Недавно я видел несколько репортажей с политического шествия. Люди несли транспаранты двух типов - на одних провозглашалась любовь, сострадание, мир, толерантность, на других - иногда в руках у тех же людей - изъязвлялась резкая неприязнь, даже ненависть, к политическим оппонентам. Да и в выступлениях ораторов лозунги любви сочетались с грубой и вульгарной руганью в адрес противников.
Конечно, демонстрантов обвиняли в лицемерии; и тут я вспомнил, что где-то уже слышал похожие обвинения. В лицемерии постоянно обвиняют христиан. Люди в Церкви - как постоянно пишут на антихристианских сайтах - лицемеры. Они не являют те качества, которые требует их вера. Они не выглядят достаточно терпеливыми, любящими, и презирающими мирские блага. Они не живут в согласии с тем, что проповедуют. Следовательно - как развивается аргумент дальше - сама христианская вера является ложной, разделять ее не стоит.
Вообще говоря, христианская вера как раз и говорит о том, что все люди грешники, а христиане - прощенные грешники, находящиеся в процессе исправления. Причем этот процесс завершится только на небесах, а пока, как напоминает Апостол, “если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас”. То, что христиане не соответствуют идеалам, которые сами провозглашают, и должны сознавать это, чтобы двигаться в правильном направлении - постоянная тема Писания. Мы все грешники, мы должны отдавать себе в этом отчет.
Но - обратим внимание - в лицемерии можно упрекнуть не только христиан, но и любое вообще сообщество людей, провозглашающих какой-то позитивный нравственный идеал. Люди, проповедующие терпимость бывают яростно нетерпимы по отношению к тем, кто им не нравится. Борцы с ненавистью проявляют немалую озлобленность. А люди, которые в секулярном контексте, провозглашают любовь, всегда готовы взорваться яростной бранью в отношении к тем, кто, на их строгий взгляд, недостаточно любящ и терпим. Авторы, прославляющие разум и интеллектуальную честность, демонстрируют поразительную нечестность и закрытость, когда речь идет о чем-то, что может угрожать их мировоззрению.
Если лицемерие уничтожает идеал, которому люди присягают, то в мире нет ни одного не уничтоженного идеала. Но оно, все же, показывает нечто другое. Непреодолимый конфликт между тем, что люди сами признают справедливым - и тем, как они в реальности себя ведут. Этот конфликт - проявление того, что христианское богословие называет первородным грехом. Человеческое лицемерие - это не довод против христианства. Оно выглядит именно так, как и должно выглядеть, если христианское представление о человеке - созданном по образу Божию и отпавшему в грех - истинно.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема