Многие из нас сейчас помимо реального мира погружены еще и в мир виртуальный. Социальные сети, мессенджеры, электронная почта, звонки, смс, уведомления прямо-таки накаляют наши смартфоны докрасна, а они, в свою очередь — накаляют наше внимание. И ведь часто нельзя просто проигнорировать звонок или сообщение. От них может зависеть наша работа, семейные или дружеские отношения. Не ответишь — человек может обидеться или сорвется важный проект.
Некоторое время назад я поймал себя на мысли, что не могу просто так смотреть, как мои дети играют дома. Если игра их интересна и увлекательна — то мне хочется их сфотографировать или записать видео, а затем выложить в интернет для всеобщего умиления. К тому же, когда дети заняты своими делами, то и мне можно заняться работой — сайт поадминистрировать или что-то полезное из аналитики почитать. Естественно опять в телефоне или за компьютером. Вроде и оправдание есть — сайт ведь сам себя не обновит, почта — себя не разберет.
Но при этом остается некое беспокойство. И объяснить его легко: время — пусть и не совсем впустую, но тратится, и жизнь проходит мимо. А настоящая жизнь — совсем рядом. Это дети, играющие на ковре возле ног. Они и видят только ноги, потому что телефон закрывает лицо. И осознание этого ошеломило меня.
В одной статье по воспитанию детей было сказано: вы можете говорить детям все что угодно, но они будут жить так, как живете вы. И действительно — что я хочу от своих детей? Чтобы они общались друг с другом, хочу, чтобы они гуляли и резвились, а не сидели в планшетах. Но а сам-то я, глава семьи, пример для подражания, что делаю? Дети ведь видят: родители в телефоне. А что они там делают — их особо не волнует: читают ли молитвенное правило или чатятся. Они переймут внешний фактор — телефон должен быть перед глазами. Если не хочется видеть своих детей в пучине виртуального мира — мы сами не должны тонуть в его волнах.
Сайт можно администрировать, когда дети в школе или спят, а социальные сети вообще имеют привычку съедать все свободное время, поэтому даже их создатели очень жестко ограничивают себя в интернет-общении. Ничего не случится, если оставить телефон подальше на вечер и только периодически его проверять. А вот на что действительно стоит обращать внимание после тяжелого трудового дня — так это на взрослеющие глаза детей, которые очень скоро станут сами родителями. А уж какими — во многом зависит от нас.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема