Пушкин дружил с Гоголем; Чайковский – с Рахманиновым и Чеховым… Мы с вами тоже легко можем стать друзьями всех этих замечательных людей - уверена Наталья Голдовская, главный редактор «Семейной православной газеты» и автор книги «О верных друзьях и вере. Живые портреты классиков», вышедшей в издательстве «Никея».
Идея написать о великих литераторах, музыкантах и учёных не как о «забронзовевших» фигурах давно минувших дней, а как о людях, во многом похожих на нас – противоречивых, сомневающихся, тернистыми путями идущих к вере - созрела у автора уже давно. «Этих людей я люблю с детства», - признаётся Голдовская и пишет о Пушкине и Окуджаве, Гоголе и Евгении Шварце, о баснописце Крылове и лётчике-философе Экзюпери так, будто рассказывает нам о своих самых близких, самых добрых и преданных друзьях.
Лёгкими штрихами, не отягощая читателя обилием дат и деталей, и при этом разворачивая перед нами изящное и цельное полотно повествования, автор рассказывает о жизни великих людей. И даёт нам возможность пристально разглядеть их необыкновенный, тонкий внутренний мир через призму какого-нибудь особенного события.
Например, рисуя в своей книге «О верных друзьях и вере» портрет Антона Павловича Чехова, Наталья Голдовская повествует о путешествии писателя в Святогорскую Лавру. Автор подкрепляет свой рассказ множеством цитат из воспоминаний самого Антона Павловича, и даже сквозь уморительный чеховский юмор отчётливо видно, как широко открыто его сердце Богу и вере.
Голдовская нашла множество удивительных фактов из жизни поэта, композитора и исполнителя Булата Окуджавы, позволяющих всерьёз говорить о том, что в советские годы безверия он, порой сам порой того не понимая, а порой вполне осознанно, нёс в своих песнях истинно христианскую, евангельскую проповедь.
А ещё все те, о ком написана книга, умели крепко и искренне дружить. Они и сейчас, через века и годы, предлагают нам свою благородную и верную дружбу. «У Бога все живы», - ничуть не сомневается в такой возможности Наталия Голдовская, и, рисуя портреты живых классиков, предлагает нам всерьёз поразмышлять «О верных друзьях и вере».
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема