Когда люди говорят о том, что от Церкви их отталкивает то или другое, мне хочется сказать, что если ты не веришь в спасение души, то что тебе вообще делать в Церкви? А если веришь, то что может оттолкнуть тебя от Церкви?
Я довольно часто сталкиваюсь с этим в сети — люди прочитали о Церкви что-то плохое. Какой-то безобразный случай, дорожное происшествие, какой-то конфликт — и пишут, что это «отталкивает их от Церкви». Или какой-нибудь священник (или просто православный человек) сказал что-то не то, что хотелось бы услышать. Или Церковь не разделяет дорогих человеку политических воззрений.
Мне это кажется странным. Меня можно оттолкнуть от чего-то, что для меня не важно. В чем я вовсе не испытываю необходимости. Ресторан может оттолкнуть меня слишком дорогим бизнес-ланчем. Потому что я, в принципе, могу без него обойтись, не умру. Футбольные матчи отталкивают меня дорогими билетами и буйными болельщиками. Да меня как-то и не тянет на футбол. В опере меня отталкивает... даже не знаю что. Не интересуюсь оперой.
Но сама природа возвещения Церкви такова, что если оно истинно — то Церковь нам необходима более, чем что бы то ни было на свете. А если это не так — то она просто не нужна. Собственно, это даже не ее возвещение. Это возвещение одного человека — Иисуса Христа.
Мы встречаем Его в Евангелиях — воспоминаниях, составленных Его учениками. Иисус говорит удивительные вещи, так, что даже Его противники признают — «никогда человек не говорил так, как Этот Человек. (Иоан.7:46)
А говорил Он о том, что Он, Иисус, был с Отцом прежде бытия мира. Что Он есть Истина — не просто кто-то, кто говорит истину, но сама Истина. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что те, кто поверят Ему, обретут жизнь вечную. Что тот, кто видел Его, видел Отца. Он не только говорил — Он творил чудеса. Исцелял больных и насыщал голодных.
Одни уверовали в Него — другие отказались, и объявили Его слова возмутительной неправдой. Его арестовали, ложно обвинили в попытке захватить царскую власть, и предали страшной смерти, распяв на Кресте.
Но на третий день он воскрес и пришел к ученикам, которым поручил проповедовать всем людям весть о вечном спасении. Как Он сказал, «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16)
Он сказал также «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18)
Таковы Его слова — и мы, как и Его современники, можем ответить на них верой или противлением. Христиане — это те, кто верят Ему, принимают Его обещание вечной жизни и приходят за ней в Церковь, которую Он основал, где совершаются Таинства, которые Он установил.
А если вы уверовали во Христа — то что может оттолкнуть Вас от вечной жизни?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер