Когда люди говорят о том, что от Церкви их отталкивает то или другое, мне хочется сказать, что если ты не веришь в спасение души, то что тебе вообще делать в Церкви? А если веришь, то что может оттолкнуть тебя от Церкви?
Я довольно часто сталкиваюсь с этим в сети — люди прочитали о Церкви что-то плохое. Какой-то безобразный случай, дорожное происшествие, какой-то конфликт — и пишут, что это «отталкивает их от Церкви». Или какой-нибудь священник (или просто православный человек) сказал что-то не то, что хотелось бы услышать. Или Церковь не разделяет дорогих человеку политических воззрений.
Мне это кажется странным. Меня можно оттолкнуть от чего-то, что для меня не важно. В чем я вовсе не испытываю необходимости. Ресторан может оттолкнуть меня слишком дорогим бизнес-ланчем. Потому что я, в принципе, могу без него обойтись, не умру. Футбольные матчи отталкивают меня дорогими билетами и буйными болельщиками. Да меня как-то и не тянет на футбол. В опере меня отталкивает... даже не знаю что. Не интересуюсь оперой.
Но сама природа возвещения Церкви такова, что если оно истинно — то Церковь нам необходима более, чем что бы то ни было на свете. А если это не так — то она просто не нужна. Собственно, это даже не ее возвещение. Это возвещение одного человека — Иисуса Христа.
Мы встречаем Его в Евангелиях — воспоминаниях, составленных Его учениками. Иисус говорит удивительные вещи, так, что даже Его противники признают — «никогда человек не говорил так, как Этот Человек. (Иоан.7:46)
А говорил Он о том, что Он, Иисус, был с Отцом прежде бытия мира. Что Он есть Истина — не просто кто-то, кто говорит истину, но сама Истина. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что те, кто поверят Ему, обретут жизнь вечную. Что тот, кто видел Его, видел Отца. Он не только говорил — Он творил чудеса. Исцелял больных и насыщал голодных.
Одни уверовали в Него — другие отказались, и объявили Его слова возмутительной неправдой. Его арестовали, ложно обвинили в попытке захватить царскую власть, и предали страшной смерти, распяв на Кресте.
Но на третий день он воскрес и пришел к ученикам, которым поручил проповедовать всем людям весть о вечном спасении. Как Он сказал, «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16)
Он сказал также «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18)
Таковы Его слова — и мы, как и Его современники, можем ответить на них верой или противлением. Христиане — это те, кто верят Ему, принимают Его обещание вечной жизни и приходят за ней в Церковь, которую Он основал, где совершаются Таинства, которые Он установил.
А если вы уверовали во Христа — то что может оттолкнуть Вас от вечной жизни?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»