в этом и, мне кажется, вся соль, и очень интересный вызов — могу ли я сохранить вот эту внутреннюю тишину именно в таких условиях?
А.Ананьев:
— Вот, о том, получается это у Вас, или нет, я предлагаю поговорить с Вами, отец Иоанн, ровно через минуту. Не отходите далеко.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— И снова — здравствуйте!
Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера».
Я — Александр Ананьев, и, вместе со мной, в студии, в абсолютной благостной тишине клирик храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн Гуайта.
Ещё раз — добрый вечер, отец Иоанн!
О.Иоанн:
— Добрый вечер!
А.Ананьев:
— Итак, удаётся ли Вам в этом ритме, в этом шуме сохранить, не смотря ни на что, ту тишину, в которой Вы можете общаться с Богом, и чувствуете Его присутствие? И что нужно сделать… вот… мне — абсолютному неофиту, который внутренне чувствует огромную потребность в сохранении… даже — в приобретении ( я уж не говорю — в сохранении ) этой тишины… что мне нужно сделать для этого?
О.Иоанн:
— Ну, ответ мой — простой. Редко получается — у меня.
А.Ананьев:
— То есть, у меня — не получится вовсе!
О.Иоанн:
— А… ну… разве? Мне кажется, что здесь — и стаж церковной жизни, или… ну… не обязательно очень-очень важны. Это сложно для всех, конечно. Это сложно, но, всё-таки, возможно.
А.Ананьев:
— Вот, с этой целью, я, не так давно, месяца, наверное… ну… сколько… 4 назад, начал разбираться с тем, что такое Иисусова молитва, как… я услышал выражение «практиковать Иисусову молитву». У меня вот на руке есть прекрасные чётки, подаренные мне замечательным писателем Клаусом Кеннетом. Я был на презентации его книги, и он подарил мне эти чётки. И я сначала думал, что это просто прекрасный подарок от дорогого мне человека. А когда меня увидела знакомая, гораздо более опытная и искушённая, она, даже с некоторой иронией, спросила: «Что, Александр, практикуете Иисусову молитву?» Я, так, смутился… думаю… будто меня поймали за чем-то нехорошим.
Я начал изучать, что это за такое вот… как это — с дыханием, со всем… вот… ну… чтобы… я подумал, что это может быть какой-то ступенькой наверх, к тому, чего я хочу достичь. И я понял, что это — очень трудно. Как бы я ни пытался на вдохе говорить : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…», а на выдохе: «… помилуй меня», — в тишине, за рулём… я понимаю, что, при этом, я думаю о том, что у меня — встреча завтра, я думаю о том, как там — дочь, и… вот, так — по кругу, постоянно! Тишины внутри — нету. Пустоты внутри — нету.
А вчера ещё я услышал… ну… уж, окончательно щёлкнувшее меня по лбу — образ ( он, правда, принадлежит суфийским философам ) меня, в идеале, как отверстия в прекрасной флейте, через которую дышит Творец — музыкой, и моя задача — сделать так, чтобы я был полым, внутри этой прекрасной трубки, чтобы музыка через меня проходила с лёгкостью! А у меня ж там — пробка на Садовом! И не получается музыки-то через меня! Дурной я музыкальный инструмент, получается…
О.Иоанн:
— Я думаю, что с этими же сложностями, с которыми Вы сталкиваетесь, в своё время, сталкивались святые. Абсолютно с такими же.
Молиться — это, в каком-то смысле, наука, в каком-то смысле — это искусство. А и наука, и искусство требуют усилий, в каком-то смысле.
Почему мы считаем, что молитва у нас должна сразу получиться? Это не так. Молитва — это очень серьёзная вещь.
Скажем, спортсмен, который знает, что означает готовиться к… не знаю… соревнованию, допустим… то же самое — балерина, музыкант — одно и то же должен много-много раз в день повторять. Одно и то же, одно и то же… и так далее.
Всё, что имеет ценность в жизни, требует, всё-таки, усилий. В том числе — молитва. Надо учиться… вот, апостолы просили Спасителя учить их молиться, что сразу нам и показывает, что — да, это — некое искусство.
А.Ананьев:
— Насчёт усилий спортсменов… я сразу… можно я уточню, чтобы мне было понятно? Я не всегда понимаю спортсменов. Я — правда, не всегда понимаю спортсменов, потому, что они всю свою жизнь кладут на то, чтобы быть в чём-то очень маленьком и конкретном лучше, чем… не то, чтобы весь мир… лучше, чем… вот… человек, который рядом с ним — чтобы быть первым. И в этом, собственно, его задача.
При этом, у меня перед глазами образ моего отца, который, слава Богу, прекрасно себя чувствует — он любит кататься на лыжах. Спортсменом его назвать можно с большой натяжкой — не спортсмен он! Но он так любит этот вид отдыха! И ему не надо много трудиться, или ещё что-то… он просто берёт лыжи, едет в зимний лес — и ему там хорошо! И, вот, я, скорее, хочу быть, в этом плане, как отец, нежели, как спортсмен из Кении, который рвёт на себе жилы, первым разрывает финишную ленточку — и падает, обессиленный, на землю, непонятно, в конечном итоге, ради чего.
О.Иоанн:
— Согласен. Но, как раз, в этом и разница между «любительством», скажем, и профессиональностью, в данном примере. То же самое, допустим, очень хороший музыкант-исполнитель, пианист. Он каждый день должен повторять одно и то же. Да и не только это! Скажем, чтобы хорошо выучить иностранный язык, нужно, всё-таки, работать, упражняться, нужно стараться, и так далее.
Молитва — это тоже, на мой взгляд, определённое искусство, которому не так просто сразу… но — ничего страшного, ничего страшного…
А.Ананьев:
— Правильно ли я Вас понимаю, отец Иоанн, что конечной целью обучения этому искусству, этой науке, является, в конечном итоге, та тишина, о которой мы с Вами говорим?
О.Иоанн:
— Да, конечно, безусловно. В идеале… как сказать… цель — чтобы эта тишина никогда не нарушалась. Но, я думаю, очень мало таких, кому, всё-таки, удавалось это — в том числе, и святых людей. Мы все — люди.
А.Ананьев:
— То есть, моя задача лично заключается в том, чтобы хотя бы иногда, хотя бы кончиком мизинца, прикасаться к этой тишине, почувствовать её, выдохнуть — и двигаться дальше!
О.Иоанн:
— Да, да… Быть может, Вы обратили внимание: мы несколько раз, во время Божественной Литургии, молимся, кстати, о властях, чтобы Господь даровал им мирное правление, чтобы мы в тишине их «тихое и безмолвное житие поживем…» — ну… смогли пожить во всяком благочестии и чистоте.
Конечно, здесь — это славянский перевод. «Тихое и безмолвное житие» — не имеется в виду, в буквальном смысле, не говорить. Имеется в виду… во-первых, «тихое» — тишина… имеется в виду некая кротость, скорее. А «безмолвное» — это безмятежная жизнь. Мы молимся об этом несколько раз во время Литургии, и на разных других Богослужениях тоже.
А, вот, как часто у нас получается прожить всю жизнь тихо и безмолвно? Ну, это же нереально! Даже если иметь в виду, что это имеется в виду безмятежие, кротость, и прочая, прочая. Понятно, что эта наша кротость, и эта наша безмятежность постоянно подвергаются испытанию.
А.Ананьев:
— И, в такие моменты, 42-летний радиоведущий начинает задумываться: а, может быть, он выбрал неправильную дорогу в жизни? Может быть, всё-таки, следовало задуматься о каким-то монашеском пути? Может быть, там было бы проще?
О.Иоанн:
— Вы знаете, мне кажется, подвиг женатого человека, и отца семейства, и матери семейства — это ничем не менее возвышенно, чем монашеский путь. Это просто… ну… скажем… технически по-другому осуществляется одно и то же.
А.Ананьев:
— Абсолютно с Вами согласен. Это была, скорее, моя неловкая шутка!
Вспоминаю… причём, я только сейчас осознал истинное значение произошедшего со мной… в Хельсинки, в центре города, в самой насыщенной, активной его части, где-то между крупным торговым центром и офисным кварталом, находится деревянное яйцо — такое, огромное, с 3-х-этажный дом.
Я спросил у нашего экскурсовода, что это за удивительное здание здесь стоит. Она говорит: «Вы знаете, это — своеобразный храм». Я так удивился — ну, необычный храм довольно, и говорю: «И что, люди туда ходят молиться… или там службы какие-то проходят?» Она говорит: «Нет, не совсем…»
Она — из тех русских, которые уехали в Финляндию лет 30 назад. Она не то, чтобы совсем забыла язык, но у неё очень особенное отношение к языку — вот, думаю, именно Вы меня поймёте — и она достаёт откуда-то, с запылённых полок, такие словечки, которые мы уже давно не употребляем, к огромному сожалению!
И она говорит: «Нет… Вы поймите: они ходят туда угомониться». Я говорю: «Как?… Что значит — угомониться?»
«Вы понимаете, вот здесь — торговый центр, вот здесь — офисный центр, и там — гомон. Вот, чтобы отдохнуть от гомона, они заходят в этот уютный необычный храм, чтобы угомониться!» — представляете, как красиво?
О.Иоанн:
— Потрясающе!
А.Ананьев:
— Потрясающая абсолютно история: зайти, чтобы угомониться.
О.Иоанн:
— Это — в Хельсинки?
А.Ананьев:
— Да, это в Хельсинки, в центре города.
О.Иоанн:
— Сколько там жителей?
А.Ананьев:
— Ну… конечно, в сравнении… я не знаю, сколько там жителей… в сравнении с Москвой, город, конечно, похож на коробку с пряниками — он уютный, какой-то компактный, там пахнет морем, но…
О.Иоанн:
— … и тем не менее, людям — нужно угомониться.
А.Ананьев:
— Да, именно так.
О.Иоанн:
— Это мне кажется нормальным. Надо иметь в виду, что — да… Видите, что интересно в духовной жизни — что это не просто всё даром, и всё сразу, а мы должны расти, и это — процесс. Все притчи в Евангелии показывают, что Царство Небесное растёт медленно, да? Все притчи, как мы знаем… вот… горчичное зерно… да… которое… вот, из зёрнышка вырастает дерево, но нужно время для этого, да? Или — закваска в тесте, и так далее. Это всё показывает — а что такое это Царство Небесное, которое растёт медленно. А это и есть Царство Небесное — в нас, внутри нас, в нашем сердце. Оно, конечно, есть и посреди нас — это… скажем… Церковь, и есть — икона. Вот это — Царство Небесное посреди нас. Но оно так же растёт — в нас.
Кстати, изречение Господа: «Царство Небесное внутрь вас есть» и «… посреде вас есть» — возможно приводить и так, и так. И правда — и первое, и второе. Поэтому, вот это Царство Небесное, которое растёт — значит, нужно постоянство, нужны какие-то усилия, и нужно — время, чтобы расти.
А.Ананьев:
— Скажу откровенно, отец Иоанн. Минуту назад ещё, я был уверен, что Царство Небесное — оно за тяжёлыми-тяжёлыми дверями, гораздо тяжелее, чем двери храма, где-то там… и моя задача — стирая ноги в кровавые мозоли, идти к этим дверям, чтобы открыть их, и туда попасть, если, конечно, пустят, если я достоин — вот, у меня огромная надежда, что я… как-то… ну… всё-таки… не совсем пропащий, и меня туда пустят.
А оказывается, что Царство Небесное — оно здесь.
О.Иоанн:
— Нет… ну… Господь говорит: «Царство Небесное посреди вас есть»… или «… в вас есть». Царство Небесное, безусловно, уже — это не… как сказать… дело будущего, Царство Небесное — здесь, оно уже началось. И, самое интересное, когда священник читает Евхаристический канон, оно говорит о том, что мы благодарим за то «Ты нам уже даровал Царство Твое будущее» — уже даровал! По-славянски: «… даровал еси», — это прошедшее время. То есть, мы уже получили этот дар. Мы просто не замечаем его! Но оно — есть.
А.Ананьев:
— И я… дайте, угадаю… знаю, кто мешает этому Царствию Небесному? Ему мешаем — мы. И для того, чтобы мы ему не мешали, нам надо от себя отказаться.
И вот здесь наступает, наверное, самая сложная часть нашей беседы. Потому, что, если с какими-то мыслями я не спорю, я просто отдаю себе отчёт в том, что я, может быть, не до конца их понимаю, и не знаю пути, как дойти вот… до того, о чём я думаю, то здесь — у меня это вызывает бурный протест. Я не готов от себя отказаться. А чтобы внутри была тишина, и чтобы внутри было Царствие Небесное, мне надо от себя отказаться.
Почему я об этом заговорил? Потому, что я вчера, в очередной раз услышал… ну, как это часто бывает — ты слышишь, слышишь, слышишь слово… а потом однажды тебе его кто-то произносит, и ты его, наконец, услышал!
Псалом 45, стих 9, по-моему, если я не путаю: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог». Что значит — «упразднитеся»? Уйдите. Отпустите себя. Выгоните из себя — себя. И впустите в себя Бога.
А если я, отец Иоанн, в свои 42 изгоню из себя — себя, то получается, что родители, дочь, работа, страховка, ипотека, 4 работы, незаконченные проекты, совещание послезавтра — я должен от этого отказаться, получается?
О.Иоанн:
— Нет, Вы знаете… я думаю, что это — чисто духовное. Это — призыв к именно духовному подвигу, ко внутренней работе. Но это никак не означает — забыть о своих обязанностях и ответственности.
Вы — муж, Вы — отец семейства, у Вас есть какие-то серьёзные обязанности, и у Вас есть ответственность.
А.Ананьев:
— Разве она не встаёт преградой между мной и Царствием Небесным?
О.Иоанн:
— Нет, не сама ответственность. И не сами обязанности. А, вот — как мы их исполняем, как мы к этому относимся. Как раз, в этом, мне кажется, задача.
Видите… ну… как Вы знаете, начало монашеской жизни — это пустыня. Вот, скажем, в Сирии, в Палестине, и так далее — первые отшельники. Но эти отшельники, которые жил ив пещерах, и так далее… но, всё-таки, чаще всего, они жили на краю пустыни. То есть, там, где пустыня начинается. И, примерно, на равном расстоянии между цивилизацией ( между городом, где живут люди ) и — дальше, где начинается совсем пустыня. Вот, где-то в середине живёт монах, по определению.
Для меня вот этот образ — очень дорог, он очень важный. Потому, что быть в середине — это… конечно, речь идёт не о географическом, а как… вот… я себя позиционирую. Я — между.
Я не могу совсем отказаться от суеты — потому, что я, всё-таки, живу, в данном случае, в мегаполисе…
А.Ананьев:
— А Вам бы хотелось?
О.Иоанн:
— В смысле? Жить совсем в пустыне?
А.Ананьев:
— Отказаться от суеты.
О.Иоанн:
— Мне не хочется отказаться от служения людям. Потому, что для меня это — чрезвычайно важно. И тогда, получается, и от суеты не можешь отказаться. Потому, что… ну… чтобы… скажем… поехать и принести Святые Дары старушке, которая не выходит из дома, я должен взять… как сказать… выйти, пойти в метро, спуститься, делать пересадку, потом ещё сесть на автобус, и так далее, и когда это в час пик — как я могу отказаться от суеты? Это — довольно сложно. Но — повторяюсь — возможно. Но для меня очень важно, всё-таки, причастить вот эту старушку.
Но дело в том, что эта речь идёт о каком-то внутреннем состоянии. Это — вот это внутреннее расстояние… как сказать… быть… как-то… в середине, между цивилизацией… и, поэтому, в каком-то смысле, суета — с одной стороны, и с другой стороны — вот, это твоя внутренняя какая-то пустыня.
Вот… я не знаю… для меня… я не знаю более для себя интересной темы — для размышления, и для… я об этом думаю, чуть не каждый день. Потому, что, мне кажется, это очень и очень важно.
Поэтому… тем более, когда у человека — дочь, как Вы говорите, ипотека, и так далее — замечательный кадр! Как со всем этим жить, но, одновременно, сохранить некую, по возможности, тишину внутреннюю?
А.Ананьев:
— Хотя бы, обрести…
О.Иоанн:
— Я думаю, что это возможно! Я глубоко убеждён, что это возможно.
Конечно, иногда нужны какие-то хитрости, какая-то техника.
Вот, Вы только что говорили об Иисусовой молитве. Конечно, Иисусова молитва — это не обязательно вдох и выдох, и так далее… Да! Но это называется — техника. Которая помогает, в том числе, молиться вот таким образом. Поэтому, техника нам нужна в жизни.
Есть, так же, другие приёмы. Вот, почему бы… вот, сейчас идёт Рождественский пост…
А.Ананьев:
— Замечательное, замечательное…
О.Иоанн:
— Время сосредоточенности, время, когда мы должны, всё-таки, быть более сдержанными, более сосредоточенными на единственно главном. Почему нам не отказаться, скажем, хотя бы… как сказать… сильно ограничиваться в пользовании интернетом, в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и так далее?
Вот, это предложение, скажем, вашим слушателям: давайте, во время этого поста, попробуем… ну, не совсем отказаться, конечно, это нереально, наверное, для очень многих… но — намного меньше зависеть от интернета. Я думаю, будет очень большая польза.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Мы продолжаем разговор с иеромонахом Иоанном Гуайтой, клириком храма Космы и Дамиана в Шубине.
Я просто боюсь… так… немножко спугнуть ту атмосферу, которую Вы создали — я Вам очень благодарен за неё. Я не знаю, удаётся ли её передать с помощью радиоволн — я надеюсь, что удаётся.
Я рад, что Вы заговорили о технике. Я же — благодаря интернету, опять же — поискал, каким образом можно обрести тишину, и набрёл на 6 видов, 6 ступеней к обретению тишины преподобного Максима Исповедника. И, по сути, вот, он даёт там чёткий алгоритм того, как можно обрести тишину.
Всего 6 ступеней.
Ступень 1: от действия и упражнения во грехе надо отойти.
Ступень 2: надо отойти от раздражительной жизни.
Ступень 3: надо отойти от обыкновения сближаться с неосторожно живущими.
Ну, предполагается, что проще всего — отойти от действий собственных во грехе, второе — от раздражительной жизни, и перестать раздражаться, хотя я не знаю, насколько это просто, третье — от сближения с неосторожно живущими…
Ступень 4: от несвойственного богоугодной жизни занятия.
Ступень 5: от предосудительного и развлекающего ум многими предметами имущества.
Ступень 6: от неимения вовсе своей воли.
От неимения вовсе своей воли — считается это верхом. Если отказаться совсем от своей воли, то ты услышишь эту тишину.
Конечно же, мы спотыкаемся… ну… если не на первом, то на втором шаге точно — потому, что от раздражительной жизни отказаться, наверное, практически невозможно вот в этом ритме. А получается, что, вместо этого, мы… опять же, я размышлял об этом, когда ехал сюда… мы, получается… едим, чтобы работать, работаем, чтобы есть, берём ипотеку, чтобы после бетонной коробки офиса могли вернуться в бетонную коробку квартиры, и вынуждены ездить целый день между одной и другой коробками, чтобы оплатить эту ипотеку, и максимум, на что нас хватает, в конечном итоге, в сухом остатке — это забить вот тот шум, который у нас в голове, тем, что преподобный Максим Исповедник называет… как же это называется… развлекающими ум предметами — как раз, это всё… вот это вот безумие — вместо того, чтобы приблизиться к тишине.
О.Иоанн:
— Ну… мне кажется, что это — одна из возможностей… скажем так… из возможных техник, технологий для обретения вот этой внутренней тишины. Могут быть и другие.
Но… не знаю, в который раз, повторяюсь… я думаю, что, прежде всего, это проблема нашей внутренней жизни. Прежде всего.
Да, обстоятельства вокруг — внешние факторы — влияют, но… в общем-то… знаете, гул внутри души намного больше мешает этой тишине, чем гул мегаполиса, чем час пик, опять-таки, в нашем замечательном Московском метро.
И вот Вам доказательство. Вот, Вы процитировали Максима Исповедника — я очень его люблю! Это — один из любимых моих святых. Но есть ещё один Максим, которого я очень люблю — это Максим Грек. Человек, который в постриге, скорее всего, взял имя Максим в честь Максима Исповедника. Скорее всего — мы точно этого не знаем, но это — весьма вероятно.
Кстати, Максим Грек… представьте себе, буквально, пару лет назад была обнаружена во Флоренции рукопись, и доказано, что переписано именно Максимом Греком. А там — Дионисий Ареопагит, тот самый текст, который больше всего комментирует Максим Исповедник. Поэтому, вероятно, что есть связь между Максимами.
Так вот, Максим Грек провёл 26 лет в заточении. Потому, что после того, как он жил в Италии, потом — на Афоне, как известно, он был приглашён в Московию, стал здесь переписывать и исправлять переводы, и так далее, и был обвинён в ереси, осуждён — дважды, лишён Причастия, заточён, и, в течение 26 лет, был в заточении.
И, вот, как человек, который живёт один 26 лет, как Вы думаете — мог он избавиться от гула? Тогда не было… не только не было метро — он вообще не выходил из кельи. Притом, несколько лет подряд, вообще-то, у него не было даже ничего, и не разрешали ему писать. И он написал, всё-таки, замечательный текст — гимн, можно сказать, Святому Духу Утешителю на стене кельи.
Так, вот, в этих условиях — мог человек соблюдать тишину? Мы читаем сочинения Максима Грека — это безумно интересно, что ему было непросто соблюдать тишину, даже в таком полном уединении.
Так, что, видите, Александр, это зависит не столько от внешних условий, а, скорее всего, от того, что внутри нашего сердца.
А.Ананьев:
— Вот… Вы заставили задуматься, действительно…
Я, кстати, пока читал наставления преподобного Максима Исповедника, понял, что я даже не представляю себе, в каком времени он жил. Потому, что это — настолько актуально прозвучало для меня, что если бы он написал это позавчера, я бы нисколько не усомнился в актуальности того, что он написал. Вот это прям… прямо целиком моя жизнь!
О.Иоанн:
— Да.
А.Ананьев:
— По пунктам — всё то, что, в общем, мне особенно мешает.
А ещё езжу… слушаю, в частности, лондонскую радиостанцию одну, и там реклама звучит. Знаете, что сейчас больше всего рекламируют на европейских радио станциях? До нас ещё пока это не дошло, но дойдёт — и это очень тревожный симптом. Больше всего рекламируют «умные колонки».
«Умные колонки» — это такое устройство, которое устанавливается в углу комнаты и создаёт постоянный музыкальный звуковой фон. Ты с ним можешь общаться, спрашивать, какая погода — и это пользуется невероятным спросом потому, что людям страшно оставаться в тишине. Они приходят домой — и сразу вот это включается.
Это лучше, чем телевизор, безусловно — потому, что там могут быть аудиокниги, может быть расслабляющая музыка, ещё что-то — но… я, вот, не могу сразу понять, а это, действительно, плохо или нет — то, что мы боимся вот этой вот тишины? Снова и снова возвращаем себе вот этот шум, даже в тишине дома?
О.Иоанн:
— Да, безусловно, есть… но: тут не надо, наверное, субъективно… как сказать… многое зависит от характера человека, от воспитания и так далее. Мы же видим, то молодёжь постоянно ходит в наушниках, слушает музыку. Есть люди, которые… я, например, не могу слушать музыку, если пишу какой-то серьёзный текст — потому, что очень люблю музыку, и музыка тогда меня очень сильно отвлекает. Я не могу одновременно слушать музыку и написать какой-нибудь серьёзный текст.
А.Ананьев:
— Да, это — как говорить с любимым человеком, в процессе работы!
О.Иоанн:
— Да, да! Но, всё-таки, есть люди, которые на это способны, и для которых это — не проблема.
Но жить в постоянном каком-то шуме — это, безусловно, вредно. Это, мне кажется, и доказано, и любой психиатр может сказать, что, всё-таки, какая-то тишина — крайне необходима в нашей жизни, крайне необходима!
А.Ананьев:
— Последний вопрос. У нас, к сожалению, заканчивается время.
Хотя, наверное, это будет даже не вопросом, отец Иоанн, а это будет приглашением на продолжение нашего разговора. Потому, что он, по-моему, заслуживает отдельной беседы.
Можно было бы предположить, что началом Священного Писания должно было стать: «В начале была Тишина, и Тишина была у Бога…» Однако, в начале, ведь не было Тишины, в начале было именно Слово. Я не могу у Вас не спросить: так, почему же Слово, а не Тишина было вначале?
О.Иоанн:
— Ну… дело в том, что Слово… тут… конечно, за несколько секунд ответить на такой невероятно сложный вопрос — это серьёзная задача!
Но, понятно, что Это Слово, Которое было у Бога, и Которое было Бог, и стало плотию — вот, об этом идёт речь. То есть, Слово, в данном случае — это само Слово Божие, это Сам Сын Божий.
А что такое — христианство? Это Бог, Который, в каком-то смысле, выходит из Тишины.
Если даже абстрагироваться от Библии, и так далее — как мы себе представляем… ну… Высшее Существо, скажем так… понятие Бога? Но это, как раз, какая-то совершеннейшая… это — Само Совершенство, и, поэтому, в каком-то смысле… такая… Совершенная Тишина. Но эта Тишина, это Безмятежие, выходит из этого состояния потому, что Она — есть Любовь. И потому, что Любовь — она всегда даётся, она нуждается в… как вам сказать… должен быть кто-то, кого ты любишь. Вот, так же — и для Бога. Поэтому Бог выходит из Тишины.
А.Ананьев:
— Создание объекта для любви…
О.Иоанн:
— Объекта — да, да, да… если вот так… Вот это — выход Бога Всевышнего из Тишины, и то, что, вот поэтому, Он и есть Слово — это то же самое, что и сам факт, что Бог вошёл во время и в пространство и стал Человеком — ради любви к нам.
А.Ананьев:
— Ну, вот… а говорили, что не удастся за несколько секунд объяснить… и прекрасно, мне кажется!
О.Иоанн:
— А я боюсь… мне кажется, что нет…
А.Ананьев:
— Я думаю, что мы ещё продолжим этот разговор…
О.Иоанн:
— Дай Бог!
А.Ананьев:
— Я Вам очень за него благодарен. И я теперь знаю, что пожелать, накануне вот этих вот праздников, фейерверков, бесконечных телевизионных передач, накануне корпоративов, накануне звонков от родных, близких людей — конечно же, это радость, и мы желаем вам радости от всех вот этих праздников. Но мы желаем вам ещё — я желаю вам ещё, и себе, в первую очередь желаю — во всём этом великолепии и пестроте найти тишину, и впустить в себя Бога. Как бы это ни было сложно!
Я надеюсь, что у вас получится! Я очень надеюсь, что получится у меня. И, не в последнюю очередь, благодаря моему сегодняшнему собеседнику — клирику храма Космы и Дамиана в Шубине иеромонаху Иоанну Гуайте.
Спасибо Вам большое!
О.Иоанн:
— Спасибо Вам, Александр! Всего доброго!
А.Ананьев:
— Всего доброго!
Я — Александр Ананьев. Радио «Вера».
С наступающими вас! До новых встреч!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.