Многие из нас сейчас помимо реального мира погружены еще и в мир виртуальный. Социальные сети, мессенджеры, электронная почта, звонки, смс, уведомления прямо-таки накаляют наши смартфоны докрасна, а они, в свою очередь — накаляют наше внимание. И ведь часто нельзя просто проигнорировать звонок или сообщение. От них может зависеть наша работа, семейные или дружеские отношения. Не ответишь — человек может обидеться или сорвется важный проект.
Некоторое время назад я поймал себя на мысли, что не могу просто так смотреть, как мои дети играют дома. Если игра их интересна и увлекательна — то мне хочется их сфотографировать или записать видео, а затем выложить в интернет для всеобщего умиления. К тому же, когда дети заняты своими делами, то и мне можно заняться работой — сайт поадминистрировать или что-то полезное из аналитики почитать. Естественно опять в телефоне или за компьютером. Вроде и оправдание есть — сайт ведь сам себя не обновит, почта — себя не разберет.
Но при этом остается некое беспокойство. И объяснить его легко: время — пусть и не совсем впустую, но тратится, и жизнь проходит мимо. А настоящая жизнь — совсем рядом. Это дети, играющие на ковре возле ног. Они и видят только ноги, потому что телефон закрывает лицо. И осознание этого ошеломило меня.
В одной статье по воспитанию детей было сказано: вы можете говорить детям все что угодно, но они будут жить так, как живете вы. И действительно — что я хочу от своих детей? Чтобы они общались друг с другом, хочу, чтобы они гуляли и резвились, а не сидели в планшетах. Но а сам-то я, глава семьи, пример для подражания, что делаю? Дети ведь видят: родители в телефоне. А что они там делают — их особо не волнует: читают ли молитвенное правило или чатятся. Они переймут внешний фактор — телефон должен быть перед глазами. Если не хочется видеть своих детей в пучине виртуального мира — мы сами не должны тонуть в его волнах.
Сайт можно администрировать, когда дети в школе или спят, а социальные сети вообще имеют привычку съедать все свободное время, поэтому даже их создатели очень жестко ограничивают себя в интернет-общении. Ничего не случится, если оставить телефон подальше на вечер и только периодически его проверять. А вот на что действительно стоит обращать внимание после тяжелого трудового дня — так это на взрослеющие глаза детей, которые очень скоро станут сами родителями. А уж какими — во многом зависит от нас.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.