Время от времени люди спрашивают - спасется ли человек, который не верит в Евангелие не по злому умыслу, а по искреннему заблуждению? Мы ничего не можем тут сказать о других людях — их может судить только сердцевед Бог, который видит и все их мысли, и все обстоятельства их жизни. Но можно ли переносить этот подход на себя? Могу я успокоить себя тем, что, если я не верю во Христа, мое неверие — это честное заблуждение, и я все равно могу попасть в рай?
Проблема в том, что все мы, люди, склонны к самообману — мы все склонны верить в то, во что нам в данный момент кажется удобнее верить, принимать ту систему воззрений, которая нас больше устраивает. Алкоголики обманывают себя, полагая, что алкоголь, мол, обладает какими-то целебными свойствами, как, якобы, доказали британские ученые. Приверженцы той или другой стороны в политических или национальных конфликтах затыкают уши от всего, что может подорвать их уверенность в безусловной правоте их вождей. Неверные супруги создают убедительную (для них) систему оправданий. И все мы склонны отвергать правду, которая на данным момент представляется нам неудобной.
Искренни ли мы в такого рода заблуждении? Мы почти способны уверить себя, что честны и искренни, но это не так, мы заблуждаемся по своей воле и по своему выбору. Ведь если Евангелие истинно, то нам надо будет глубоко пересмотреть свою жизнь, отказаться от чего-то, к чему мы привыкли, признать некоторые вещи, которые мы привыкли отрицать... Христианская вера приносит великое утешение, но чтобы обрести его, надо пройти через болезненный момент признания грехов и отречения от заблуждений.
Истина требует от нас изменить свою жизнь, и поэтому честность в этом вопросе требует определенных усилий, которых может казаться проще не предпринимать. Но отказ разбираться — это не искреннее заблуждение; это сознательный выбор, опасение узнать правду, которая много от нас потребует. И этот отказ ставит наше спасение под угрозу. Поэтому нам не стоит рассчитывать на «искренность» своих заблуждений. Нам стоит искать истину.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема