Есть принцип, которому очень важно следовать в случае любого недоразумения или конфликта. Он звучит так: во всех случаях исходи из наиболее благоприятного для человека толкования его слов и поступков.
Иногда это легко - если, например, коллега по работе взял мой рюкзак и удаляется с ним к выходу, я могу решить, что он хочет меня обворовать - а могу решить, что он просто устал, задумался и перепутал. Если мой знакомый наговорил мне обидных резкостей, я могу решить, что наконец из-под его фальшивой улыбки проступили ядовитые клыки - а могу предположить, что он просто устал, не выспался, и огорчен какими-то неизвестными мне обстоятельствами. Если малознакомый мне человек сказал какую-то злую и неприличную глупость, я могу навеки зачислить его в люди злые, неприличные и глупые, а могу вспомнить известный библейский стих “и кто не согрешал языком своим?” и не судить всего человека по одному его высказыванию.
Из всех возможных объяснений неприятных нам действий других людей - уважительные причины, которых мы пока не поняли, добросовестная ошибка, недостаток опыта, недостаток компетентности, личная алчность, участие в преступном синдикате, выполнение задания иноземных врагов, участие во всемирном заговоре с целью скорейшего воцарения Антихриста - мы должны начинать с наиболее милостивых по отношению к человеку. Самое милостивое объяснение имеет наибольшие шансы оказаться верным.
Здесь стоит помнить Евангельские слова про суд - нам следует судить о личности и намерениях других так, как мы бы хотели, чтобы другие судили о нашей личности и намерениях.
Это особенно важно при спорах и ссорах. Люди — особенно под влиянием эмоций - видят ситуацию по разному. Попробуйте отдельно опросить участников ссоры. Вы получите совершенно разные картины - не потому что люди обдуманно и коварно лгут. И не потому что высокие препирающиеся стороны (или одна из сторон) злоумышленные негодяи. Такое бывает редко. А чаще бывает, что люди понимают одни и те же слова, и одни и те же ситуации по-разному.
И за человеческими конфликтами вообще, и за конфликтами внутри Церкви очень часто стоит не противостояние Добра и Зла, и вообще не какие-то принципиальные разногласия, а простые вещи. Например, мне наступили на ногу, когда у меня был особенно неудачный день, я высказал свое огорчение по этому поводу, он тоже высказал... и понеслось. Задним числом можно приискать принципиальные причины, объяснить, почему мой оппонент злодей, еретик и посланец Антихриста. Но начинается все не с этого. Поэтому так важно помнить слова Иисуса, сына Сирахова:
«Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперёд не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того;и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. иной погрешает словом. но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего»
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема