Шедевры мировой литературы рождались порой в самых прозаичных обстоятельствах. Забавную легенду на эту тему рассказывают, к примеру, биографы Александра Грина: обедал, мол, однажды тот в каком-то ресторанчике; подали блюдо и приборы. А писатель, оглядев стол, вдруг спросил у официанта: «А соль?» Так возник знакомый всем читателям образ юной девушки с необычным романтическим именем, упрямо ждущей на берегу моря корабль с алыми парусами. Вот и известный американский писатель О. Генри тоже однажды зашёл пообедать в старую нью-йоркскую таверну. Сел за столик, сделал заказ. Официант долго не возвращался, и писатель достал блокнот, чтобы сделать кое-какие заметки для будущих текстов. А вместо этого… буквально на одном дыхании, не выходя из-за столика, написал свою знаменитую, покорившую весь мир простотой и одновременно невероятной глубиной короткую рождественскую новеллу «Дары волхвов».
Сколько раз это произведение переиздавалось в одной только нашей стране в составе сборников, сосчитать трудно. А вот в издательстве «Рипол-классик» решили выпустить «Дары волхвов» отдельной книгой в серии «Шедевры книжной иллюстрации» - с удивительными рисунками ирландского художника-иллюстратора Патрика Линча.
Чудесную святочную историю о юных супругах Делле и Джиме Диллингхэм подробно пересказывать, пожалуй, нет нужды. Многим сюжет новеллы О. Генри «Дары волхвов» известен ещё со школьной скамьи. А по отношению к тем, кто встретится с её героями впервые, посвящение в подробности и вовсе стало бы преступлением! Но с точностью можно утверждать одно: в каком бы возрасте мы ни перечитывали это блестящее, тонкое, мудрое и, несмотря на столь краткую форму, необычайно остросюжетное произведение, оно вновь и вновь заставит нас и переживать, и сострадать, и улыбаться от счастья.
Мы будем горевать вместе с Деллой, у которой нет денег, чтобы купить любимому мужу рождественский подарок; станем любоваться её длинными каштановыми волосами и с трепетом следить, куда это она отправилась, так тщательно их расчесав. Будем с нетерпением ждать, когда вернётся с работы Джим и увидит, какой сюрприз приготовила ему жена. А потом - с нежностью смотреть на любящих супругов, в канун Рождества пожертвовавших друг для друга самым дорогим, что у каждого из них было.
Создав свою рождественскую новеллу столь спонтанно и написав таким лёгким, невесомо-простым языком, название ей О. Генри дал, тем не менее, кажется, совершенно обдуманно, в чём-то уподобив её героев библейским волхвам, принёсшим свои дары родившемуся Младенцу-Христу. Ведь если за подарком стоит бесконечная любовь, которая готова идти на жертвы; та, которая, по словам апостола Павла, не ищет своего, это - уже не просто праздничный сувенир, а настоящие Дары волхвов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.