«Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца», — говорил учёный-биолог Луи Пастер. А Исаак Ньютон, кроме своих известных научных трудов, написал ещё и комментарии к Новому Завету. О том, что вера и наука не только не противоречат друг другу, но, напротив, самым тесным образом взаимосвязаны, много рассуждал и крупный отечественный учёный, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же — святитель Лука Крымский, архиепископ Русской православной Церкви, прославленный ею в лике святых. В издательстве «Никея» мудрые высказывания святителя Луки на тему веры и науки собрали под одной обложкой и выпустили сборник «О Вере, Христе и науке. Мысли и слова святителя Луки Войно-Ясенецкого».
«Вы можете знать, что самолет в состоянии поднять вас, но, если вы в этом не уверены, вы никогда не решитесь в него сесть», — замечает святитель Лука и рассуждает о том, что знание само по себе, без веры, без личного принятия его человеком останется для него всего лишь бесполезным сведением. А стало быть, знание — не сильнее веры, как полагают многие. Наоборот, именно вера сообщает знанию силу.
Свои мысли святитель подкрепляет и цитатами из Евангелия — к примеру, из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него». Эту взаимосвязь архиепископ Лука находит и в известных исторических сюжетах. Например, вспоминает Иоганна Гуттенберга, который горел желанием найти способ для широкого распространения Библии и... изобрел печатный станок!
Один из самых близких к нам по времени святых, живший в середине двадцатого века, интеллигент и высокообразованный человек, святитель Лука Крымский умел логически рассуждать о таком, казалось бы, нелогичном явлении, как вера. Преследуемый в советское время за церковную деятельность, он не раз бывал на допросах. На одном из них следователь с сарказмом спросил выдающегося хирурга, как он может верить в Бога, если никогда его видел. И святитель Лука (Войно-Ясенецкий) ответил: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума или совести. Значит ли это, что их нет?»
Со времён Дарвина, взгляды которого святитель Лука разумно критикует, конечно, многое изменилось. Далеко не все современные учёные опираются на атеистическую концепцию происхождения мира, а напротив, периодически приводят новые гипотезы, подтверждающие существование Творца. И за это, наверное, мы не в последнюю очередь должны сказать спасибо святителю Луке Войно-Ясенецкому, чьи мысли и слова «О вере, Христе и науке» по сей день дают богатую пищу для размышлений.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь Христова чествует Казанский образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Прославляя ту или иную икону Божией Матери, мы, конечно же, возносим славословие не доскам и краскам, а Самой Богородице, иконы же — это вещественные свидетельства Её близости к нам, заботы о нас и ограждения нас от всякого зла. Молитвенно вспоминая Божию Матерь, Церковь во время божественной литургии предлагает нам обратить внимание на отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Удивительно, что в день прославления Божией Матери мы слышим в качестве апостольского чтения гимн, прославляющий Христа, и ничего не говорящий о Его Пречистой Матери. Впрочем, если мы будем внимательны к словам только что прозвучавшего гимна, то нам станет понятен такой выбор Церкви.
Весь услышанный нами отрывок апостольского послания говорит о двух добродетелях, без которых немыслимо спасение, — о добровольном смирении и о послушании. Согласно этому гимну, Христос обрёл главенство над всем творением через уничижение Себя Самого и через послушание Богу-Отцу вплоть до смерти. Получается, что та власть, выше которой не может быть никакой власти, та слава, с которой не может сравниваться никакая другая, пришли не с использованием силы, а как следствие смирения и послушания.
Церковь все две тысячи лет своего существования изо дня в день твердит о том, что существует лишь один путь, ведущий ко спасению, этот путь указал Христос, и заключается он в уподоблении Спасителю всё в тех же смирении и послушании. Любой христианин прекрасно знает об этом учении Церкви, ну а опытный христианин умеет часами компетентно рассуждать об этих добродетелях.
Однако мало кто способен жить так, как то предполагают смирение и послушание.
Проблема здесь в том, что и первое, и второе противоречит нашей искажённой грехопадением прародителей природе. Сама наша природа требует, чтобы мы жили совсем иначе, чтобы мы всеми силами ставили себя на первое место, ведь если этого не сделать, то мы, как нам кажется, не получим причитающиеся нам по заслугам уважение и почёт, требует от нас природа и исполнения своей воли, потому что именно в этом мы видим надёжную опору в бушующем мире.
Христос же поступал совершенно иначе: Он добровольно отказался от всего, что Ему принадлежало по праву не как смертному человеку, но как Творцу всего видимого и невидимого. Он воспринял нашу природу и сумел ей не подчиниться, Он остался свободным и сделал Он это благодаря смирению и послушанию.
Возможно ли нечто подобное для обычного человека? Опыт святых отвечает на этот вопрос утвердительно. Однако в большей степени, чем кто бы то ни было ещё, показала действенность смирения и послушания Пресвятая Дева, человек, о котором мало кто знал в годы Её земной жизни, человек, о котором мало кто не знает после Её отшествия ко Господу. Она смирением и послушанием сумела победить собственное естество, поэтому Бог дал Ей власть помогать и нам преодолевать последствия грехопадения наших прародителей. Пресвятая Богородица, помоги нам и спаси нас!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
Гостем программы был старший преподаватель университета имени Разумовского Григорий Елисеев.
Разговор шел о 25-м президенте Соединенных Штатов Америки Уильяме Мак-Кинли и о том, как в конце 19-го века формировалась внешняя политика США, основанная на распространении своих интересов на другие страны.
Все выпуски программы Исторический час
«Из города в деревню». Ольга Демидюк
У нас в студии была журналист, писатель Ольга Демидюк.
Наша гостья рассказала о своих поисках Бога и приходе в Православную Церковь, о том, как она переехала из города в белорусскую деревню, с какими сложностями приходилось сталкиваться, но как при этом Господь явно направлял и поддерживал ее.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья