Если описывать спасительные деяния Христа одной фразой, то можно повторить слова Апостолов - “Христос умер за наши грехи”. Его крестная жертва приобрела нам оправдание перед судом Божиим и прощение всех наших грехов. Это то, что богословы называют “объективной стороной” спасения. То, что со Своей стороны, для нас сделал Бог. Но спасение - это то, что совершается не с неодушевленными предметами, а с людьми, существами личностными и свободными.
Как именно спасение, которое для нас приобрел Христос, становится нашим? Как конкретный человек - Вы или я - можем обрести вечную жизнь? Слово Божие говорит - через веру. И здесь нам важно подробнее остановится на значении этого слова. В стране с традиционно христианской культурой человек может называть себя христианином, православным, верующим, и это, увы, не будет означать почти ничего.
Представьте себе, что в помещение, где я сижу, врывается сотрудник полиции и говорит, что здание заминировано и все должны немедленно его покинуть. Если я поверю ему, я, очевидно, немедленно вскочу и последую за ним к аварийному выходу. Представьте себе, что врач, посмотрев на распечатки моих анализов, скажет, что у меня серьезные проблемы со здоровьем, и я что срочно должен изменить свои привычки, диету и образ жизни. Если я поверю ему, я - с глубокой печалью, но вместе с тем, решительно - откажусь от некоторых своих любимых блюд.
Наша вера людям - особенно людям, говорящим о нашей жизни и безопасности - проявляется в определенных действиях, и действиях решительных. Мои слова о том, что верю полицейскому или врачу ничем мне не помогут - моя вера окажется спасительной, только если она проявится в определенном поведении.
Так и вера во Христа, когда она есть, проявляется в определенных действиях. В Книге Деяний Апостольских описана реакция людей, которые слышали проповедь о Христе распятом и воскресшем. Они покаялись в своих грехах и приняли Крещение.
Каков подлинный смысл Крещения?
В Новом Завете соответствующее слово - “баптизмо” - означает “погружение”. Погружение куда? В смерть Христову. Смерть Господа на кресте становится нашей смертью - которая спасает и освобождает нас для новой жизни.
Мы освобождены от груза прежних грехов, как если бы мы умерли. Мы, по нашим грехам, заслуживали смерти - и мы умерли, когда Христос умер за нас на Кресте. Теперь мы восстали к новой жизни, в которой старое осуждение больше не имеет над нами власти.
Мы-прежние, со всем, что было в нашей прошлой жизни, умерли. Благодать Крещения - как и благодать Божия вообще - действует через нашу веру и свободное произволение; мы принимаем решение - и подтверждаем его раз за разом - оставаться мертвыми для греха и живыми для Бога.
Иди отомсти! - не могу, я же умер! Иди предайся злословию! - Как, я же умер! Иди, соверши еще какое беззаконие! - Это невозможно, я мертв! Христианин живет своим Крещением, постоянно оглядываясь на него в принятии повседневных решений.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема